Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:26, курсовая работа
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Знание и умелое применение системных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.
Введение 3
1. Теоретические основы системного подхода в управлении 5
1.1. Понятие и свойства системного подхода в управлении 10
1.2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления 11
2. Современная практика управления предприятием в ОАО «Завод «Звезда»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 16
16
2.2. Особенности организации управления на предприятии 18
2.3. Пути совершенствования системы управления предприятием 27
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Теоретические основы |
5 |
1.1. Понятие и свойства системного подхода в управлении |
10 |
1.2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления |
11 |
2. Современная практика управления предприятием в ОАО «Завод «Звезда» 2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика |
16
16 |
2.2. Особенности организации управления на предприятии |
18 |
2.3. Пути совершенствования системы управления предприятием |
27 |
Заключение |
|
Список использованной литературы |
|
Введение
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Знание и умелое применение системных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.
Существующие системные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым.
Наибольший вклад в разработку ситуационных подходов внесли следующие зарубежные ученые:
Исследованием внутренней
и внешней деятельности хозяйствующих
организаций на основе интеграции фундаментальных
и прикладных теорий предприятия занимаются
такие отечественные ученые как В.А. Антропов,
В.Н. Белкин, А.Д. Выварец, И.Э. Гимади, Л.Д.
Гительман, А.В. Гребенкин, В.Ж.Дубровский,
А.Д. Денисов, Г.Б. Клейнер, Ю.Б. Клюев, Н.Р.
Ковалев, Е.Ю. Кузнецова, А.Г. Мокроносов,
А.В.Молодчик, В.И. Некрасов, И.И. Пичурин,
Е.В. Попов, В.В. Семененко, А.И. Татаркин
и многие другие.
Вместе с тем, недостаточно решенными
являются вопросы применения на практике
ситуационных инструментов менеджмента,
которые помогли бы
более эффективно решать управленческие
задачи, поставленные перед менеджерами.
Актуальность данной темы заключается в том, что системный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Отсюда, цель работы – раскрыть сущность системной теории.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Предметом исследования выступают методы повышения эффективности поведения и взаимодействия субъектов организации – менеджеров, организации в целом друг с другом и с внешней средой.
Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, труды классиков системной теории.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В библиографии указаны научные труды по вопросам менеджмента, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых, а также научные работы в области управления.
1. Теоретические основы
системного подхода в
1.1. Понятие и свойства
системного подхода в
Системный подход - это подход, при котором любая система(объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход к менеджменту. Системный подход строится на основных свойствам системы:
1. Целостность - не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем разделении элементы системы. Первичность целого - основной постулат теории систем.
Целостность систем включает в себя три основных аспекта:
2. Второе свойство систем - взаимозависимости и взаимодействия системы и внешней среды.
Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы. Без взаимодействия с внешней средой фирма как открытая система не может функционировать. Вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать фирма. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам внешней среды.
3. Структурность - совокупност
4. Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы. Например, фирма является подсистемой системы более высокого уровня - корпорации, компании, траста, объединения, отрасли, региона и т.д. В свою очередь последняя является подсистемой более крупного объединения, региона или страны в целом. Страна является подсистемой глобальной системы -мирового сообщества. Если рассматривать отдел (цех) как систему, то для него глобальной системой будет фирма, а подсистемами отдела будут бюро (группы). Технологическое оборудование, находящееся в цехе, является технической системой и одновременно компонентом более широкой для нее социально - экономической системы - цеха. Это свойство систем обязательно следует учитывать при изучении эффективности функционирования любых подразделений фирмы и фирмы в целом.
Свойство иерархичности систем проявляется также при струк и декомпозиции целей фирмы, показателей товаров, функций менеджмента и т.д.
5. Непрерывность функционирования и эволюции.
Система существует, пока функционирует. Все процессы в любой системе (социально - экономической, технической, биологической и т.д.) непрерывны и взаимообусловлены. Функционирование компонентов определяет характер функционирования системы как целого, и наоборот. Одновременно система должна быть способной к обучению и развитию.
Источниками эволюции социально-
Каждая фирма, если она хочет успешно конкурировать нарынке, должна изучать параметры перечисленных источников и учитывать их в своей работе. Фирмы, которые не анализируют и не прогнозируют внешние и внутренние источники саморазвития, терпят банкротство. Например, в промышленно развитых странах ежегодно терпят банкротство около 10% фирм.
6. Целенаправленность, означающее обязательность построения дерева целей социально - экономических систем, дерева показателей эффективности технических систем и др. Например, глобальным критерием функционирования фирмы на нулевом уровне дерева целей может быть максимизация прибыли при условии соблюдения законодательных актов, социально - экологических норм и нормативов. Далее с применением методов анализа и синтеза, ранжирования и оптимизации осуществляется декомпозиция целей фирмы до 4-5 уровня.
7. Стремление систем к состоянию
8. Альтернативность путей функционирования и развития. В зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при оперативном управлении (налоговая система, таможенные тарифы, конкурентоспособность конкурентов, инфраструктура рынка, надежность поставщиков и т.п.), могут быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели. Отдельные наиболее непредсказуемые фрагменты, например, программы, плана, сетевой модели в связи с высокой неопределенностью ситуации рекомендуется разрабатывать по нескольким альтернативным путям. Альтернативность путей функционирования и развития систем может носить объективный либо субъективный характер. Например, альтернативность развития биологических систем в большей мере носит объективный характер. Развитие биологических систем во многом определяется генетикой и факторами внешней среды. Развитие технических систем определяется субъективными факторами, а их функционирование - надежностью систем. Альтернативность путей функционирования и развития социально - экономических систем определяется как объективными, так и субъективными факторами.
9. Наследственность, характеризует закономерность передачи доминантных и рецессивных признаков на отдельных этапах развития от старого поколения системы к новому. Выделение доминантных признаков системы позволяет повысить обоснованность направлений ее развития. Доминантные и рецессивные признаки по сути являются объективными. Субъективность процесса управления этими признаками должна проявляться в их исследовании, выделении доминантных признаков системы и инвестировании новаций по их развитию. Эта трудная комплексная задача. Поэтому в настоящее время изучением наследственности социально - экономических систем занимаются недостаточно. Результаты исследования наследственности биологических систем в практику внедряются очень медленно.
10. Приоритет качества. Практика показывает, что выживают те
биологические, технические, социально
- экономические системы, которые из всех
факторов функционирования и развития
отдают приоритет качеству: качеству экосистемы, качеству товаров
и услуг, качеству инфраструктуры, качеству
жизни и т.д. Цена потребителя, себесто
11. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами ее компонентов. Отдельный работник средней и крупной социально - экономической системы не может ставить свои интересы выше интересов (целей) системы. В малой системе могут быть исключения.
12. Надежность. Надежность системы (фирмы) характеризуется:
Очевидно, что для повышения эффективности системы менеджмента следует повышать ее надежность.
1.2. Понятие и принципы
построения организационной
управления