Шпаргалки по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Зарождение управления в первобытном обществе.
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности. Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, палинология. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя.

Файлы: 1 файл

ответы по менеджменту..docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

     На четвертом месте находятся потребности в уважении, в которые входят потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

     На пятом месте находятся потребности самовыражения, т. е. реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

    В соответствии с теорией Маслоу все потребности можно сгруппировать в строгой иерархической последовательности, т. е. физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности относятся к первичным потребностям, а все остальные принадлежат к вторичным.

     Этим еще раз подчеркивается, что потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека, прежде чем на мотивации начинают сказываться потребности более высоких уровней.

     В определенный период времени человек будет стараться стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является наиболее важной. Прежде чем приступать к удовлетворению более высоких потребностей, человек удовлетворяет потребность более низкого уровня. Человек, испытывающий голод, в первую очередь будет стараться найти пищу и только после этого попытается построить убежище. Однако, живя в удобстве и безопасности, человек будет стремиться к деятельности и социальным контактам и только после этого начнет стремиться к уважению со стороны окружающих. И только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его потребности начнут расти с его потенциальными возможностями.

 

      Данная теория внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей осуществлять трудовую деятельность. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется довольно-таки широкой областью их потребностей. Для того чтобы мотивировать работника, менеджер должен предоставить ему возможность в удовлетворении его важнейшей потребности таким образом, чтобы достичь целей организации.

    

     12. Дуглас  Мак -Грегор и его теория.

     Дуглас Мак-Грегор — американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y , которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу.

     Родился в 1906 году.

     Степень доктора философии получил в Гарвардском университете в 1935 и впоследствии работал там же преподавателем.

     Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жёстким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения. Но оба эти метода ошибочны, потому что упускают из вида причину нежелания трудиться: дело в том, что человеку мало достойного вознаграждения за труд, ему необходима возможность самореализации, а любая форма принуждения этому препятствует.

     Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации. К сожалению, отмечает Мак-Грегор, в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал человека используется не полностью.

     Мак-Грегор утверждал, что в одних ситуациях (например, массовое производство) годится только теория X, а в других — только теория Y. Понимая, что полностью реализовать его теории в практике невозможно, Мак-Грегор пытался донести до менеджеров мысль о том, что служащие могут сделать для организации гораздо больше, если с ними обращаться как с ценными и ответственными сотрудниками.

 

     До своей кончины в 1964 г. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека.

 

     13.  Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.

     Фредерик Герцберг, родился 18 апреля 1923 г. в США; изучал психологию, а затем специализировался на вопросах психического здоровья в промышленности; в его исследованиях основное внимание уделяется человеческой мотивации в производственных ситуациях, ее влиянию на удовлетворенность индивида работой и на его психическое здоровье.

     Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов:

-     Гигиенические факторы, которые некоторые авторы называют факторами «здоровья»: зарплата, безопасность на рабочем месте, условия труда - освещенность, шум, воздух и т.п., отношения с коллегами и подчиненными, правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны непосредственного руководителя, статус.

-     Мотивирующие факторы, которые сам Герцберга назвал «удовлетворяющими» (это название не получило широкого распространения). К этой группе относятся такие потребности или факторы. Как достижение цели, признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе, возможность роста. Эти потребности связаны с характером и сущность работы.

     Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем , а его мотивирующие факторы - потребности высших уровней.  Герцберг считал, что гигиенические факторы не оказывают заметного влияния на поведение человека, особенно когда они удовлетворены. Работник начинает обращать на них внимание в случае, если они отклоняются от привычного для работника уровня. Герцберг также делает вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.

     На практике выводы Герцберга привели к созданию программ «обогащения» труда, в которых давался подробный перечень гигиенических, и особенно мотивирующих факторов, и предлагалось сотрудникам самим определить наиболее предпочтительные для них факторы.

 

     Теория Герцберга не учитывала влияния многих переменных величин на ситуацию. Впоследствии ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации необходимо учитывать разнообразные поведенческие аспекты. Это привело к созданию процессуальных теорий мотивации. Основная концепция этих критериев заключается в том, что наряду с учетом потребностей необходимо принимать во внимание то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и какой вид поведения он выбирает.

 

     14. Мотивационная теория Клейтона  Альдерфера.

     Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь принципов.

1. Чем менее  удовлетворены потребности существования , тем сильнее они проявляются.

2. Чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребностей существования .

3. Чем полнее  удовлетворены потребности существования , тем активнее заявляют о себе социальные потребности .

4. Чем менее  удовлетворены социальные потребности , тем более усиливается их действие.

5. Чем менее  удовлетворены потребности личностного  роста, самореализации , тем сильнее становятся социальные потребности .

6. Чем полнее  удовлетворены социальные потребности , тем сильнее актуализируются потребности личностного роста .

7. Чем меньше  удовлетворены потребности личностного роста , тем активнее они проявляют себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личном росте, тем сильнее становится эта потребность.

      Знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

 

    

 

 

     15. Количественная школа науки управления.

     Количественная школа (с 1950 года по настоящее время) связана с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники.

     Основной предпосылкой возникновения количественной школы управления, является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено бурным научно - техническим прогрессом послевоенных лет.

     Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

     Представители данной школы осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.

     Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования.

      В основе количественной школы менеджмента лежит понятие модели.

Модель - это  форма представления реальности.

Математическая  модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

     Основные этапы построения модели:

1. Уточнение  постановки задачи.

2. Формулирование  законов, связывающих основные  параметры объекта.

3. Запись  в математических выражениях  сформулированных закономерностей.

4. Исследование  модели на основе сопоставления  фактических показателей деятельности  с расчетными по модели (теоретический и / или экспериментальный анализ).

5. Накопление  данных об изучаемом объекте  и корректировка модели с целью  введения дополнительных факторов  и данных, ограничений, критериев.

6. Применение  модели для решения задач управления  объектом.

7. Развитие  и совершенствование модели.

      Таким образом, школа науки управления использует количественные методики.

          

     16. Европейская модель менеджмента.

Модель менеджмента, обобщившая опыт руководства сразу  нескольких европейских государств, получила название европейской модели менеджмента.

      Характеристики европейской модели менеджмента значительно отличаются от других аналогичных моделей, сложившихся в США и Японии более жестким подходом к управлению персоналом. В некоторых странах Европы, таких как Великобритания, Голландия, Норвегия и Швеция, развивались принципы менеджмента, при которых не только высшее, но и среднее звено сотрудников может принимать участие в решении вопросов управления предприятием. Вопрос поведения людей в коллективе сыграл немалую роль в развитии менеджмента в Европе. То есть человек социальный интересовал европейских менеджеров гораздо больше, чем человек индивидуальный. Денежное вознаграждение, по мнению основоположников менеджмента в Европе, не единственный фактор, мотивирующий человека к работе. Усилия во многих случаях определяются психологическими мотивами человека, от которых зависит его поведение. Грамотное целеполагание и наличие достаточного количества информации ведут к принятию обоснованных и взвешанных профессиональных решений.

       Развитие менеджмента в Западной Европе приходится на послевоенное время. Ведь именно тогда принимались наиболее важные и значимые управленческие решения, связанные с восстановлением экономики, промышленности, сельского хозяйства и т. д. У истоков европейской модели менеджмента стоят англичане, хотя роль других стран Западной Европы в этом вопросе тоже умалять нельзя. Так, например, в Германии было впервые введено в обращение такое понятие об административном работнике, как «идеальный тип» или «бюрократ». То есть, развитие менеджмента в Европе — заслуга сразу нескольких государств. Лучшие принципы управления людьми, разработанные в каждой стране, положены в основу современной европейской модели менеджмента. Такие имена, как Макс Вебер, Андре и Эдуард Мишлен, Ричард Фэлк, Мюрдаль заняли свои законные места в истории науки об управлении людьми.

      Сегодня модель менеджмента, созданная в Европе, применяется в управлении предприятиями во всех частях света.

 

   

 

        17. Американская модель менеджмента.  

        Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления

       Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие  рынка.

2. Индустриальный  способ организации производства.

3. Корпорация  как основная форма предпринимательства.   

       Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются:

- компетентность  руководителя;

- способность  психически настроиться на восприятие  и мышление партнера;

- доверие  как переход от авторитарного  и консультативного подходов  к полному делегированию полномочий.

       Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

       Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.                                   

  

      18. Японская модель менеджмента.

      Считается, что японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов - это последовательное сохранение разных национальных традиций, а также творческий подход в вопросе освоения опыта стран зарубежья в проблемах организации и управления бизнесом. На сегодня японская модель менеджмента признана одной из самых эффективных во всем мире. В чем же главный секрет? А ответ достаточно прост: в умении правильно и грамотно работать с людьми. Это сущность японской модели менеджмента, о которой говорят специалисты, занимающиеся вопросами экономики.

      Нужно сказать, что в японской модели управления менеджмент рассматривает как такой, который имеет человеческое лицо. То есть главным ресурсом становится человек. Именно таким способом одной из первых в мире Япония начала привлекать в свои организации сотрудников. В этом государстве всегда культивировался подобный принцип работы. Создавая условия для благоприятного использования человеческого фактора, японская модель менеджмента стала достаточно известной. Поэтому в последние годы так возрос интерес к использованию этой схемы организации и управления бизнесом. Поскольку в Японии экономика быстро и стремительно развивается, это привлекает интерес к ее моделям создания рынка товаров и услуг, делает государство мировым лидером в производстве легковых машин, микросхем и других товаров. Япония заявила о себе как о конкурентоспособной и сильной в экономическом плане стране. Такой статус ей принесла японская модель менеджмента, широко используемая сегодня во всем мире.

Информация о работе Шпаргалки по "Менеджменту"