Системные подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Знание и умелое применение системных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы системного подхода в управлении 5
1.1. Понятие и свойства системного подхода в управлении 10
1.2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления 11
2. Современная практика управления предприятием в ОАО «Завод «Звезда»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 16
16
2.2. Особенности организации управления на предприятии 18
2.3. Пути совершенствования системы управления предприятием 27
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

системный подход в управлении 2012.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

В  соответствии  с  вышесказанным  организационная  структура ОАО “Завод “Звезда” будет выглядеть так: (рис. 2.2.1). Производственные подразделения ОАО “Завод “Звезда” - цеха, участки, лаборатории - обеспечивают процесс изготовления продукции и услуг. Производственный процесс по своей структуре неоднороден. Он состоит из многочисленных более мелких процессов в зависимости от сложности, типов и видов выпускаемых изделий.

К  основному  производству  относятся  следующие цеха:  сборочный, прессово-механический, гальванический.

Номенклатура  выпускаемой  продукции  состоит из изделий электронной техники, товаров народного потребления, прочих услуг населению.

Сборочный цех занят сборкой изделий из деталей,  поставляемых гальваническим и прессово-механическим цехами.

Прессово-механический участок изготавливает детали штамповкой из металлического сырья и льет детали из пластмассы.

Гальванический участок занимается гальваническими покрытиями деталей изготовленных штамповочным участком.

В организационную структуру предприятия входят и вспомогательные цехи. Это те цехи, которые обеспечивают нормальную работу предприятия различными видами энергии, инструментами, приспособлениями и ремонтом оборудования. В ОАО “Завод “Звезда” к ним относятся служба энергетики, механизации, паросиловое хозяйство.

К обслуживающим цехам  ОАО “Завод “Звезда”  относятся: отдел технического контроля, отдел материально-технического снабжения, бухгалтерия.

Отдел технического  контроля (ОТК)  осуществляет  постоянный  контроль качества продукции, проверяет качество поступающего сырья и материалов, следит за соблюдением технологического режима и совместно с другими отделами разрабатывает мероприятия, направленные на повышение качества и надежности продукции и предупреждения брака на предприятии.

       Отдел материально-технического  снабжения  ОАО “Завод “Звезда”  находит и определяет поставщиков  ресурсов, необходимых предприятию: сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования, заключает договоры с поставщиками, организует доставку ресурсов на склад предприятия, обеспечивает их хранение и выдачу в производство.

       Непременным  условием  эффективного управления  производством  является организация  и ведение бухгалтерского учета и отчетности. Эти функции на анализируемом предприятии выполняет отдел бухгалтерии, который учитывает поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов на предприятии, рабочей силы, готовит отчеты о деятельности предприятия, а также государственным разным местным органам.

      Структура управления  - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Таким образом, под организационной структурой управления принято понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Первым верхним уровнем управления в ОАО “Завод “Звезда” является дирекция. Так как данное предприятие акционерное общество, то высший уровень управления будет включать собрание акционеров, совет директоров и генерального директора.

В компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества за исключением вопросов отнесенных уставом общества к исключительной компетенции общее собрание акционеров.

На ОАО “Завод “Звезда”  генеральный директор управляет цехами через заместителей по производству. Но по существу, им осуществляется  полный и властный контроль над всеми подразделениями и функциями при неудовлетворительных координации, управлении и качественном контроле. Эффективность управления, эффективность принимаемых решений, прежде всего, зависят от качества управления, т.е. от личных характеристик руководителя. Стиль руководства на заводе можно определить как авторитарный, когда мнение подчиненных в принятии решений, их участие в управлении не рассматривается руководителем предприятия.

К  среднему  уровню  управления  на  ОАО “Завод “Звезда” относятся: главный инженер, заместитель генерального директора по снабжению и сбыту, главный бухгалтер, лаборант ОТК, инженер по технике безопасности.

Первым заместителем генерального директора является главный инженер, проводящий на предприятии техническую политику. Он отвечает за внедрение достижений науки и техники, качество выпускаемой продукции, организацию работы по изобретательству, обеспечение своевременного рассмотрения и внедрения изобретений и рационализаторских предложений и т. п. Главному инженеру подчиняются все начальники цехов завода, отдел главного механика и энергетика, лаборант ОТК.

На ОАО “Завод “Звезда” имеется заместитель генерального директора по экономическим вопросам - экономист, организующий работу в области технико-экономического планирования производства, труда и заработной платы, финансов и отвечающий за экономические результаты деятельности предприятия.

Неэффективность среднего уровня сводится к тому, что разные по значению и объему функции могут возлагаться на одного человека, который не всегда знаком с работой того или иного подразделения. Решение производственных вопросов замедленно и неэффективно.

К низшему звену управления относятся начальники цехов. Начальники цехов на ОАО “Завод “Звезда” осуществляют непосредственное управление процессом производства. Начальнику цеха подчинены все работники цеха.

Важным звеном в управлении и организации производства в цехе ОАО “Завод “Звезда”  является мастер. Мастер относится к низшему уровню управления, сюда же входят бригадиры. Мастер непосредственно подчиняется начальнику цеха.

Структура управления ОАО “Завод “Звезда” является трехступенчатой и имеет линейно-функциональный или комбинированный тип. Сущность комбинированной структуры управления состоит в том, что на каждом уровне управления создаются специализированные подразделения, которые в отличие от штабов обладают определенными правами в отношении нижестоящих звеньев. Исполнители получают указания не только от линейных руководителей, но и по линии функциональной связи. При такой структуре управления линейное руководство осуществляет координацию деятельности функциональных служб и производит выработку решений для нижестоящих звеньев.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению (рисунок 2.2.2(приложение А)).

Таблица 2.2.1 - Классификация целей

Критерий классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационные Научные

Социальные

Технические

Политические

Функциональная

структура

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные Финансовые

Административные

Среда

Внутренняя

Внешняя

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные

(повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта


 

Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице 2.2.1 позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей.

В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту). В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рисунок 2.2.3).

Рисунок 2.2.3 Взаимосвязь функций управления

 

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Под ними понимается определенное совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них – это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

 

2.3 Пути совершенствования системы управления предприятием

 

В XXI в. перспективные проблемы развития организации имеют особое значение для России. Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функции, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности.

Главная черта периода рыночной экономики – создание принципиально новых институциональных условий рыночных отношений и на этой основе – новых моделей поведения предприятий.

Информация о работе Системные подход в управлении