Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление персоналом"

Файлы: 1 файл

Menedzhment.docx

— 89.07 Кб (Скачать файл)

1. Управление  как наука, как профессиональная  деятельность, как взаимодействие. Функции и принципы управления.

Управление (как наука) - наука, изучающая законы и закономерности, принципы и методы управления любыми организованными системами, целью которых является приведение системы к желаемому конечному состоянию (достижения целей).

Управление (как профессиональная деятельность) - деятельность профессионально подготовленных управленцев (менеджеров) по планированию, организации, контролю, а в целом по разработке и принятию управленческих решений.

Управление(как взаимодействие) - взаимодействие субъекта управления и объекта управления (субъект оказывает управленческое воздействие на объект) с целью достижения определённых целей.

Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль

Принципы управления:разделение труда; власть и ответственность,;дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общим; вознаграждение по результатам труда; оптимальное соотношение централизации и децентрализации; чёткое построение целей, команд от руководства подчинённым; порядок; равенство и справедливость; стабильность кадров; инициатива и самостоятельность; корпоративный дух.

2. Научные  подходы к управлению. Методы  управления.

Научные подходы:

- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.

- Ситуационный подход - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.

- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)

- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.

- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментальных математических . . . (теория вероятности) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.

- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.

Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.

Методы управления:

- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении.

- административные - способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления, основанные на силе и авторитете власти данных руководителю по должности. Проявляются в издании документов распорядительного характера (указы, распоряжения, постановления и т.д.). Система административных методов: распорядительные(установление регламента), организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, по характеру управленческих воздействий - короткого и длительного воздействия. Цель применения методов - обеспечить стабильность организационной культуры.

- социально-психологические - воздействие субъекта на объект управления через социально-психологические интересы.

Классификация социально-психологических  методов определяется уровнем иерархии социально-психологических процессов  управления:

1.Индивид (основана на законах  психологии)

2. Группа (управление направленное  на устранение конфликтов внутри  группы)

3. Коллектив (направленное на  выявление и оценку ориентиров  поведения)

4. Общество (методы управления социально-массовыми  процессами)

3. Национальные  модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.

Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.

Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.

4. Менеджер  и его роли в организации.  Классификация ролей менеджера.  Мастерство (навыки) менеджера. 

Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.

Выделяют три группы ролей менеджера:

1. Межличностная:

- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.

- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.

- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).

2. Информационная:

- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.

- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки

- Роль оратора  - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты

3. Группа ролей, связанных  с принятием управленческих решений:

- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.

- Роль "пожарного" -  урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.

Навыки менеджера:

- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.

- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.

- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.

5. Должность,  виды деятельности, полномочия руководителя  в организации. Уровни  и звенья  управления. Линейные и функциональные  руководители.

Должность - определяет права и обязанности руководителя. Сферу компетенции в зависимости от видов деятельности и решаемых задач руководителя.

Виды деятельности:

- Административная - планирование, контроль, организация

- Стратегическая - планирование стратегии

- Социальная - функция мотивации

- Представительская

- Коммуникативная - передача информации

Полномочия - официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения цели.

Виды деятельности обуславливают  набор полномочий руководителя:

- Линейные полномочия - норма управляемости выражается в количестве подчинённых людей руководителю, чем выше уровень управления, тем меньше должен быть масштаб управляемости

- Аппаратные(штабные) полномочия - полномочия, передаваемые квалифицированным специалистам для повседневной помощи руководству

Иерархия - вертикальное построение организационной структуры управления, согласно которой выделяются уровни управления, между которыми существует соподчинение.

Уровни управления:

- Высший уровень - топ-менеджмент, центр ответственности за деятельность организации, определяют цели, направление развития, занимаются общим контролем внешней среды(глобальные вопросы)

- Средний уровень - руководители подразделений, отделов, директора филиалов. Отвечают за деятельность своих подразделений. Несут ответственность за выполнение решений, принятых высшим руководством и обратно. Должны решать возникшие проблемы, подбор кадров, решение конфликтов, организация сплочённой команды.

- Низший уровень - менеджеры-работники(бригадиры) несут ответственность за результаты основной деятельности(производство), принимают текущие, повседневные решения

Линейный менеджер - представитель вертикальной иерархии.

Функциональный менеджер - представитель горизонтальной иерархии.

6. Организация  как объект управления. Организационное  управление и его виды. Законы и принципы организационного управления. Требования к организационному управлению.

Организация (как объект управления) - социальное образование, состоящее из людей и созданное для удовлетворения социальных потребностей, интересов, что является общей объединяющей целью для всех членов организации.

Организационное управление - процесс вырабатывания решений планирования, организации, контроля, мотивации, необходимый для постановки и достижения общих организационных целей.

Виды организационного управления:

1. По степени централизации:

- централизованное (все полномочия  в одних руках)

- частично централизованное (часть  вопросов передаётся в компетенцию  нескольких лиц, но прямое подчинение  сохраняется)

- децентрализованное 

2. По характеру взаимодействия  с внешней средой:

- жёсткое (конфликтное)

- гибкое (неконфликтное, активно  взаимодействует с внешней средой)

3. По характеру решаемых  вопросов и риска потерь:

- стратегическое - решаются глобальные  вопросы организации, определение  деятельности организации

- тактическое - определяет пути  и направления решения немасштабного  вопроса

- оперативное - решение текущих  задач

4. По сроку учреждения:

- долгосрочное (ставит цели, задачи  на 5 и более лет)

- среднесрочное  (1-3 года)

- краткосрочное (не больше года)

5. По объектам управления:

- внутреннее

- внешнее

6. По характеру управленческих  воздействий:

- директивное (прямое) - управление  осуществляется при помощи прямых  указаний

- координационное - создание условий

- смешанное (директивное + координационное)

7. С точки зрения использования  цели как инструмента управления:

- программно-целевое (чёткие цели, выделение определённого бюджета)

- функциональное (нет чётких целей,  во главу ставится выполнение  своих функций)

- смешанное (программно-целевое  + функциональное)

8. По отношению к внешним  воздействиям на организации:

- постсобытийное (решение принимается  после воздействия)

-учреждающее (решение принимается  до воздействия)

9. По характеру учитываемых  в управлении факторов:

- детерминированное (чёткое, вызванное  конкретными факторами)

- стохастическое (элемент случайности,  решение которого невозможно  предугадать)

Законы организационного управления:

1. Законы развития объективного  мира:

- закон единства и борьбы  противоположностей - во всяком процессе  существуют противоположности. Они  борются друг с другом и  в процессе борьбы создаётся  новое, более совершенное

- закон отрицания отрицания - каждое последнее состояние системы отрицает её предшествующее состояние

- закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот - количественные изменения идут постепенно, эволюционно, а качественные изменения -  революционно. Наращивание количественных факторов - экстенсивный путь развития, наращивание качественных - интенсивный.

2. Специфические законы:

- закон единства и  целостности управления - система управления должны обладать организационным(единство целей, задач, способов управления) и функциональным(все элементы системы должны работать на выполнение организацией своих функций)  единством

- закон сохранения пропорциональности  и оптимальности соотносительности  всех элементов системы управления

- закон зависимости эффективности  принимаемых решений от объёма  используемой информации

7. Системный  подход к управлению. Организационная  система, ее свойства и особенности. Система управления и требования к ней.

Суть – Восприятие организации как системы, имеющей «входы» и «выходы», а так же в том, что познаётся эта система с помощью единой методологии, системного анализа и синтеза.

Основные понятия системного подхода:

- «Вход» - канал поступления в организацию из внешней среды всех видов ресурсов, которые используются в деятельности организации для создания продукта или услуги

- «Выход» - канал поступления из организации во внешнюю среду результатов деятельности

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"