Система методов управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Спарта».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
рассмотреть функции управления персоналом;
провести анализ системы управления персоналом в ООО «Спарта».
предложить пути повышения эффективности управления персоналом в ООО «Спарта».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методы управления.
1.1. Система методов управления персоналом………………………………….5
1.2. Административные методы управления……………………………………8
1.3. Экономические методы управления……………………………………….13
1.4. Социально-психологические методы……………………………………...16
Глава 2. Анализ управления персоналом в ООО «Спарта»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Спарта»………20
2.2. Анализ системы управления персоналом в ООО «Спарта» и ее эффективность…………………………………………………………………...25
2.3. Пути совершенствования системы управления персоналом в ООО «Спарта»………………………………………………………………………….31
Глава 3. Основные направления применения зарубежного опыта в современных российских условиях.
3.1. Япония……………………………………………………………………….33
3. 2. США…………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

   Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

   Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

   Если рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом предприятия, то японский стиль управления кадрами отличает проявление уважения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма, незначительной дифференциации продвижения по службе, а также систематического обучения и вовлечения персонала в управление. Система пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения того, что «все в одной лодке». При этом для персонала существует много возможностей продвижения наверх и повышения заработной платы. Но дифференциация работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу выгодной. С другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ управления персоналом в ООО «Спарта».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Спарта».

   Общество с ограниченной ответственностью «Спарта» было создано в 1994г. Основной вид деятельности ООО «Спарта» оптовая и розничная торговля строительными и отделочными материалами. Помимо этого, компания «Спарта» производит все виды сантехнических и внутренних отделочных работ: монтаж систем водопровода, канализации, отопления; установка гидромассажных ванн, душевых кабин с парогенератором; установка сантехнического оборудования всех видов; сервисное обслуживание, ремонт. ООО «Спарта» также выполняет следующие виды внутренних отделочных работ: облицовочные работы; электромонтажные работы, монтаж подвесных потолков; малярные работы; монтаж гипсокартонных систем различной сложности; укладка полов (ламинат, паркет); перепланировка.

   ООО «Спарта» предлагает полный комплекс услуг по продаже и установке сантехники зарубежных производителей: Roca, Pool Spa, Instal Project, Grohe, SANPLAST и др., является эксклюзивными дилерами компании Pool Spa, Instal Project и официальными дилерами компании Roca.

   Рассмотрим организационную схему управления ООО «Спарта», которая приведена на рисунке 2.1. Связь между директором и основными подразделениями ООО «Спарта» линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид управления сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом - администрацией.

 

Рисунок 2.1 Структура управления ООО «Спарта».

В целом структура управления ООО «Спарта» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.

   Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности ООО «Спарта» за 2008-2009 год представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спарта» за 2008-2009 гг.

Показатели

Ед. изм..

2008 г.

2009 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Товарооборот (за вычетом налогов)

         

- в действующих ценах

млн. руб.

25526

36619

+11093

143,5

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

25526

31898

+6372

125,0

Доход от реализации

         

- сумма

млн. руб.

5528

7798

+2270

141,1

- в % к обороту

%

21,66

21,29

-0,37

-

Расходы на реализацию

         

- сумма

млн. руб.

4833

7009

+2176

145,0

- в % к обороту

%

18,93

19,14

+0,21

-

Прибыль от реализации товаров

         

- сумма

млн. руб.

695

789

+94

113,5

- в % к обороту

%

2,72

2,15

-0,57

-

Прибыль (убыток) от операционных доходов  и расходов

млн. руб.

14

-19

-33

-

Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов

млн. руб.

-231

-265

-34

-

Прибыль

         

- сумма

млн. руб.

478

505

+27

105,6

- в % к обороту

%

1,87

1,38

-0,49

-

Налог на прибыль

млн. руб.

115

121

+6

105,2

Прочие налоги, сборы из прибыли

млн. руб.

204

199

-5

97,5

Прочие расходы и платежи  из прибыли

млн. руб.

-

-

-

-

Чистая прибыль

         

- сумма

млн. руб.

159

185

+26

116,4

- в % к обороту

%

0,62

0,51

-0,11

-

Торговая площадь

м2

1000

1000

-

100,0

Товарооборот на 1 м2 торговой площади

         

- в действующих ценах

млн. руб.

25,526

36,619

+11,093

143,5

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

25,526

31,898

+6,372

125,0

Среднесписочная численность работников

чел.

102

107

+5

104,9

Средняя выработка на одного работника

         

- в действующих ценах

млн. руб.

250,25

342,23

+91,98

136,8

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

250,25

298,11

+47,86

119,1


 

   Товарооборот ООО «Спарта» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 11093 млн. руб. или на 43,5 % в действующих ценах и на 6372 млн. руб. или на 25 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации СООО «Скерон» увеличился за 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2270 млн. руб. или 41,1 %. Уровень дохода от реализации снизился на 0,37 % к обороту товарооборота.

   Расходы на реализацию ООО «Спарта» увеличились на 2176 млн. руб. или на 45 %. Темп прироста товарооборота составил 43,5 %, а сумма расходов на реализацию продукции выросла на 45 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,21 % к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 1,11 % (+0,21 / 18,93 × 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат за счет перерасхода расходов на реализацию продукции. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 76,9 млн. руб. (+0,21 × 36619 / 100).

   Прибыль от реализации товаров ООО «Спарта» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 94 млн. руб. или на 13,5 %. Увеличение прибыли обусловлено тем, что расходы на реализацию росли более медленными темпами, чем товарооборот и доходы от реализации. Чистая прибыль ООО «Спарта», увеличилась на 26 млн. руб.

ООО «Спарта» успешно выполнила план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  системы управления персоналом  в ООО «Спарта» и ее эффективность.

   Среднесписочная численность работников ООО «Спарта» на 01.01.2009 г. составляла 102 чел., а на 01.01.2010- 107 чел. Динамика среднесписочной численности персонала ООО «Спарта» за 2008-2009 гг. по категориям персонала представлена данными рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 Динамика численности работников ООО «Спарта» по категориям персонала за 2008-2009 год.

   Как видно из данных рисунка 2.2, численность руководителей и специалистов ООО «Спарта» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 1 чел. в каждой категории, а численность рабочих, наоборот, увеличилась - на 7 чел.

   В ООО «Спарта» определены общие подходы к деятельности по управлению человеческими ресурсами:

1. Планирование трудовых ресурсов в ООО «Спарта».

2. Обеспечение кадрами в ООО «Спарта».

3. Система адаптации персонала (организация труда и отношения с работниками).

4. Система развития персонала (развитие работников).

ООО «Спарта» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, а также опыт работы в сфере торговли. Подбор кадров в ООО «Спарта» осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается, что характеризует данную организацию с положительной стороны. Для всех работников разработаны должностные инструкции и инструкции по технике безопасности. Организация и культура труда управленческого персонала в ООО «Спарта» соответствует современным требованиям. Смело принимаются и реализовываются нестандартные и новые решения, которые обсуждаются коллегиально во время проведения деловых переговоров и совещаний.

   При написании курсовой работы были проведены исследования, которые показали, что в ООО «Спарта» используются следующие источники найма персонала: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; объявления, реклама; различные источники внутри предприятия; инициативные письма-обращения о приеме; отдел занятости. Проанализировав данные источники найма, мы можем сказать, что наибольший удельный вес при приеме на работу занимают рекомендации друзей и родственников, внутренние источники при найме составляют лишь 17 % от общего числа (таблица 2.3). К внутренним источникам в данном случае следует отнести продвижение по служебной лестнице.

Таблица 2.3. Источники найма кадров предприятия ООО «Спарта» в 2009 г.

 

Наименование источника найма

Удельный вес, %

Рекомендации друзей и родственников

Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала

Объявления, реклама

Источники внутри предприятия

Инициативные письма-обращения  о приеме

Отдел занятости

35

 

15

25

17

5

3

Всего:

100


 

   Прием и отбор персонала на работу в ООО «Спарта» идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность. Также небольшим процентом (15 %) является принятие сотрудников через консультативные фирмы.

   В частности отбор кандидатов в ООО «Спарта» на должность маркетолога проводился по следующим критериям:

  • обязательные: высшее экономическое образование; знание иностранного языка (средний уровень); знание основ маркетинга (умение работать с поставщиками и клиентами);
  • желательные: знание экономики (ценообразование, ввозные правила и расходы); коммуникации; опыт работы с поставщиками; умение работать на компьютере.

   Расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров ООО «Спарта» приведены в таблице 2.4.

Наименование мероприятий

2008 г., млн. руб.

Удельный вес, %

2009 г., млн. руб.

Удельный вес, %

Прогноз 2010 г.

Подготовка, переподготовка

9,8

29,1

10,2

29,4

10,5

Повышение квалификации, руководителей  и специалистов всего человек:

в том числе:

23,9

70,9

24,5

70,6

24,8

на предприятии

5,4

16

6,5

18,7

7

в учебных заведениях

18,5

54,9

18

51,9

17,8

Итого:

33,7

100

34,7

100

35,3


 

По сравнению с 2008 г. в 2009 г. расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров на ООО «Спарта» возросли на 1 млн. руб. (с 33,7 млн. руб. до 34,7 млн. руб.). В 20010 г. планируется потратить на эти цели 35,3 млн. руб. По сравнению с 2008 г. увеличился удельный вес средств предприятия, направляемых на подготовку и переподготовку (на 0,3 %), однако уменьшились расходы, связанные с повышение квалификации руководителей и специалистов (на 0,6 млн. руб. или на 0,3 %). В 2009 году увеличились расходы, связанные с повышением квалификации, руководителей и специалистов на предприятии, вместе с тем сократились расходы на обучение в учебных заведениях. Также в ООО «Спарта» организовано обучение на местах на производственно-экономических семинарах по учебному плану, разработанному на предприятии, которые проводятся в санитарный день, и охватывает более 70 % работников предприятия. За квартал в среднем во всех формах обучения проходят подготовку 5 человек. Ведется работа по формированию резерва кадров на вышестоящие должности, по замещению руководителей и специалистов «практиков» молодыми дипломированными специалистами.

   Руководство организацией большое значение отводит мотивационным факторам. ООО «Спарта» предоставляет своим работникам следующие социальные льготы:

  • при уходе в очередной отпуск единовременная материальная помощь в оздоровительных целях в размере 20 % оклада, при наличии на это средств;
  • выдача премий работникам организации к юбилейным датам, при наличии на это средств;
  • расходы на погребение умерших работников предприятия по отчетным документам служб ритуальных услуг, материальная помощь на погребение близких родственников (отец, мать, муж, жена, дети, родные братья, сестры);
  • три оплачиваемых рабочих дня для бракосочетания, один оплачиваемый рабочий день в связи с юбилейной датой, отцам, в связи с рождением ребенка, в связи с вступлением в брак детей работников.

   Нематериальное стимулирование персонала ООО «Спарта» осуществляется в следующих направлениях:

  • стимулирование свободным временем: предоставление за активную и творческую работу дополнительных выходных и увеличение отпуска, право выбора времени отпуска, сокращение длительности рабочего дня при высокой производительности труда;
  • организационное стимулирование: повышение удовлетворенности выполняемой работой, увеличение самостоятельности при выполнении работы, организация праздников и встреч, возможность участия персонала в управлении.

Информация о работе Система методов управления персоналом