Система и источники финансирования инновационных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей финансирования инновационных проектов на предприятии. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности;
- провести анализ источников финансирования инновационного проекта на примере предприятия.

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

Основными кредиторами-инвесторами  при проектном финансировании являются частные и инновационные банки, но ими могут быть правительственные учреждения, иностранные компании, предприятия различных направлений, международные финансовые организации и негосударственные (частные) структуры. Такая форма финансирования инноваций отличается организационной сложностью, ограниченностью информации при выборе конкретных инновационных проектов и повышенным коммерческим риском. К особенностям этой формы финансирования относятся наличие четких и юридически закрепленных гарантий государственных органов и международных финансовых организаций, четкое распределение рисков между инвесторами-кредиторами, организаторами и гарантами проекта [5, С.15-45].

Важным отличием является то, что к проектному финансированию допускаются только те инновационные разработки, которые смогут обеспечить после реализации постоянный поток финансовых средств и погашение долговых обязательств (последнее требует проведения всесторонней и квалифицированной экспертизы инновационных разработок). Выплата долговых обязательств реализуется за счет первичных источников, доходов, полученных от реализации инновационного проекта, а в определенных случаях они могут быть компенсированы за счет второстепенных источников, активов гарантов или бюджетных дотаций (субсидий). К числу особенностей проектного финансирования следует отнести согласование с кредиторами (банками, специальными инновационно-инвестиционными фондами, международными финансовыми структурами) процедуры выполнения инновационных проектов.

Для проектного финансирования инноваций  присуще формирование и использование портфеля инноваций. Портфель инноваций обычно содержит различные проекты, отличающиеся по объему работ (крупные, средние и мелкие), по сложности и значимости, срокам и сферам реализации. Такая дифференциация дает возможность минимизировать проектные технические и коммерческие риски и повышает эффективность проектов при их реализации. Применяется ряд проектного финансирования инноваций, которые различаются методами погашения кредитных обязательств, кредитоспособностью участников и др.

Все же наиболее эффективным проектным финансированием следует считать тот вариант, когда доходы, полученные от осуществления инновационного проекта, являются единственным источником погашения кредитных обязательств.

Проектное финансирование имеет ряд «плюсов» и «минусов». К «плюсам» относятся целевой характер финансирования, распределение коммерческих рисков, гарантии государства и финансовых организаций. «Минусы» проектного финансирования: довольно высокий уровень проектных рисков, зависимость от инновационного климата, пробелы в законодательстве (в том числе инновационном). При соблюдении ряда правил, учете комплекса требований и при создании определенных условий проектное финансирование может быть отнесено к эффективным формам финансирования инноваций.

Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса.

Один из источников финансирования инновационной деятельности - внебюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на каждом уровне управления инновационным процессом: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, институциональном (на уровне предприятий, НИИ, НТИ).

Необходимость реконструкции и  перевооружения предприятий, применения принципиально новых форм организации  производства, активизации инновационной  деятельности, освоения принципиальных новшеств требует наличия значимых ресурсов и быстрого их перераспределения.

Внебюджетные фонды регламентируются всего лишь исполнительными органами, а законодательными органами не контролируются, поэтому могут быть оперативно распределены. По решению законодательного органа создаются внебюджетные фонды конкретного назначения с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды – это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, предназначенных  для реализации конкретных целей (социального, экономического, научного, технологического, экологического характера) и для  финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время это важное звено финансовой системы и, также, системы финансирования инноваций.

Впервые внебюджетные фонды стали  создаваться в России в начале 1990-х гг. на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г [10, С.68].

В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался  законами «О местном самоуправлении РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти…» от 15 апреля 1993 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г. Кроме того, функционирование внебюджетных фондов регламентировано Бюджетным кодексом (от 31 июля 1998 г.) и нормативно-правовыми актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды, в этих документах регламентируются формы и методы функционирования внебюджетных фондов, указываются источники формирования, определяются порядок и направления их использования.

Решение об образовании государственных  внебюджетных фондов принимают Федеральное  Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Подавляющее число внебюджетных фондов расположены в собственности государства и муниципальных образований, но являются автономными. Они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его границами [1, С.27-30].

Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы, обладают рядом особенностей:

  • владеют строгой целевой направленностью;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются за счет обязательных отчислений юридических лиц;
  • взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их выплате, имеют налоговую природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом;
  • из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных, инновационных проектов и программ. Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Источниками финансирования инновационной деятельности -предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица - все они участвуют в хозяйственном процессе и в любом случае способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников (для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом) [5, С.65].

Принципы организации финансирования должны быть направлены на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, дающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

Сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от инновационная деятельность. На частном банковском рынке наблюдаются уменьшенные объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у частных организаций и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

 

1.3 Методы и показатели  оценки эффективности финансирования  инновационной деятельности

 

В зависимости от выбранной стратегии развития частной организации и выявленных основных объектов инвестирования можно определить или уточнить перечень основных объектов управления финансированием инновационной деятельности.

Проведение  технологического и финансового  аудита помогает определить возможности дальнейшего инновационного развития организации за счет повышения эффективности использования основных производственных и финансовых инструментов[19, С.10-20].

В рамках финансового разбора проводится оценка существующей структуры финансирования с целью выявления и классификации основных источников финансирования деятельности организации, а также для определения эффективности использования данных источников и выявления дополнительных возможностей повышения финансовой устойчивости предприятия. Финансовый анализ предполагается проводить по следующим основным направлениям:

  • Анализ обеспеченности предприятия финансовыми активами;
  • Анализ структуры источников финансирования как основной, так и инновационной деятельности;
  • Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия (показатели инновационной деятельности, структуры капитала, оборачиваемости и отдачи, рентабельности);
  • Финансовый анализ инвестиционных проектов, реализуемых на предприятии на момент анализа.

Информация  об инновационных возможностях предприятия, полученная в итоге проведения технологического и финансового анализа, делает возможным выбор соответствующего метода реализации выбранной стратегии развития частного предприятия. Результат - формирование программы инновационного развития [12], как укрупненного плана мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития на определенную временную перспективу (обычно 5-7 лет). В рамках этой программы проводят детализацию и закрепление достижения целевых индикаторов за определенным временным периодом, который примерно составляет календарный год. Достижение целевых индикаторов осуществляется за счет реализации годового портфеля инвестиционного проекта.

Управление  сформированной совокупностью инвестиционного проекта и ее финансовым обеспечением может осуществляться на стратегическом, тактическом или оперативном уровнях.

Стратегическое  управление связано с выработкой долгосрочных концепций управления, ориентированных на процессы увеличения стоимости бизнеса, уровня доходности, финансовой устойчивости, прибыли предприятия и определяющих долговременное развитие системы управления финансами инновационной деятельности.

Тактическое управление финансированием инновационной деятельности направлено на достижение показателей, продиктованных существующей стратегической позицией, и определяет инновационное развитие и принимаемые финансовые решения в среднесрочной перспективе. Решения по управлению финансированием инновационной деятельности тактического уровня управления связаны с достижением заданных показателей, поддержанием параметров процессов формирования, развития и использования финансовых источников на уровне, необходимом для обеспечения эффективной деятельности предприятия. Результатом решения данных проблем является управленческое решение, направленное на формирование бюджетов по отдельным реализуемым в рамках программы развития инновационной деятельности.

Оперативное управление включает комплекс мероприятий, ориентированных на решение задач по управлению финансированием инновационной деятельности, возникающих в краткосрочном периоде. Решения на оперативном уровне должны быть направлены на создание и анализ информации о финансовом обеспечении отдельных инновационных проектов. Итогом данных операций становится отчет о фактическом финансовом состоянии реализации инновационных проектов и возможных перспективах повышения эффективности использования финансовых ресурсов в рамках инновационного проекта. При этом важно, чтобы информация о финансовом обеспечении была наиболее полной и всесторонней. Для получения такой информации проводится выявление финансовых потоков с учетом их реального объема и места предназначения. Главным на этом этапе является соблюдение принципов консолидации информации о финансовых затратах.

Определение функциональных границ уровней управления необходимо для формирования совокупности показателей, отвечающих за управление финансированием программы инновационного развития с необходимой долей детализации. На каждом из уровней управления могут быть выделены целевые, оценочные и управляемые показатели. Определяемые показатели выступают в роли качественной меры состояния управляемого объекта или процесса.

Целевые показатели представляют собой количественно-выраженные стратегические установки по достижению конкретных целей инновационного развития предприятия за конкретный промежуток времени.

Оценочные показатели представляют собой выражение результата прогнозного расчета развития того или иного явления инновационная деятельность действия, а также характеризуют реально сложившееся состояние управляемого объекта (или системы в целом), фактически достигнутый за определенный период.

Управляемые (мониторинговые) показатели могут обеспечить целостное представление о состоянии системы в быстром режиме, сигнализируют о качественных и количественных изменениях в анализируемом объекте и помогают провести анализ этих изменений [19, С.54-108].

Информация о работе Система и источники финансирования инновационных предприятий