Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:05, реферат
Слово «грейд» произошло от агл. grade – «располагать по степеням, сортировть, классифицировать». Впервые этот термин употребил американский эксперт в области консалтинга Эдуард Н. Хэй. В 1962 году он разработал универсальную модель тарифной сетки, которая оценивала вклад каждого сотрудника в результативность работы компании. На пример такие факторы, как уровень ответственности, опыт, знания и навыки, результативность деятельности. Система до сих пор пользуется большой популярностью и имеет много современных модификаций. Система грейдов – это процедура или система процедур по проведению оценки и ранжирования должностей, в результате которых должности распределяются по группам. Каждая организация выстраивает ее самостоятельно, учитывая свои особенности, ценность каждого Сотрудника и его вклад в общее дело.
Слово «грейд» произошло от агл. grade – «располагать
по степеням, сортировть, классифицировать».
Впервые этот термин употребил американский
эксперт в области консалтинга Эдуард
Н. Хэй. В 1962 году он разработал универсальную
модель тарифной сетки, которая оценивала
вклад каждого сотрудника в результативность
работы компании. На пример такие факторы, как уровень
ответственности, опыт, знания и навыки,
результативность деятельности. Система до сих пор пользуется большой
популярностью и имеет много современных
модификаций.
«Цель введения грейдинга — это смена системы материальной мотивации сотрудников, а политика в области материальной мотивации тесно связана со стратегией компании в сфере укрепления конкурентного превосходства».
Что дает введение грейдинговой системы компании и сотрудникам? Грейдирование позволяет определить относительную ценность каждой должности с точки зрения общей стратегии развития компании, создать эффективную систему вознаграждения, оптимизировать управление фондом оплаты труда, проясняет возможности карьерного развития для каждого сотрудника.
Внедрение грейдинговой системы — сложный процесс, требующий подготовки. Для начала необходимо проанализировать должности, существующие в компании. Именно на анализе должностных обязанностей строятся все грейдинговые системы.
В основе системы оценки должностей лежит набор параметров (факторов) труда, по которым эта самая оценка и производится. «Предпочтительно, чтобы оценку должностей производили представители компании (например, начальники отделов) в сотрудничестве с экспертом со стороны — с сотрудником консалтинговой компании» Каждая компания определяет важные для нее факторы, однако можно выделить 3 основные группы факторов труда:
1. знания и опыт, необходимые для работы;
2. прилагаемые усилия (умственные, физические);
3. уровень ответственности.
Также важно сделать описание должностей, определить минимальные требования к каждой позиции, описать стандарты рабочего поведения.
Даже попавшие в один и тот же грейд сотрудники могут получать разную зарплату.
Должности, которые получили примерно одинаковое количество баллов в распределении их по иерархической лестнице, имеют приблизительно равную значимость для компании и объединяются в один грейд. Обычно в компаниях выделяют до 20 грейдов. Затем для каждого грейда устанавливается диапазон окладов — так называемая вилка заработной платы, минимум и максимум зарплаты, которые может получать сотрудник внутри конкретного грейда. «Для этого обычно используют информацию о базовом окладе, поскольку базовый оклад отражает основную ценность работы, а не эффективность конкретного сотрудника. Диапазоны задают верхний и нижний уровень для всех должностей в данной категории. Размер диапазона (то есть разница между минимумом и максимумом оклада) зависит от представления компании о том, каким образом диапазоны поддерживают карьерный рост и другие системы организации».
Следует отметить еще раз, что грейдинговая система применяется в первую очередь к окладной части зарплаты. А с учетом всевозможных бонусов и премий, зависящих от разных факторов (например, от квалификации сотрудника, его опытности), даже попавшие в один и тот же грейд сотрудники могут получать разную зарплату. С ростом опыта и профессионализма сотрудник может зарабатывать все больше в пределах своего грейда, однако по достижению максимума вилки зарплата расти больше не будет. Придется добиваться перевода в более высокий грейд.
Для каждого грейда может быть установлен собственный соцпакет или свой перечень дополнительных льгот (например, оплата личного транспорта, мобильной связи, туристические путевки, всевозможные кредиты и т.п.). Грейдинговая система, основанная на измерении факторов труда, позволяет избежать субъективности в начислении зарплаты: каждый сотрудник может в любой момент получить четкое объяснение происхождения своей заработной платы.
Система грейдирования удобна в первую очередь для крупных предприятий. В отличие от традиционной вертикальной, иерархической карьеры грейдинговая система позволяет строить карьеру «горизонтально»: улучшать свою квалификацию и, соответственно, зарабатывать больше. При этом формальное именование должностей (важное для вертикальной иерархической карьеры) уходит на второй план. Безусловно, однажды разработанная и внедренная, система грейдов не должна оставаться чем-то непоколебимым: система должна периодически пересматриваться и меняться, чтобы соответствовать актуальным стратегиям компании.
Из федеральных компаний, успешно внедривших грейдирование, можно вспомнить «Вимм-Билль-Данн», «Русал», «Газпром».
В чем ценность системы грейдов?
Практика показала, что система грейдов имеет следующие преимущества:
При введении грейдинговой
оплаты труда на предприятии, департамент
управления персоналом ставил следующие задачи:
Система оплаты должна соответствовать
принятой стратегии развития персонала,
являться эффективной и мотивирующей
системой вознаграждения, способствовать
развитию и продвижению Сотрудников предприятия,
быть понятной и прозрачной для персонала.
Кроме того, необходимо было оценить существующие
позиции с точки зрения стратегии предприятия
и их рыночной стоимости.
Система была разработана силами специалистов
департамента при участии экспертных
групп, состоящих из руководителей подразделений.
В работе были использованы методические
разработки и рекомендации российских
и зарубежных авторов, адаптированные
к конкретному предприятию. Время, затраченное
на написание и введение системы не превысило
6 месяцев. Вот уже более года данная система
в совокупности с системой аттестации
Сотрудников успешно функционирует, позволяя
гибко реагировать на успехи в работе
и рост квалификации персонала, планировать
рост заработной платы и карьеру специалистов
предприятия, составлять личные планы
развития.
Необходимо отметить, что само по себе
внедрение грейдинга, без связи с аттестацией,
оценкой при найме и другими кадровыми
технологиями, не может дать полного эффекта
и вряд ли будет иметь большое преимущество
перед традиционными схемами оплаты труда.
Грейдинг (от англ. grading — классификация, сортировка, упорядочение) —
система грейдов это процедура, или система
процедур по проведению ранжирования
и оценки должностей, в результате которых
должности распределяются по грейдам(степень,
класс) в соответствии с их ценностью для
компании.
Система грейдов впервые появилась полвека назад
в США по заказу госструктур, которые хотели
разобраться, сколько надо платить чиновникам
одного профессионального уровня, но выполняющим
разную работу. В итоге была разработана
универсальная система, которая учитывала
ряд факторов, которые можно назвать компенсационными
факторами, так как от них зависела материальная
компенсация для определенной должности.
Это такие факторы, как уровень ответственности,
опыт, знания и навыки, результативность
деятельности. «По сути грейдинг — это корпоративный
табель о рангах, — говорит Елена Шестак,
руководитель новосибирского представительства
международной рекрутинговой компании
Kelly Services. — Каждый сотрудник компании
имеет свой ранг (или грейд), в соответствии
с которым рассчитывается уровень его заработной
платы. К одному грейду могут относиться
должности одного уровня из разных подразделений
компании. Чем крупнее компания, тем очевидней
целесообразность внедерения грейдиговой
системы».
«Цель введения грейдинга — это смена системы материальной мотивации сотрудников, — говорит Светлана Фомичева, директор центра развития персонала „Алекса групп“. — А политика в области материальной мотивации тесно связана со стратегией компании в сфере укрепления конкурентного превосходства».
Что дает введение грейдинговой системы компании и сотрудникам? Грейдирование позволяет определить относительную ценность каждой должности с точки зрения общей стратегии развития компании, создать эффективную систему вознаграждения, оптимизировать управление фондом оплаты труда, проясняет возможности карьерного развития для каждого сотрудника.
Внедрение грейдинговой системы — сложный процесс, требующий подготовки. Для начала необходимо проанализировать должности, существующие в компании. Именно на анализе должностных обязанностей строятся все грейдинговые системы.
В основе системы оценки должностей лежит набор параметров (факторов) труда, по которым эта самая оценка и производится. «Предпочтительно, чтобы оценку должностей производили представители компании (например, начальники отделов) в сотрудничестве с экспертом со стороны — с сотрудником консалтинговой компании», — говорит Светлана Фомичева. Каждая компания определяет важные для нее факторы, однако можно выделить 3 основные группы факторов труда:
1. знания и опыт, необходимые для работы;
2. прилагаемые усилия (умственные, физические);
3. уровень ответственности.
Выделяются и другие факторы и субфакторы. В зависимости от своих конкретных потребностей компания определяет значимость каждой группы факторов, оценивает важность каждого из них, присваивает каждому фактору определенный вес. Эксперты выставляют каждой должности баллы по каждому из значимых для компании факторов труда. Очень важно оценивать именно значение должности для компании, а не конкретных людей. Также важно сделать описание должностей, определить минимальные требования к каждой позиции, описать стандарты рабочего поведения.
Даже попавшие в один и тот же грейд сотрудники могут получать разную зарплату.
Должности, которые получили примерно одинаковое количество баллов и имеют приблизительно равную значимость для компании, объединяются в один грейд. Обычно в компаниях выделяют до 20 грейдов. Затем для каждого грейда устанавливается диапазон окладов — так называемая вилка заработной платы, минимум и максимум зарплаты, которые может получать сотрудник внутри конкретного грейда. «Для этого обычно используют информацию о базовом окладе, поскольку базовый оклад отражает основную ценность работы, а не эффективность конкретного сотрудника, — говорит Светлана Фомичева. — Диапазоны задают верхний и нижний уровень для всех должностей в данной категории. Размер диапазона (то есть разница между минимумом и максимумом оклада) зависит от представления компании о том, каким образом диапазоны поддерживают карьерный рост и другие системы организации».
Конечно, в целом сотрудники, занимающие должности более высоких грейдов, получают больше. Однако возможно и так называемое «перекрытие вилки» — когда вилка должностного оклада одного грейда перекрывает вилку на ступень ниже ее. Но слишком большое перекрытие приводит к малой разнице в оплате труда сотрудников разных уровней. Малое перекрытие может привести к тому, что лучше работающий сотрудник будет иметь мало возможностей в росте зарплаты внутри вилки оклада.
Следует отметить еще раз, что грейдинговая система применяется в первую очередь к окладной части зарплаты. А с учетом всевозможных бонусов и премий, зависящих от разных факторов (например, от квалификации сотрудника, его опытности), даже попавшие в один и тот же грейд сотрудники могут получать разную зарплату. С ростом опыта и профессионализма сотрудник может зарабатывать все больше в пределах своего грейда, однако по достижению максимума вилки зарплата расти больше не будет. Придется добиваться перевода в более высокий грейд.
Для каждого грейда может быть установлен собственный соцпакет или свой перечень дополнительных льгот (например, оплата личного транспорта, мобильной связи, туристические путевки, всевозможные кредиты и т.п.). Грейдинговая система, основанная на измерении факторов труда, позволяет избежать субъективности в начислении зарплаты: каждый сотрудник может в любой момент получить четкое объяснение происхождения своей заработной платы.
Система грейдирования удобна в первую очередь для крупных предприятий. В отличие от традиционной вертикальной, иерархической карьеры грейдинговая система позволяет строить карьеру «горизонтально»: улучшать свою квалификацию и, соответственно, зарабатывать больше. При этом формальное именование должностей (важное для вертикальной иерархической карьеры) уходит на второй план. Безусловно, однажды разработанная и внедренная, система грейдов не должна оставаться чем-то непоколебимым: система должна периодически пересматриваться и меняться, чтобы соответствовать актуальным стратегиям компании.
Из федеральных компаний, успешно внедривших грейдирование, можно вспомнить «Вимм-Билль-Данн», «Русал», «Газпром».
На сегодняшний день в практику внедряются следующие системы грейдов и их модификации в зависимости от степени сложности.
Первая степень сложности — система ранжирования должностей по степеням сложности. Она не требует математических расчетов и может быть внедрена топ-менеджерами компании после их предварительной подготовки. Ничего общего с оригинальной версией системы грейдов она не имеет. Но некоторые консультанты массово внедряют ее на российских и украинских предприятиях малого и среднего бизнеса.