Система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема выбора типа структуры управления предприятием стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется в первую очередь несовершенством организационной структуры управления.
В курсовой работе рассмотрены типы организационных структур, выделены преимущества и недостатки наиболее распространенных. Особое внимание уделено проектированию систем управления.

Содержание работы

Введение
Построение организационных структур, их функции и анализ
Типы организационных структур
Методы построения организационных структур
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

система управления.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

    1. Построение организационных структур, их функции и анализ
    2. Типы организационных структур
    3. Методы построения организационных структур

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Проблема выбора типа структуры управления предприятием стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется в первую очередь несовершенством организационной структуры управления.

В курсовой работе рассмотрены типы организационных структур, выделены преимущества и недостатки наиболее распространенных. Особое внимание уделено проектированию систем управления.

Цель исследования – проанализировать существующие системы управления.

Поставленные задачи обусловили  выбор методов исследования. К теоретическим методам, используемым в данной работе,  относится анализ экономической литературы, анализ действующих  нормативных документов, сравнение, классификация. Эмпирические методы: исследование, сравнение и обобщение эффективного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Построение организационных структур, их функции и анализ

 

Организация - пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организационная структура  управления системой определяет функциональные взаимоотношения между ее элементами, формализует разделение обязанностей, иерархию подчиненности и ответственности, необходимую специализацию. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Чем меньше в структуре предприятия иерархических уровней, тем легче оно приспосабливается к изменениям внешней и внутренней среды, но существенно возрастает ответственность его руководителей и выше должен быть уровень подготовки исполнителей.

Но можно определить ряд требований, которым должна соответствовать  оптимальная (на какой-то определенный отрезок времени) система управления:

    • структура управления предприятием должна обеспечивать эффективное достижение основных производственных и организационных целей;
    • обеспечивать взаимодействие всех элементов структуры, научно-технического, линейного и управленческого персонала;
    • адекватно реагировать на изменения внешней среды.

Следует учитывать, что  помимо формальной структуры на каждом предприятии действует и межличностная  неформальная структурная связь  между подразделениями, особенно на горизонтальном уровне. Сотрудники более  охотно вступают в контакты с равными себе по служебному положению, чем со старшими или младшими по должности. Потоки информации, циркулирующие на горизонтальных уровнях иерархической структуры, имеют свои особенности. Они меньше подвержены искажениям, носят в основном координационный, а не приказной характер, более оперативны, но не всегда достоверны, так как не содержат механизмов проверки сообщений. С помощью горизонтальных связей легче и быстрее решаются сложные производственные вопросы, но также широко распространяются слухи и домыслы.

Психологи выдвигают  немало аргументов в пользу горизонтальных структур: пирамидальные структуры, состоящие из малочисленных блоков, не могут полностью удовлетворить  глубоко укоренившуюся потребность  в общении. Большие однородные по составу коллективы, характерные для горизонтальных структур, помогают людям избежать ощущения одиночества, иногда и страха, стимулируют обмен мыслями, эмоциями, позволяют сравнивать свои жизненные позиции со взглядами своих коллег. В небольших коллективах велика также угроза трансформации целей, когда упускается из виду основная, стратегическая цель организации и подменяется частными мелкими задачами.

Организация - единство состояния  и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней среды фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций  управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи  и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями.

Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

    • на подпроцессы промышленного производства;
    • изготавливаемые изделия;
    • пространственные производственные условия.

Организационная структура  регулирует:

    • разделение задач по отделениям и подразделениям;
    • их компетентность в решении определенных проблем;
    • общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Структурный подход

Структурный подход основан  на использовании различных типов  организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а их взаимодействие - через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.

Недостатками такого подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:

    • При разбиении технологий выполнения отдельной работы на отдельные фрагменты они могут быть отнесены к различным элементам организационной структуры;
    • затруднено цельное описание технологий выполнения работы, в основном существует только их фрагментарное (на уровне структурных элементов) описание;
    • отсутствие ответственного за конечный результат, заинтересованности в конечном результате, а также ориентации на конечного потребителя;
    • отсутствие явно внутренних (промежуточных) результатов деятельности, ответственных за эти результаты, внутренних потребителей этих результатов;
    • большие затраты на передачу результатов между подразделениями (зачастую больше, чем на саму работу).
    • высокие накладные расходы, крайне неэффективный управленческий учет;
    • автоматизация управления носит, как правило «лоскутный» характер (по подразделениям), попытки внедрения корпоративных информационных систем в основном оканчиваются неудачей.

Функциональный подход

Результат функционального  подхода – оптимальное проектирование организационной системы – определение границ между подразделениями по принципу функциональных областей. Изначально постулируется изначальный набор типовых функций, который в дальнейшем детализируется и привязывается к конкретному предприятию, к его службам и подразделениям.

Функционально-структурная (бюрократическая) модель основана на универсальном принципе разделения труда между службами, отделами, цехами, бригадами с закреплением за ними определенных функций (операций).

Главным недостатком  такой системы является то, что функции закрепляются за подразделениями зачастую самыми разными методами бюрократическими методами, в процессе деятельности компании могут наращиваться по принципу «лоскутного одеяла». Попытки упорядочивания функций, как правило, наталкиваются на сопротивление бюрократической машины. Кроме того, в такой системе велики расходы на поддержку бюрократического аппарата.

В тоже время при грамотном  применении структурного подхода подсознательно применяется и процессный подход. Границы между подразделениями проводятся так, чтобы в процессе работы было как можно меньше переходов этих границ.

Главные недостатки функционального  те же, что и структурного, но они  менее явно выражены, и тем меньше, чем больше внимания уделялось минимизации пересечения границ структурных подразделений в процессе работы.

Процессный подход

Процессный подход на является противопоставлением  функциональному. Функции и процессы не могут существовать в отрыве друг от друга. Результат и функционального, и процессного подходов - одновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов). Эти подходы, в известной степени, должны применяться параллельно.

Основное отличие процессного  подхода в том, что он ориентирован, в первую очередь, не на организационную  систему предприятия, не на функции подразделений, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. При этом система управления компанией ориентируется как на управление каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия в целом. При этом система качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов.

Основными чертами такой организационной  системы являются:

    • широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
    • сокращение количества уровней принятия решения;
    • сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
    • повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
    • автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.

Проектный подход

Проектный подход применяется для  проектно-ориентированных компаний, например, научно-исследовательских, консалтинговых, строительных и т.д. Он может применяться и для любой компании при создании инновационных проектов в рамках этих проектов.

Основным принципом построения проектной системы является концепция не функций или процессов, а проекта – создание нового, как правило, единичного не повторяющегося продукта, например, разработка нового изделия, создание и внедрение новой технологии, строительство объекта и т. д.

Деятельность предприятия в этом случае рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей.

После выполнения проекта система проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).

По форме система управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) создается под конкретный проект и существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

Преимущества системы управления по проектам:

    • высокая гибкость;
    • сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

 

2. Типы организационных структур

 

Организационная системы аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной  структуры управления отражает статическое  положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

    • линейные (административное подчинение);
    • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
    • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

Информация о работе Система управления