Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Методам принятия управленческих решений»
Ответы на вопросы по экзамену «Методы принятия упр.реш.»
1. Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.
Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа.
принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.
Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда.
Принцип научной обоснованности методов и правил управления предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно обоснованы и выверены практикой.
Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели.
Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов связан с характером производства. асто хозяйственные организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации обязаны вносить соответствующую плату.
Принципы управления:
1. Чуткая реакция на внешние и внутренние
условия.
2. Планирование и выработка решения: определение
цели организации и принятие наиболее
эффективных решений.
3. Оптимальное распределение сил и ресурсов.
4. Стремление, чтобы все члены организации
работали с наибольшей отдачей.
5. Постоянный контроль и корректировка
текущей работы, направленные на осуществление
целей организации.
Цель управления – желаемое (требуемое) состояние или движение объекта или системы управления.
Цели являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Разделение на долгосрочные и краткосрочные
цели имеет принципиальное значение,
так как эти цели существенно
различаются по содержанию. Для краткосрочных
целей характерна гораздо большая,
чем для долгосрочных, конкретизация
и детализация в таких вопросах
2. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ — методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств государственно-правового познания, определяет (в значительной мере) его мировоззрение. Это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права.
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950)
Двух ученых — Мери Паркер Фоллетт (1868-1933) и Элтона Мэйо (1880-1949) можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.
Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления руководитель должен отказаться от формального взаимодействия с подчиненными (т.е. перестать опираться на должностную власть), а стать лидером, признанным работниками.
если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Школа поведенческих наук
Примерно с конца 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого (бихевиористского) направления можно упомянуть Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга.
Ситуационный подход
В оригинале «contingency approach» - вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Ситуационный подход разработан в конце 60-х годов.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
В основе проблемы, как правило, лежит сложная ситуация, которая характеризуется либо неясностью причин возникновения, либо неопределенностью путей выхода из нее, либо тем и другим одновременно.
Проблема всегда имеет определенное содержание, связана с каким-то конкретным местом, временем возникновения, частотой повторяемости, сроками разрешения, обладает теми или иными количественными параметрами, характеризуется кругом лиц, причастных к ней. Выявление перечисленных моментов, позволяет определить так называемое "проблемное поле", на котором должны разворачиваться действия, направленные на решение проблемы [4].
Управленческие проблемы могут быть классифицированы по ряду признаков. Одним из них является степень важности. Важные проблемы оказывают решающее влияние не только на текущее положение, но и на будущее организации. Следующим классификационным признаком можно считать масштаб проблемы, который характеризуется величиной экономических потерь, связанных с возникновением и существованием проблем, а также количеством членов организации, которых проблемы затрагивают или которые будут заняты их разрешением.
Проблемы можно различать по степени риска. Она измеряется вероятностью наступления нежелательных для фирмы последствий: возникновения крупного экономического и иного ущерба, подрывающего ее устойчивость, прекращения ее существования вообще. Такие проблемы необходимо как можно скорее решать, пока не произошло дальнейшее осложнение ситуации и риск не увеличился. Таким образом, проблемы с высокой степенью риска одновременно являются самыми срочными, однако не все срочные проблемы связаны с большим риском.
Важное значение для успешного
решения проблем имеет
Проблемы можно
Однако проблемы можно и нужно
не только решать, но и предотвращать,
что обходится значительно
В решении проблем — больших и малых, сложных и простых, важных и второстепенных — состоит суть процесса управления.
Классификация управленческих решений может быть проведена по множеству признаков, основные из которых рассмотрим ниже. Так, с точки зрения влияния, оказываемого на будущее фирмы, решения делятся на стратегические и тактические. Первые, например, определяют основные пути ее развития, вторые — конкретные способы продвижения по ним.
Принятие управленческого
Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Решение предполагает предварительное осознание целей и средств действия. Осознание - это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это - не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.
Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Программируемые решения – это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация, а также готовые, разработанные и успешно применявшиеся ранее правила и процедуры.
Непрограммируемые решения связаны с новыми, сложными, не встречавшимися ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддающимися точной количественной оценке.
Интуитивные решения—это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности.
Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом.
Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Процесс их принятия предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Идет поиск наилучшего решения. Процедура принятия рационального решения включает семь последовательных этапов:
1) определение проблемы;
2) формулировка ограничений и критериев принятия решений;
3) выявление альтернатив;
Информация о работе Шпаргалка по «Методам принятия управленческих решений»