Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 21:07, курсовая работа
Цель курсовой работы — исследование системы коммуникаций в управлении предприятием ОАО «Стойтрест №8» и направления ее использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть сущность и классификацию коммуникаций в системе управления;
Проанализировать эффективность системы коммуникаций на предприятии ОАО «Строительный трест №8»
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1 Понятие и роль коммуникаций в управлении 8
1.2 Формы коммуникаций и их барьеры 10
1.3 Понятие и типы коммуникационных сетей 15
1.4 Управление организационными коммуникациями 20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ
В ОАО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ №8» 23
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Строительный трест №8» 23
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
филиала «СУ-83» 26
2.3 Анализ эффективности системы коммуникаций на предприятии
ОАО «Строительный трест №8» 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ №8» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Учреждение образования
"Брестский государственный технический
университет"
Факультет заочного отделения
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «менеджмент»
на тему: «Система коммуникаций в управлении предприятием
ОАО «Строительный трест №8» и направления ее развития»
Выполнила
специальности ЭиУП
группы 926
Проверил
Брест 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1 Понятие и роль коммуникаций в управлении 8
1.2 Формы коммуникаций и их барьеры 10
1.3 Понятие и типы
1.4 Управление организационными коммуникациями 20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ
В ОАО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ №8» 23
2.1 Общая характеристика
2.2 Характеристика
филиала «СУ-83» 26
2.3 Анализ эффективности системы коммуникаций на предприятии
ОАО «Строительный трест №8» 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОАО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ №8» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
По признанию многих, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятия и характеризуют собой одну из немаловажных составляющих менеджмента. Роль коммуникаций очевидна как на малых предприятиях, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Опыт как отечественных, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.
Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.
Коммуникация – это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы.
Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одним из самых важных факторов интеграции управления является система коммуникаций.
Цель курсовой работы — исследование системы коммуникаций в управлении предприятием ОАО «Стойтрест №8» и направления ее использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Структура работы: курсовая работа состоит из реферата, введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1 КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и роль коммуникаций в управлении
Реализация любой управленческой функции требует эффективного обмена информацией, который встроен во все основные виды управленческой деятельности. В связи с этим обмен информацией или коммуникация относится к связующим процессам, интегрирующим внутреннюю среду организации и обеспечивающим интеграцию организации с внешней средой.
Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации. Однако сам обмен информацией не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее. Поэтому эффективные коммуникации требуют от каждой из сторон определенных коммуникативных навыков, умений, взаимопонимания. Чтобы лучше понять процесс обмена информацией, условия его эффективности, назовем элементы и стадии процесса коммуникаций (рисунок 1.1).
В процессе обмена информацией выделяют четыре элемента:
Этапами обмена информацией являются следующие:
Отправитель
(Получатель)
Рисунок 1.1 – Коммуникационный процесс
Эффективность обмена информацией повышает обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются местами и ролями, и процесс коммуникации осуществляется в обратном порядке, проходя все этапы обмена информацией. Обратная связь – это реакция получателя на сообщение отправителя и учет этой реакции отправителем.
Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Она может рассматриваться как сообщения отправителю, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации. Положительная обратная связь информирует, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь показывает источнику, что желаемый результат сообщения достигнут не был. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная.
В идеале обратная связь должна быть сознательной, а поэтому планироваться заранее, облекаться в оптимальную форму, соответствующую ситуации, возможности восприятия партнером, устанавливаться без промедления, в ответ на конкретный сигнал (особенно, если о ней просят) и характеризоваться доброжелательностью. Сигналами сознательной обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение, перефраз, обобщение, выражение чувства. Поскольку такие сигналы могут быть достаточно слабыми, то за реакцией партнеров нужно внимательно наблюдать.
По данным С. Блэка, «руководитель может рассчитывать лишь на понимание 60% информации, которую он пытается передать своему заместителю по какому-либо сложному вопросу. В свою очередь, подчиненный зама тоже поймет не более 60%. И так далее до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший из руководителей поймет только 13% первоначального распоряжения. При использовании письменных документов, отправленных сверху вниз, результат может быть еще хуже» [8].
На информацию, распространяемую в организации, воздействует значительное количество лиц. Американский исследователь коммуникационных процессов Ф. Махлуп выделяет шесть типов воздействия на передаваемое в организации сообщение и соответственно определяет субъектов этого воздействия [15].
Переносчик – доставляет то, что получил без малейших изменений. Преобразователь – изменяет форму полученного им сообщения без изменения его содержания. Переводчик – изменяет форму и содержание полученного сообщения, но должен при этом усилием воображения воссоздать сообщение в такой форме, которая по характеру воздействия не уступала бы оригинальному сообщению, каким он его воспринял.
Аналитик – дополняя общепринятые способы передачи, так широко пользуется собственными мыслями и догадками, что передаваемое им сообщение очень мало или совсем непохоже на то, которое он принял.
Первооткрыватель – вкладывает столько собственного созидательного гения, творческого воображения в полученную информацию, что в результате между полученным от других и переданным им сообщением можно установить лишь относительно слабую связь. Кодирование и декодирование являются потенциальными источниками возникновения «шума». «Шум» – это ошибки, неодинаковое понимание символов в послании, различия в восприятии, существующие стереотипы, которые искажают смысл послания [15].
1.2 Формы коммуникаций и их барьеры
Существуют межличностные и организационные формы коммуникаций, последние, в конечном счете, тоже сводятся к межличностным. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и письменные.
Устные коммуникации выступают в форме обсуждений, беседы, диалога, телефонного звонка, и символом кодирования информации здесь является устное слово, речь и невербальная информация (жест, мимика, выражение лица, улыбка, интонация и другая несловесная информация). У такой формы коммуникации два основных преимущества:
1) она проста для использования,
не требует специальной