Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:33, курсовая работа
Проблема выбора типа структуры управления предприятием стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется в первую очередь несовершенством организационной структуры управления.
В курсовой работе рассмотрены типы организационных структур, выделены преимущества и недостатки наиболее распространенных. Особое внимание уделено проектированию систем управления.
Введение
Построение организационных структур, их функции и анализ
Типы организационных структур
Методы построения организационных структур
Заключение
Список использованной литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема выбора типа структуры управления предприятием стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется в первую очередь несовершенством организационной структуры управления.
В курсовой работе рассмотрены типы организационных структур, выделены преимущества и недостатки наиболее распространенных. Особое внимание уделено проектированию систем управления.
Цель исследования – проанализировать существующие системы управления.
Поставленные задачи обусловили выбор методов исследования. К теоретическим методам, используемым в данной работе, относится анализ экономической литературы, анализ действующих нормативных документов, сравнение, классификация. Эмпирические методы: исследование, сравнение и обобщение эффективного опыта.
1. Построение организационных структур, их функции и анализ
Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Организационная структура
управления системой определяет функциональные
взаимоотношения между ее элементами,
формализует разделение обязанностей,
иерархию подчиненности и
Но можно определить ряд требований, которым должна соответствовать оптимальная (на какой-то определенный отрезок времени) система управления:
Следует учитывать, что
помимо формальной структуры на каждом
предприятии действует и
Психологи выдвигают
немало аргументов в пользу горизонтальных
структур: пирамидальные структуры,
состоящие из малочисленных блоков,
не могут полностью удовлетворить
глубоко укоренившуюся
Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней среды фирмы.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями.
Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
Организационная структура регулирует:
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Структурный подход
Структурный подход основан
на использовании различных типов
организационной структуры
Недостатками такого подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:
Функциональный подход
Результат функционального
подхода – оптимальное
Функционально-структурная (бюрократическая) модель основана на универсальном принципе разделения труда между службами, отделами, цехами, бригадами с закреплением за ними определенных функций (операций).
Главным недостатком такой системы является то, что функции закрепляются за подразделениями зачастую самыми разными методами бюрократическими методами, в процессе деятельности компании могут наращиваться по принципу «лоскутного одеяла». Попытки упорядочивания функций, как правило, наталкиваются на сопротивление бюрократической машины. Кроме того, в такой системе велики расходы на поддержку бюрократического аппарата.
В тоже время при грамотном применении структурного подхода подсознательно применяется и процессный подход. Границы между подразделениями проводятся так, чтобы в процессе работы было как можно меньше переходов этих границ.
Главные недостатки функционального те же, что и структурного, но они менее явно выражены, и тем меньше, чем больше внимания уделялось минимизации пересечения границ структурных подразделений в процессе работы.
Процессный подход
Процессный подход на является противопоставлением функциональному. Функции и процессы не могут существовать в отрыве друг от друга. Результат и функционального, и процессного подходов - одновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов). Эти подходы, в известной степени, должны применяться параллельно.
Основное отличие процессного подхода в том, что он ориентирован, в первую очередь, не на организационную систему предприятия, не на функции подразделений, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. При этом система управления компанией ориентируется как на управление каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия в целом. При этом система качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов.
Основными чертами такой организационной системы являются:
Проектный подход
Проектный подход применяется для
проектно-ориентированных
Основным принципом построения проектной системы является концепция не функций или процессов, а проекта – создание нового, как правило, единичного не повторяющегося продукта, например, разработка нового изделия, создание и внедрение новой технологии, строительство объекта и т. д.
Деятельность предприятия в этом случае рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей.
После выполнения проекта система проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).
По форме система управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) создается под конкретный проект и существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Преимущества системы управления по проектам:
2. Типы организационных структур
Организационная системы аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационной
структуры управления отражает статическое
положение подразделений и долж
Различают связи: