Система и источники финансирования инновационных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей финансирования инновационных проектов на предприятии. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности;
- провести анализ источников финансирования инновационного проекта на примере предприятия.

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

Важно отметить одну особенность, связанную с применением данных групп показателей, в различных ситуациях в зависимости от целей оценки целевые и оценочные показатели могут совпадать, например, в ситуации промежуточной оценки целесообразности дальнейшей реализации инновационного проекта целевой показатель стратегической цели может использоваться и как оценочный. Также могут в определенных ситуациях совпадать оценочные и мониторинговые показатели. Примером данной ситуации может служить величина стоимости использования заемных источников финансирования отдельного инновационного проекта, выступающая в качестве управляемой величины затрат, а также как оценочная величина общих издержек финансирования по всему инновационному проекту, совпадения функционального смысла целевых и управляемых показателей недопустимо. При образовании группы показателей для управления финансированием программы инновационного развития в рамках инновационной деятельности необходимо стремиться к недопущению тех же совпадений или к сведению их к минимуму.

Выявление и структуризация показателей с целью управления финансовым обеспечением программа инновационного развития создает основу для формирования и детализации совокупности задач управления финансированием инновационной деятельности в разрезе основных объектов управления. Также, такая совокупность задач может быть детализирована по уровням и функциям управления процессом финансирования инновационной деятельности предприятия.

Сформированная  совокупность задач управления финансированием  инновационной деятельности является универсальной и подходит для различного типа коммерческого предприятия.

Реализации  любого инновационного проекта в  условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:

1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного фактора. Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен, а уровень инфляции — процентом повышения цен [19, С.45].

При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения их к ценности в начальном периоде, так как одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций.

Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

Технически  приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на временном шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их умножения на коэффициент дисконтирования, определяемый для постоянной нормы дисконта.

Поскольку инвестиции характеризуются одноразовостью или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой величиной, а издержки производства — это величина, как правило, годовая, то для того чтобы привести их к единой годовой размерности с помощью коэффициента экономической эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций (капитальных вложений). Отсюда и появился термин «приведенные затраты».

     3i = Сi + Ен Кi = min,

где 3i — приведенные затраты по каждому варианту;

     Сi — издержки производства (себестоимость) по тому же варианту;

     Ен — норматив эффективности капитальных вложений;

     Кi — инвестиции по тому же варианту.

В плановой экономике величина Ен устанавливается централизованно. В рыночной экономике каждая отдельная фирма, предприятие устанавливает такой норматив либо на уровне процентной ставки E, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн.

Оценка  должна обеспечить инвесторам выбор качественного инновационного проекта. При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем — эмерджeнтность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения.

Эффект  инновационной деятельности является многоаспектным. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся:

а) в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);

б) в технологической смысле (рост производительности труда и улучшение его условий);

в) в функциональном смысле (рост эффективности управления);

г) в социальном смысле (улучшение качества жизни).

Проблема  комплексной оценки эффективности  капитальных вложений постоянно  находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов и руководителей-практиков  различных уровней и рангов. И  прежде чем приступить к рассмотрению конкретных методик оценки инновационных  проектов, целесообразно остановиться на некоторых методологических вопросах в области капитальных вложений, ориентируясь при этом на современное  состояние и перспективы развития экономики страны.

2 Анализ и оценка системы и источников финансирования инновационной деятельности на примере ОАО «Альфа-Банк»

 

 

2.1 Общие сведения о предприятии

 

«Альфа-Банк»  на данный момент является крупнейшим частным банком Российской Федерации  и СНГ. По состоянию на конец 2012 года в Альфа-Банке обслуживается около 82 тыс. корпоративных клиентов и 8,9 млн. физических лиц. Особое внимание уделено качеству обслуживания клиентов.

Банк  был основан в 1990 г. и на сегодняшний  день представляет собой современный  универсальный банк, который осуществляет деятельность по удовлетворению потребностей различных групп клиентов, предоставляя широкий спектр банковских услуг.

Альфа-Банк занимает большую долю на рынке вкладов  и является одним из основных кредиторов российской экономики. Основа бизнеса  банка – осуществление привлечения  средств частных клиентов и обеспечение  их сохранности. Деятельность банка  также направлена на развитие и укрепление взаимовыгодных отношений с вкладчиками.

Банк  осуществляет активную деятельность по кредитованию крупных корпоративных  клиентов, предоставляет им средства для финансирования текущей деятельности, а также для реализации инвестиционных программ, предоставлял средства для  рефинансирования кредитов в других банках, финансировал сделки лизинга, расходы по участию в тендерах.

Необходимо  отметить, что Альфа-Банк имеет уникальную филиальную сеть: на данный момент она  состоит из 511 подразделений по всей стране.

Альфа-Банк имеет дочерние банки, которые находятся  в Казахстане, на Украине и в  Беларуси, филиалы в Великобритании, Нидерландах, США и на Кипре.

Рассмотрим  миссию ОАО «Альфа-Банк».

«Мы делаем больше других, чтобы мир финансов стал проще и удобнее.

Мы верим, что отношения с банком должны быть предсказуемыми и прозрачными, поэтому даже сложные финансовые решения мы стараемся делать понятными.

Альфа-Банк — крупнейший частный банк России, поэтому мы искренне заинтересованы помогать нашим клиентам в решении их задач: от простых ежедневных до осуществления мечты.»

Банк  видит своей главной целью предоставление каждому клиенту полного спектра современных банковских продуктов и услуг при постоянном внедрении и использовании новейших инновационных достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес – процессов и повышении уровня сервиса.

Миссия  «Альфа-Банка» определяет смысл существования, содержание, а также направления  деятельности Банка, подчеркивая ту роль, которую он играет в экономической системе России. Потребности клиентов, их пожелания и цели являются основой для осуществления Банком своей деятельности, как элемента экономической системы.

Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.

Ценностями  «Альфа-Банка» являются:

  • Мыслим как предприниматели;
  • Постоянно развиваемся;
  • Ценим клиента;
  • Работаем в команде;
  • Стремимся к лидерству.

Ценности  «Альфа-Банка» представляют собой набор  правил, критериев и требований, которые предъявляются к каждому  человеку, являющемуся или желающему  стать одним из членов команды  Банка. Представленные ценности являются сводом принципов, исходя из которых руководство Банка устанавливает цели и определяет их достижение. Данные ценности являются основой и базой взаимоотношений между персоналом, внутренней системы управления Банком, а также взаимоотношений Банка с окружающим обществом, его клиентами, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей «Альфа-Банка» принципиально важно для перехода Банка на новый качественный уровень развития.

Для Банка первоочередным является ориентация на запросы и потребности своих  клиентов.

Организационную структуру такой организации, как  банк, предопределяет целый ряд различных  факторов, к которым можно отнести: рынок банковских услуг и его  специфику, стратегическую программу  банка и ее особенности, ориентиры  и направления деятельности банка.

Можно выделить общие для всех коммерческих банков организационные структурные  элементы. В первую очередь это  правление банка, подразделение  автоматизации банковских работ; подразделение  бухгалтерского учета и отчетности; подразделение маркетинга и аналитических  исследований; подразделение стратегического  развития; подразделение трастовых  операций; подразделение по работе с вкладами населения; подразделение  депозитов и ценных бумаг; подразделения  долгосрочного и краткосрочного кредитования и инвестиций.

Такие факторы, как внутренняя корпоративная  культура, традиции, определяющие основы поведения персонала и руководителей  накладывают определенный отпечаток  на организационную структуру любого банка – «Альфа-Банк» не является исключением.

К одному из конкурентных преимуществ  Альфа-Банка, можно отнести обширную, диверсифицированную клиентскую базу. Банк осуществляет взаимодействие с  различными группами клиентов, что дает возможность успешного управления ресурсами и минимизацию финансовых рисков. Осуществляя привлечение средств населения, Альфа-Банк формирует стабильный источник кредитования организаций различных секторов экономики.

Альфа-Банк обладает большим опытом массового  обслуживания клиентов, это, в свою очередь, позволяет ему оставаться лидером розничного рынка банковских услуг и создавать свои стандарты работы. Наличие регламентов и стандартизированных процедур позволяет осуществлять большое количество операций.

Еще одним конкурентным преимуществом  Альфа-Банка является крупномасштабная сеть сбыта продуктов и услуг, которая включает операционные подразделения  и устройства самообслуживания, которые  обеспечивают доступность услуг  на всей территории страны. Широкая  сеть также позволяет банку обслуживать  различных клиентов на уникальных условиях.

Расчетная система также является дополнительным преимуществом банка, так как  охватывает всю страну и позволяет  осуществлять проведение большого количество операций как внутри региона, так  и между ними.

Банк  ассоциируется у потребителей со стабильностью и надежностью, его  репутация и широкий спектр услуг  способствовали закреплению бренда Альфа-Банка у потребителей банковских услуг.

В связи с существенной величиной  капитала, банк сотрудничает с российскими  предприятиями в области предоставления им крупных долгосрочных кредитов и инвестиций. Это позволяет конкурировать как с российскими, так и зарубежными кредиторами.

Значительный  капитал дает возможность банку  осуществлять крупные инвестиции в  развитие собственной инфраструктуры и внедрять современные инновационные технологии.

В настоящее время заметно усиливается  конкурентная борьба между банковскими  учреждениями, в том числе и  со стороны небанковских посредников. Конкурентная борьба требует больших  денежных и временных затрат, интеллектуальных инвестиций, которые направляются на улучшение качества и ассортимента предоставляемых банковских услуг.

Для удержания имеющихся рыночных позиций  банк должен находить адекватные решения  в сфере системы инноваций, маркетинга и продаж, послепродажного обслуживания и продуктового ряда, которые позволят обслуживать большее количество клиентов при минимизации издержек и контроле над рисками. Все это обуславливает необходимость использования механизмов и функций системы маркетинга.

Информация о работе Система и источники финансирования инновационных предприятий