Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление персоналом"
1. Управление
как наука, как
Управление (как наука) - наука, изучающая законы и закономерности, принципы и методы управления любыми организованными системами, целью которых является приведение системы к желаемому конечному состоянию (достижения целей).
Управление (как профессиональная деятельность) - деятельность профессионально подготовленных управленцев (менеджеров) по планированию, организации, контролю, а в целом по разработке и принятию управленческих решений.
Управление(как взаимодействие) - взаимодействие субъекта управления и объекта управления (субъект оказывает управленческое воздействие на объект) с целью достижения определённых целей.
Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль
Принципы управления:разделение труда; власть и ответственность,;дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общим; вознаграждение по результатам труда; оптимальное соотношение централизации и децентрализации; чёткое построение целей, команд от руководства подчинённым; порядок; равенство и справедливость; стабильность кадров; инициатива и самостоятельность; корпоративный дух.
2. Научные подходы к управлению. Методы управления.
Научные подходы:
- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.
- Ситуационный подход - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.
- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)
- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.
- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментальных математических . . . (теория вероятности) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.
- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.
Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.
Методы управления:
- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении.
- административные - способы, приёмы
воздействия субъекта на объект управления,
основанные на силе и авторитете власти
данных руководителю по должности. Проявляются
в издании документов распорядительного
характера (указы, распоряжения, постановления
и т.д.). Система административных методов:
распорядительные(установление регламента),
организационно-
- социально-психологические - воздействие субъекта на объект управления через социально-психологические интересы.
Классификация социально-психологических
методов определяется уровнем иерархии
социально-психологических
1.Индивид (основана на
2. Группа (управление направленное
на устранение конфликтов
3. Коллектив (направленное на выявление и оценку ориентиров поведения)
4. Общество (методы управления социально-
3. Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.
Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.
Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.
Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.
Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.
4. Менеджер
и его роли в организации.
Классификация ролей менеджера.
Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.
Выделяют три группы ролей менеджера:
1. Межличностная:
- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.
- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.
- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).
2. Информационная:
- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.
- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки
- Роль оратора - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты
3. Группа ролей, связанных
с принятием управленческих
- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.
- Роль "пожарного" - урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.
Навыки менеджера:
- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.
- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.
- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.
5. Должность, виды деятельности, полномочия руководителя в организации. Уровни и звенья управления. Линейные и функциональные руководители.
Должность - определяет права и обязанности руководителя. Сферу компетенции в зависимости от видов деятельности и решаемых задач руководителя.
Виды деятельности:
- Административная - планирование, контроль, организация
- Стратегическая - планирование стратегии
- Социальная - функция мотивации
- Представительская
- Коммуникативная - передача информации
Полномочия - официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения цели.
Виды деятельности обуславливают набор полномочий руководителя:
- Линейные полномочия - норма управляемости выражается в количестве подчинённых людей руководителю, чем выше уровень управления, тем меньше должен быть масштаб управляемости
- Аппаратные(штабные) полномочия - полномочия, передаваемые квалифицированным специалистам для повседневной помощи руководству
Иерархия - вертикальное построение организационной структуры управления, согласно которой выделяются уровни управления, между которыми существует соподчинение.
Уровни управления:
- Высший уровень - топ-менеджмент, центр ответственности за деятельность организации, определяют цели, направление развития, занимаются общим контролем внешней среды(глобальные вопросы)
- Средний уровень - руководители подразделений, отделов, директора филиалов. Отвечают за деятельность своих подразделений. Несут ответственность за выполнение решений, принятых высшим руководством и обратно. Должны решать возникшие проблемы, подбор кадров, решение конфликтов, организация сплочённой команды.
- Низший уровень - менеджеры-работники(бригадиры) несут ответственность за результаты основной деятельности(производство), принимают текущие, повседневные решения
Линейный менеджер - представитель вертикальной иерархии.
Функциональный менеджер - представитель горизонтальной иерархии.
6. Организация как объект управления. Организационное управление и его виды. Законы и принципы организационного управления. Требования к организационному управлению.
Организация (как объект управления) - социальное образование, состоящее из людей и созданное для удовлетворения социальных потребностей, интересов, что является общей объединяющей целью для всех членов организации.
Организационное управление - процесс вырабатывания решений планирования, организации, контроля, мотивации, необходимый для постановки и достижения общих организационных целей.
Виды организационного управления:
1. По степени централизации:
- централизованное (все полномочия в одних руках)
- частично централизованное (часть
вопросов передаётся в
- децентрализованное
2. По характеру взаимодействия с внешней средой:
- жёсткое (конфликтное)
- гибкое (неконфликтное, активно
взаимодействует с внешней
3. По характеру решаемых вопросов и риска потерь:
- стратегическое - решаются глобальные
вопросы организации,
- тактическое - определяет пути
и направления решения
- оперативное - решение текущих задач
4. По сроку учреждения:
- долгосрочное (ставит цели, задачи на 5 и более лет)
- среднесрочное (1-3 года)
- краткосрочное (не больше года)
5. По объектам управления:
- внутреннее
- внешнее
6. По характеру управленческих воздействий:
- директивное (прямое) - управление
осуществляется при помощи
- координационное - создание условий
- смешанное (директивное + координационное)
7. С точки зрения использования
цели как инструмента
- программно-целевое (чёткие
- функциональное (нет чётких целей, во главу ставится выполнение своих функций)
- смешанное (программно-целевое + функциональное)
8. По отношению к внешним воздействиям на организации:
- постсобытийное (решение принимается после воздействия)
-учреждающее (решение
9. По характеру учитываемых в управлении факторов:
- детерминированное (чёткое, вызванное конкретными факторами)
- стохастическое (элемент случайности, решение которого невозможно предугадать)
Законы организационного управления:
1. Законы развития объективного мира:
- закон единства и борьбы
противоположностей - во всяком процессе
существуют противоположности.
- закон отрицания отрицания - каждое последнее состояние системы отрицает её предшествующее состояние
- закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот - количественные изменения идут постепенно, эволюционно, а качественные изменения - революционно. Наращивание количественных факторов - экстенсивный путь развития, наращивание качественных - интенсивный.
2. Специфические законы:
- закон единства и целостности управления - система управления должны обладать организационным(единство целей, задач, способов управления) и функциональным(все элементы системы должны работать на выполнение организацией своих функций) единством
- закон сохранения
- закон зависимости
7. Системный подход к управлению. Организационная система, ее свойства и особенности. Система управления и требования к ней.
Суть – Восприятие организации как системы, имеющей «входы» и «выходы», а так же в том, что познаётся эта система с помощью единой методологии, системного анализа и синтеза.
Основные понятия системного подхода:
- «Вход» - канал поступления в организацию из внешней среды всех видов ресурсов, которые используются в деятельности организации для создания продукта или услуги
- «Выход» - канал поступления из организации во внешнюю среду результатов деятельности