Шпаргалка по "Управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление".

Файлы: 1 файл

Upravlenie.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

- сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов.

По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга),вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информационности  или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных.

      По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Деструктивный конфликт возникает когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой.

Межличностный конфликт, самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.  

  1. Метод организованных стратегий.

Цель метода: поиск новых решений через  преодоление инерции мышления.

Основные принципы и правила метода: одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения. И даже если мы выбираем правильные направления (стра-тегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В основе метода лежат следующие принципы:

а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий  решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

В процессе решения  творческой задачи необходимо записывать все спонтанно возникающие идеи (стратегии).

Наряду с использованием предлагаемых организованных стратегий, используйте и проверяйте спонтанно  возникающие стратегии. Помните, что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.

Достоинства метода: развивает абстрактное мышление.

Недостатки и  ограничения метода: подразумевает  высокую самоорганизованность участников работы творческой группы.

 

  1. Организационное поведение. Должностная модель поведения.

В одной и  той же организационной среде  разные люди ведут себя по-разному. Человек всегда обладает свободой в  выборе форм поведения: принимать или  не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, специалисты выделяют четыре модели организационного поведения человека.

 

Он полностью  принимает все организационные  ценности и нормы поведения. В  этом случае человек старается вести  себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в  противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли и функций в организации.

 

  1. Стратегические карты, их разновидность и характеристика.

Стратегическая  карта – это диаграмма, которая используется для документирования главных стратегических целей, поставленных перед организацией или руководством организации.

Создание стратегической карты организации является первым ключевым шагом в методологии  сбалансированной системы показателей. Она вводит четкое определение бизнес-стратегии и обычно может быть зафиксирована после набора интенсивного мозгового штурма, в котором должны принимать участие руководители, отвечающие за все ключевые функции и процессы организации.

Очень важным для создания связной и реалистичной стратегической карты является реальное понимание иерархических внутренних взаимосвязей между используемыми перспективами. Каждая перспектива содержит одну или несколько стратегических целей, которые в свою очередь связаны с одним или несколькими показателями эффективности и их целевыми значениями. Расположение стратегических целей на стратегической карте выбрано не случайно и служит наглядному представлению взаимосвязей между выбранными заголовками перспектив.

 

  1. Методы оценки управленческой  компетенции руководителя.

По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

  • знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
  • знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
  • умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
  • наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;
  • способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
  • умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
  • способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
  • умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
  • распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
  • координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
  • умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
  • умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
  • конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
  • учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
  • стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
  • устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.

В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования ик личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:

  • честность, справедливость,
  • умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными,
  • выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах,
  • целеустремленность,
  • принципиальность,
  • решительность в принятии управленческих решений,
  • а также настойчивость и энергичность в их реализации,
  • умение отстоять свое мнение,
  • самокритичность в оценках своих действий и поступков,
  • умение выслушивать советы подчиненных,
  • правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы,
  • умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено,
  • умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия,
  • а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных.
  1. Методы оценки трудового коллектива.

Оценка  трудовой деятельности персонала – это процесс определения вклада работников (или группы) в достижении целей организации, обеспечивающие получение информации для принятия решений и проведение корректировок по оптимизации функционирования трудового коллектива. Результативность оценки определяется грамотным дизайном и качеством ее проведения для этого все менеджеры организации должны быть обучены эффективным методам оценки и соответвсующим образом для этого мотивироваться. Часть организационных задач, решаемых на основе оценки связано с обеспечением потребности в персонале. На ее основе осуществляют внутреннее горизонтальное и вертикальное перемещение работников, достигая оптимального использования кадрового потенциала. По её результатам принимают решение по обучению, развитию, переподготовке, повышению квалификации работников с целью повышения качества выполнения установленных функций и перспективных задач в рамках определенной должности. Оценка обеспечивает информационную поддержку решения вопросов, связанных с использованием методов дисциплинарного воздействия (меры принуждения к работникам, неисполнением своих обязанностей надлежащим образом) т.к. на ее основе принимаются решения о дисциплинарных взысканиях. По результатам принимают решение по выбору стимулов для оказания наиболее сильного воздействия на поведение конкретного работника, группы или всего коллектива. Оценка позволяет индивидуализировать вознаграждение, обеспечив тем самым его справедливость, учесть реальный вклад работников в достижение целей. Высокая оценка одобрение результатов труда со стороны начальства и всего трудового коллектива является самым сильным стимулом трудового поведения работников.

Для обеспечения результативности оценки соблюдают следующие принципы:

1. система оценки должна ориентироваться на цели организации и отвечать требованиям кадровой политики;

2. оценка должна быть систематизированной и охватывать все категории персонала;

3. должна быть инструментом стимулирования деятельности не только оцениваемых работников, но и менеджеров, производящих оценку;

4. специальная подготовка персонала, производящего оценку и осуществляющего её методическое обеспечение;

5. наличие соответствующего психологического настроя коллектива на доверие и сотрудничество между руководителем и подчиненным.

Для принятия решений  по дальнейшему развитию работников оценка деятельности персонала включает следующие элементы:

- Субъект оценки- специалист (группа специалистов), производящих  оценку.

- Объект оценки –  работник (группа работников), деятельность которых оценивается.

- Предмет оценки –  аспект деятельности работника,  подлежащий оценке.

- Критерии оценки –  признаки, отобранные для проведения  оценки.

- Показатели оценки  – характеристики критерия оценки, которые можно измерить или идентифицировать.

- Стандарты оценки  – значение (описание) показателя  оценки, степень соответствия которого  идентифицируется в процессе  оценки.

- Методы оценки –  способы проведения оценки.

- Процедура оценки  – последовательность шагов,  реализованных в процессе проведения оценки.

Обычно оценку классифицируют следующим образом:

1. в соответствии с содержанием решаемых на ее основе задач

a) комплексная оценка;

b) оценка, проводимая по отдельным направлениям деятельности.

2. по времени проведения

a) постоянная оценка (текущая, оперативная), которая проводится непрерывно непосредственным руководителем;

b) периодическая оценка проводится для подведения итогов работы за определенный период. Ее результаты всесторонне характеризуют деятельность работника, устанавливают соответствие его деятельности установленным стандартам, определяют направление совершенствования труда персонала (широко используемая форма – аттестация кадров).

3. в соответствии с  субъектами оценки

a) самооценка;

b) оценка, проводимая непосредственно начальником;

c) оценка коллег по работе внутри коллектива;

d) оценка, проводимая подчиненными;

e) оценка, проводимая субъектами внешнего взаимодействия (клиенты, покупатели);

f) оценка, проводимая специальной аттестационной комиссией;

g) оценка, осуществляемая приглашенными экспертами из консалтинговых, аудиторских фирм и других заведений.

4. в соответствии с объектом оценки

a) индивидуальная оценка работника;

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению"