Системные подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Знание и умелое применение системных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы системного подхода в управлении 5
1.1. Понятие и свойства системного подхода в управлении 10
1.2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления 11
2. Современная практика управления предприятием в ОАО «Завод «Звезда»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 16
16
2.2. Особенности организации управления на предприятии 18
2.3. Пути совершенствования системы управления предприятием 27
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

системный подход в управлении 2012.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. Любая организация имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций между работниками по вертикали и горизонтали. Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей1.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения2.

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования3. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредотачиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии4.

Большинство организаций непрерывно совершенствуют свои организационные структуры. В настоящее время характерно сокращение числа управленческих уровней: переход от 8-12 управленческих уровней к 4-5, т.е. сокращение числа промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками5.

 

2 Современная практика управления предприятием

в ОАО «Завод «Звезда»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика

 

Открытое акционерное общество “Завод “Звезда”  -  промышленное предприятие по производству изделий электронной техники образовалось в декабре 1968 г. по инициативе Обкома КПСС, первую продукцию завод выпустил 27 марта 1969 г.

Общество является коммерческой организацией и действует в соответствии с Федеральным Законом от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ «Об Акционерных Обществах» в редакции Федеральных Законов от 13.06.1996г. №65-ФЗ, от 24.05.1999г. №101-ФЗ, от 07. 08.2001г. №120-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Общество зарегистрировано Постановлением Регистрационной палаты Республики Калмыкия от 24.05.1994г. №105.

Почтовый адрес Общества: Российская Федерация, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, Восточная промзона.

Общество является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, для достижения установленных целей, а также для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных Федеральными Законами; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, приобретать права и нести обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде.

Общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы, действующие в соответствии с Законодательством России и настоящим Уставом.

Целью создания ОАО “Завод “Звезда”  является удовлетворение общественных потребностей в производимой обществом продукции (работ, услуг) и извлечение прибыли.

ОАО “Завод “Звезда”  имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые  для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законами.

Основными видами деятельности ОАО “Завод “Звезда”  являются:

    • разработка и производство изделий специального назначения электронной техники;
    • производство специального технологического оборудования;
    • производственная;
    • хозяйственная финансово-экономическая;
    • социально-бытовая;
    • ремонтные  работы;
    • предпринимательская;
    • посредническая;
    • спортивно-оздоровительная;
    • культурно-развлекательная;
    • туристическая.

ОАО “Завод “Звезда”  является собственником имущества, переданного ему в качестве вкладов в уставный капитал его учредителями, а также имущества, полученного в результате своей деятельности и на иных основаниях, не запрещенных законодательством Российской Федерации, и отраженного на самостоятельном балансе ОАО “Завод “Звезда”. ОАО “Завод “Звезда”  осуществляет владение, использование, распоряжение этим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Уставом.

2.2 Особенности организации  управления на предприятии

 

 

Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.

Управление есть непрерывный, целенаправленный информационный процесс воздействия на коллективы людей, определенным образом организованных, обусловленный необходимостью практического использования объективных экономических законов и обеспечивающий целенаправленное поведение этих коллективов при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия управленческих решений.

      Организационная  структура - один из основных элементов  управления  предприятием. Она характеризуется  разделением целей задач управления  между  подразделениями и работниками  организации. По сути, это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Применительно к ОАО “Завод “Звезда” организация управления производством - система регламентации прав и обязанностей, меры ответственности и последовательности действий управляющей подсистемы призванной обеспечить функционирование объекта управления по заданным параметрам.

Организационная структура представляет собой количественный и качественный состав подразделений предприятия, связанных между собой отношениями разделения и кооперации труда. Организационная структура промышленного предприятия отражает производственно-технологические элементы предприятия.


 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

Рис. 2.2.1 Организационная  структура ОАО “Завод“Звезда”

Информация о работе Системные подход в управлении