Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Методам принятия управленческих решений»
4) оценка альтернатив;
5) выбор альтернативы;
6) реализация решения;
7) обратная связь.
6. Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.
Рациональные решения
объективного аналитического процесса. Для обеспечения рациональности
необходимо соблюдение ряда условий:
7. Ценностные ориентации
обеспечивают целостность и устойчивость
личности, определяют структуры сознания
и программы и стратегии деятельности,
контролируют и организуют мотивационную
сферу, инструментальные ориентации на
конкретные объекты и (или) виды деятельности
и общения как средство достижения целей.
Личностные ценности рассматриваются
как сложная иерархическая система, которая
занимает место на пересечении мотивационно-потребностной
сферы личности и мировоззренческих структур
сознания, выполняя функции регулятора
активности человека. Ценностные ориентации
проявляются и раскрываются через оценки,
которые человек дает себе, другим, обстоятельствам;
через его умение структурировать жизненные
ситуации, принимать решения в проблемных
и выходить из конфликтных ситуаций; через
избираемые линии поведения в экзистенциально
и морально окрашенных ситуациях; через
умение задавать и изменять доминанты
собственной жизнедеятельности.
Ценностные ориентации - сложное образование,
в котором можно выделить 3 основных компонента:
когнитивный, эмотивный и поведенческий.
Когнитивный есть элемент знания, эмотивный
- эмоциональная составляющая, вытекающая
из оценки; поведенческий - связан с реализацией
ценностных ориентаций в поведении личности.
Из сказанного следует, что исследовать
ценностные ориентации личности при помощи
одного инструментария нельзя, ведь общеизвестно,
что выраженная вербально /словесно/ позиция
человека по отношению к тем или иным ценностям
культуры далеко не всегда совпадает с
реальным, фактическим его поведением.
Руководитель – ключевой член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи, строящий отношения с подчиненными на основе Трудового Кодекса. Управление представляет собой сложное явление, охватывающее процессы, протекающие в организации и связанные с внутренней и внешней средой организации. Как правило, деятельность руководителя обеспечивает целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Управленческая деятельность существенно отличается от всякой другой тем, что при выполнении любой функции руководитель принимает решения в управленческих ситуациях: в планировании, в организации, оперативном управлении, мотивации, контроле и пр.
Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. В ходе рассмотрения социальной ответственности и этики мы привели несколько примеров решений, принятых руководителями, которые отражают ценпегги этих людей в том, что касается добра и зла, порядочности. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей-то системы ценностей.
Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, вы можете считать неправильным придерживать информацию, с помощью которой коллега мог бы улучшить проект, над которым он трудится. Несмотря даже на то, что этот работник может быть вашим главным конкурентом на пути должностного продвижения, ценность, которую вы придаете лояльности и открытости, заставляет вас принять решение о передаче информации коллеге. С другой стороны, вы можете решить уволить работника, который все время работает плохо. Хотя вы придаете большое значение лояльности, ваше представление о равенстве подсказывает, что нужно уволить плохого работника, потому что он не дает организации столько же, сколько другие.
Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решенил . Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало — в кх системе ценностей заметен явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам19. Согласно исследованию Джорджа Инглен-да, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего не вложит средств в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих. Руководитель, для которого главное — сострадание к людям, скорее пойдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов
Немаловажное значение имеют культурные различия, хотя, как можно ожидать, существует сходство ценностных ориентации управляющих из разных стран21. Например, австралийские руководители предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным; южнокорейские больше значения придают силе и плохо воспринимают проблемы других; японские демонстрируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании.
8. Существует определенное различие между управлением и лидерством.
Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.
Говоря о влиянии, мы имеем в виду ситуацию, когда один человек вносит изменения в поведение другого. Как правило, влияние может оказываться только с помощью идей (К. Маркс).
Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле.
Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.
Способ реализации поставленных задач можно характеризовать как стиль руководства. Выделяют три ставших классическими стиля руководства, которые в 30-е гг. ХХ в. предложил Курт Левин:
Авторитарный стиль основан на предположении, что все люди по природе ленивы, не любят брать на себя ответственность, и управлять ими можно только при помощи денег, угроз и наказания. Характеризуется высокой централизацией руководства; единоначалием в принятии решений; жестким контролем за деятельностью подчиненных. Сотрудники – исполнители приказов, причем им дается минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.
Методы руководства: приказы, распоряжения, замечания, выговоры, угрозы, лишения льгот. В общении с сотрудниками используются четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненным. Руководитель обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, стимулирует инициативу, информирует коллектив. Общение доброжелательное и вежливое. Создается благоприятный психологический климат.
Либеральный стиль характеризуется минимальной степенью участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель пускает дело на самотек, действует от случая к случаю или когда оказывают давление “сверху” или “снизу”. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложить свои функции и ответственность на других. Никогда не критикует начальство.
Все организации отличаются друг от
друга по различным аспектам (функциям,
методам и принципам
Каждая организация
Взаимодействие на уровне (1) осуществляется
с помощью механистических
и органических. подходов; взаимодействие
на уровне (2) реализуется в рамках организация
структуры; на уровне (3) взаимодействие
в зависимости от того какая сторона играет
лидирующую роль, придает ей индивидуалистический
или корпоративный характер.
Типология и классификация организаций
Классификация организаций позволяет
сгруппировать их по сходным признакам
или параметрам для выработки общих методов
анализа хозяйственной деятельности,
совершенствования управления и регулирования.
Классификация и типология организаций
необходима также для определения государственной
политики по отношению к различных типам
предприятий (например, налоговая политика,
кредитная политика, политика государственной
поддержки бизнеса и пр.).
По правовой форме можно выделить четыре
типа организаций:
Юридическое лицо — это организация, которая
имеет печать, расчетный счет в банке,
имеет в собственности обособленное имущество,
отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, выполняет возложенные обязанности,
имеет самостоятельный баланс, может быть
истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована
в государственных органах власти.
Неюридическое лицо — подразделения организации
— юридического лица (не зарегистрировано).
Неюридическое лицо — предприниматель
без организации юридического лица (зарегистрировано).
Неформальная организация граждан — это
объединение людей, не связанных между
собой формальными договоренностями о
правах и обязанностях, они не регистрируются
в государственных органах.
Всем формам организаций присущи общие
черты:
· наличие хотя бы одного сотрудника;
· наличие хотя бы одной общей цели, направленной
на удовлетворение потребностей и интересов
человека или общества;
· получение прибавочного продукта в разных
формах (материалы, услуги, информация,
духовная пища);
· преобразование ресурсов в ходе деятельности
(финансы, сырье, оборудование, знания,
информация).
Классификация организаций проводится
по самым разным признакам: по размеру,
по форме собственности, по источникам
финансирования, по признаку формализации,
по отношению к прибыли, по организационно-правовой
форме и др.
Перечислим основные признаки классификации
организаций:
по отношению к власти ~ правительственные
и неправительственные;
по отношению к главной цели — общественные
и хозяйственные;
по отношению к прибыли — коммерческие
и некоммерческие;
по отношению к бюджету — бюджетные и
внебюджетные;
по форме собственности — государственные,
муниципальные, общественные, частные
и организации со смешанной формой собственности;
по уровню формализации — формальные
и неформальные;
по отраслевой принадлежности — промышленные,
транспортные, сельскохозяйственные,
торговые и пр.;
по самостоятельности принятия решений
— головные, дочерние, зависимые;
по размеру и численности членов организации
—- крупные, средние, малые.
Наверное, существует еще много признаков,
по которым можно классифицировать организации,
например, по территориальной принадлежности
(организации Западного округа Москвы),
по политической ориентации (красный пояс)
и т.п.
Общественные организации создаются для
удовлетворения социальных потребностей
и интересов членов общества: политические
партии, союзы, блоки, правозащитные организации
и др. Осуществляют добровольно общественную
деятельность, например, »Экология и мир»,
«Столичное собаководство», «Гринпис»,
«Союз потребителей» и пр.
Хозяйственные организации удовлетворяют
потребности индивидуума и общества путем
хозяйственно-производительной деятельности.
В свою очередь они подразделяются на
производственные, научно-производственные,
посреднические и др.
Правительственная организация (ПО) —
такой статус дается официальными органами
власти федерального или местного уровней.
К правительственным организациям относятся
организации, зафиксированные в Конституции,
указах Президента, например, министерства,
государственные комитеты, Администрация
Президента, префектуры, районные управы
и пр. На эти организации распространяются
различные привилегии и определенные
жесткие требования (привилегии — финансирование,
льготы, социальное обеспечение; требования
— государственный чиновник не имеет
права возглавлять коммерческие структуры,
не имеет права использовать привилегии
в целях собственной выгоды либо личной
выгоды своих сотрудников. Неправительственные
организации — это те, которые не имеют
статуса ПО.
Коммерческие организации — организации,
ставящие своей целью получение прибыли
в интересах учредителей или акционеров.
Согласно Государственному Кодексу Российской
Федерации (ГК РФ) к ним отнесены: хозяйственные
товарищества и общества, производственные
кооперативы, государственные и муниципальные
унитарные предприятия.
Некоммерческие организации — ставят
целью удовлетворение общественных потребностей.
Несмотря на то что цели их носят некоммерческий
характер, они могут заниматься предпринимательством
и получать прибыль, идущую на текущие
расходы. Полученная прибыль идет не учредителям,
а используется на развитие организации,
прибыль не облагается налогом. В соответствии
с ГК РФ к некоммерческим отнесены: потребительские
кооперативы, общественные и религиозные,
благотворительные и другие фонды, ассоциации,
союзы, учреждения.
Бюджетные организации — источником финансирования
таких организаций является государственный
бюджет или бюджет государственного органа.
Бюджетные организации освобождаются
от многих налогов, в том числе от НДС.
Небюджетные организации — сами изыскивают
источники финансирования, в том числе
источником финансирования может быть
бюджет, а инвестором — бюджетная организация.
По форме собственности различают государственные,
муниципальные, общественные организации
и организации со смешанной формой собственности.
Государственные и муниципальные организации
полностью или частично находятся под
контролем государственных или муниципальных
органов власти.
Частные организации — это организации,
созданные индивидуальными предпринимателями:
товарищества, кооперативы, фермерские
хозяйства, а также созданные за счет взносов
акционеров: акционерные общества, хозяйственные
товарищества и др.
Организации со смешанной собственностью
образуются на основе сочетания различных
форм собственности: государственной,
частной, иностранной. Например, акционерное
общество наряду с участием государственного
капитала привлекает частные, в том числе
и иностранные инвестиции.
По уровню формализации различают формальные
и неформальные организации.
Формальные организации — это зарегистрированные
в установленном порядке общественные
и хозяйственные организации. Это объединение
людей, связанных договором о своих правах
и обязанностях. Формальные организации
могут иметь статус юридического или неюридического
лица.
Неформальные организации — незарегистрированные
в государственных органах власти. Это
объединение людей, не связанных между
собой формальными договоренностями о
правах и обязанностях, они не регистрируются
в государственных органах, создаются
на базе общих интересов в области культуры,
быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение
друзей бега и т.п.). Признак формирования
неформальной организации — появление
неформального лидера. Появление сильного
лидера увеличивает шансы перерастания
неформальной организации в формальную.
Информация о работе Шпаргалка по «Методам принятия управленческих решений»