Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Спарта».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
рассмотреть функции управления персоналом;
провести анализ системы управления персоналом в ООО «Спарта».
предложить пути повышения эффективности управления персоналом в ООО «Спарта».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методы управления.
1.1. Система методов управления персоналом………………………………….5
1.2. Административные методы управления……………………………………8
1.3. Экономические методы управления……………………………………….13
1.4. Социально-психологические методы……………………………………...16
Глава 2. Анализ управления персоналом в ООО «Спарта»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Спарта»………20
2.2. Анализ системы управления персоналом в ООО «Спарта» и ее эффективность…………………………………………………………………...25
2.3. Пути совершенствования системы управления персоналом в ООО «Спарта»………………………………………………………………………….31
Глава 3. Основные направления применения зарубежного опыта в современных российских условиях.
3.1. Япония……………………………………………………………………….33
3. 2. США…………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...56
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Если рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом предприятия, то японский стиль управления кадрами отличает проявление уважения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма, незначительной дифференциации продвижения по службе, а также систематического обучения и вовлечения персонала в управление. Система пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения того, что «все в одной лодке». При этом для персонала существует много возможностей продвижения наверх и повышения заработной платы. Но дифференциация работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу выгодной. С другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к высокой конкурентоспособности на мировых рынках.
Глава 2. Анализ управления персоналом в ООО «Спарта».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Спарта».
Общество с ограниченной ответственностью «Спарта» было создано в 1994г. Основной вид деятельности ООО «Спарта» оптовая и розничная торговля строительными и отделочными материалами. Помимо этого, компания «Спарта» производит все виды сантехнических и внутренних отделочных работ: монтаж систем водопровода, канализации, отопления; установка гидромассажных ванн, душевых кабин с парогенератором; установка сантехнического оборудования всех видов; сервисное обслуживание, ремонт. ООО «Спарта» также выполняет следующие виды внутренних отделочных работ: облицовочные работы; электромонтажные работы, монтаж подвесных потолков; малярные работы; монтаж гипсокартонных систем различной сложности; укладка полов (ламинат, паркет); перепланировка.
ООО «Спарта» предлагает полный комплекс услуг по продаже и установке сантехники зарубежных производителей: Roca, Pool Spa, Instal Project, Grohe, SANPLAST и др., является эксклюзивными дилерами компании Pool Spa, Instal Project и официальными дилерами компании Roca.
Рассмотрим организационную схему управления ООО «Спарта», которая приведена на рисунке 2.1. Связь между директором и основными подразделениями ООО «Спарта» линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид управления сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом - администрацией.
Рисунок 2.1 Структура управления ООО «Спарта».
В целом структура управления ООО «Спарта» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.
Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности ООО «Спарта» за 2008-2009 год представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спарта» за 2008-2009 гг.
Показатели |
Ед. изм.. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Товарооборот (за вычетом налогов) |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
25526 |
36619 |
+11093 |
143,5 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
25526 |
31898 |
+6372 |
125,0 | |
Доход от реализации |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
5528 |
7798 |
+2270 |
141,1 | |
- в % к обороту |
% |
21,66 |
21,29 |
-0,37 |
- | |
Расходы на реализацию |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
4833 |
7009 |
+2176 |
145,0 | |
- в % к обороту |
% |
18,93 |
19,14 |
+0,21 |
- | |
Прибыль от реализации товаров |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
695 |
789 |
+94 |
113,5 | |
- в % к обороту |
% |
2,72 |
2,15 |
-0,57 |
- | |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
млн. руб. |
14 |
-19 |
-33 |
- | |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
млн. руб. |
-231 |
-265 |
-34 |
- | |
Прибыль |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
478 |
505 |
+27 |
105,6 | |
- в % к обороту |
% |
1,87 |
1,38 |
-0,49 |
- | |
Налог на прибыль |
млн. руб. |
115 |
121 |
+6 |
105,2 | |
Прочие налоги, сборы из прибыли |
млн. руб. |
204 |
199 |
-5 |
97,5 | |
Прочие расходы и платежи из прибыли |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- | |
Чистая прибыль |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
159 |
185 |
+26 |
116,4 | |
- в % к обороту |
% |
0,62 |
0,51 |
-0,11 |
- | |
Торговая площадь |
м2 |
1000 |
1000 |
- |
100,0 | |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
25,526 |
36,619 |
+11,093 |
143,5 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
25,526 |
31,898 |
+6,372 |
125,0 | |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
102 |
107 |
+5 |
104,9 | |
Средняя выработка на одного работника |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
250,25 |
342,23 |
+91,98 |
136,8 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
250,25 |
298,11 |
+47,86 |
119,1 |
Товарооборот ООО «Спарта» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 11093 млн. руб. или на 43,5 % в действующих ценах и на 6372 млн. руб. или на 25 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации СООО «Скерон» увеличился за 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2270 млн. руб. или 41,1 %. Уровень дохода от реализации снизился на 0,37 % к обороту товарооборота.
Расходы на реализацию ООО «Спарта» увеличились на 2176 млн. руб. или на 45 %. Темп прироста товарооборота составил 43,5 %, а сумма расходов на реализацию продукции выросла на 45 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,21 % к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 1,11 % (+0,21 / 18,93 × 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат за счет перерасхода расходов на реализацию продукции. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 76,9 млн. руб. (+0,21 × 36619 / 100).
Прибыль от реализации товаров ООО «Спарта» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 94 млн. руб. или на 13,5 %. Увеличение прибыли обусловлено тем, что расходы на реализацию росли более медленными темпами, чем товарооборот и доходы от реализации. Чистая прибыль ООО «Спарта», увеличилась на 26 млн. руб.
ООО «Спарта» успешно выполнила план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота.
2.2 Анализ
системы управления персоналом
в ООО «Спарта» и ее
Среднесписочная численность работников ООО «Спарта» на 01.01.2009 г. составляла 102 чел., а на 01.01.2010- 107 чел. Динамика среднесписочной численности персонала ООО «Спарта» за 2008-2009 гг. по категориям персонала представлена данными рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 Динамика численности работников ООО «Спарта» по категориям персонала за 2008-2009 год.
Как видно из данных рисунка 2.2, численность руководителей и специалистов ООО «Спарта» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 1 чел. в каждой категории, а численность рабочих, наоборот, увеличилась - на 7 чел.
В ООО «Спарта» определены общие подходы к деятельности по управлению человеческими ресурсами:
1. Планирование трудовых ресурсов в ООО «Спарта».
2. Обеспечение кадрами в ООО «Спарта».
3. Система адаптации персонала (организация труда и отношения с работниками).
4. Система развития персонала (развитие работников).
ООО «Спарта» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, а также опыт работы в сфере торговли. Подбор кадров в ООО «Спарта» осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается, что характеризует данную организацию с положительной стороны. Для всех работников разработаны должностные инструкции и инструкции по технике безопасности. Организация и культура труда управленческого персонала в ООО «Спарта» соответствует современным требованиям. Смело принимаются и реализовываются нестандартные и новые решения, которые обсуждаются коллегиально во время проведения деловых переговоров и совещаний.
При написании курсовой работы были проведены исследования, которые показали, что в ООО «Спарта» используются следующие источники найма персонала: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; объявления, реклама; различные источники внутри предприятия; инициативные письма-обращения о приеме; отдел занятости. Проанализировав данные источники найма, мы можем сказать, что наибольший удельный вес при приеме на работу занимают рекомендации друзей и родственников, внутренние источники при найме составляют лишь 17 % от общего числа (таблица 2.3). К внутренним источникам в данном случае следует отнести продвижение по служебной лестнице.
Таблица 2.3. Источники найма кадров предприятия ООО «Спарта» в 2009 г.
Наименование источника найма |
Удельный вес, % |
Рекомендации друзей и родственников Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала Объявления, реклама Источники внутри предприятия Инициативные письма-обращения о приеме Отдел занятости |
35
15 25 17 5 3 |
Всего: |
100 |
Прием и отбор персонала на работу в ООО «Спарта» идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность. Также небольшим процентом (15 %) является принятие сотрудников через консультативные фирмы.
В частности отбор кандидатов в ООО «Спарта» на должность маркетолога проводился по следующим критериям:
Расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров ООО «Спарта» приведены в таблице 2.4.
Наименование мероприятий |
2008 г., млн. руб. |
Удельный вес, % |
2009 г., млн. руб. |
Удельный вес, % |
Прогноз 2010 г. |
Подготовка, переподготовка |
9,8 |
29,1 |
10,2 |
29,4 |
10,5 |
Повышение квалификации, руководителей и специалистов всего человек: в том числе: |
23,9 |
70,9 |
24,5 |
70,6 |
24,8 |
на предприятии |
5,4 |
16 |
6,5 |
18,7 |
7 |
в учебных заведениях |
18,5 |
54,9 |
18 |
51,9 |
17,8 |
Итого: |
33,7 |
100 |
34,7 |
100 |
35,3 |
По сравнению с 2008 г. в 2009 г. расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров на ООО «Спарта» возросли на 1 млн. руб. (с 33,7 млн. руб. до 34,7 млн. руб.). В 20010 г. планируется потратить на эти цели 35,3 млн. руб. По сравнению с 2008 г. увеличился удельный вес средств предприятия, направляемых на подготовку и переподготовку (на 0,3 %), однако уменьшились расходы, связанные с повышение квалификации руководителей и специалистов (на 0,6 млн. руб. или на 0,3 %). В 2009 году увеличились расходы, связанные с повышением квалификации, руководителей и специалистов на предприятии, вместе с тем сократились расходы на обучение в учебных заведениях. Также в ООО «Спарта» организовано обучение на местах на производственно-экономических семинарах по учебному плану, разработанному на предприятии, которые проводятся в санитарный день, и охватывает более 70 % работников предприятия. За квартал в среднем во всех формах обучения проходят подготовку 5 человек. Ведется работа по формированию резерва кадров на вышестоящие должности, по замещению руководителей и специалистов «практиков» молодыми дипломированными специалистами.
Руководство организацией большое значение отводит мотивационным факторам. ООО «Спарта» предоставляет своим работникам следующие социальные льготы:
Нематериальное стимулирование персонала ООО «Спарта» осуществляется в следующих направлениях: