Системный анализ в стратегическом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента 6
1.2. Сущность системы стратегического менеджмента 6
1.3. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации 11
1.4. Уровни стратегических решений……………………………………...14
2. РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ В КОМПАНИИ «АМЕДИА» 15
2.1 Анализ проблемной ситуации в компании «Амедиа» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа иинтернет.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

 

 

 

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Системный анализ в управлении»

 

Тема: «Системный анализ в стратегическом менеджменте»

 

 

 

                                               

                                           

                                                          Студент                             Степанова И.В

                                     Номер зачетной книжки  № 3

                                                                                                        Гр. ЭиУ 11э3

                                                            Преподаватель  к.т.н.        Н.М. Курочкина

                               Работа допущена к защите_____________

                                Работа защищена  с оценкой      _________

                                                                                     (оценка, дата)                                                                                                                                                          

 

 

 

Омск - 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5

1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента 6

1.2. Сущность системы стратегического менеджмента 6                                          1.3. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации 11

1.4. Уровни стратегических решений……………………………………...14

2. РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ

СИТУАЦИИ  В КОМПАНИИ «АМЕДИА» 15

2.1 Анализ  проблемной ситуации в компании  «Амедиа» 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегический  менеджмент является быстро развивающейся  областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание  динамизма внешней среды бизнеса, усложнение организационных систем. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами. Изначально стратегическое планирование, а затем весь арсенал приемов различных видов стратегического менеджмента был нацелен на рост конкурентоспособности предприятий, работающих в условиях жесткой конкурентной борьбы, характерной для рыночной экономики.

Актуальность  исследования. Определение и реализация стратегий относятся к числу  сложных и трудоемких работ, которые  раньше на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном  уровне. Сегодня же управление большинства  предприятий ориентировано главным  образом на решение краткосрочных  проблем. В этих условиях часты смены  задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

Многие предприятия  напоминают временные структуры, не обладающие необходимым запасом  интеллектуальной, организационной, экономической, производственной «прочности», позволяющей  провести в случае необходимости  эффективное обновление. Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение  сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь  это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий, т.е. стратегическому менеджменту.

Можно выделить три уровня проблем, стоящих перед  руководителями предприятий. На первом уровне руководители объясняют существование  проблем либо неблагоприятными условиями  внешней среды, либо недостатками внутренней среды предприятий. Второй уровень  понимания руководителями проблем  объясняет их существование в  основном отсутствием перспективного видения, обусловленного плохим знанием рынка, факторов, определяющих конкурентные преимущества предприятия, недостаточным уровнем квалификации и т.п. И, наконец, третий уровень понимания сути проблем включает тех руководителей, которые видят их истоки в недостаточном знании и умении мотивировать работников, разрабатывать стратегии развития предприятия, выбирать эффективные способы повышения инновационного потенциала, использовать результаты маркетинговых исследований. Различный уровень понимания сути проблем отражает представление руководителей о сложности управления организацией и их возможностях. Попытки некоторых из них управлять сложной организацией как простой из-за слабого знания современных методов руководства и организационных структур, неумения определять стратегию ценообразования и поведения предприятия на рынке - оборачивается на практике потерями, истинную величину которых трудно представить. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности и задач стратегического менеджмента, а так же разработка комплекса стратегических решений  для кинокомпании, направленной на активизацию ее деятельности и разработку новых направлений развития компании. Объектом исследования является кинокомпания «Амедиа», предметом исследования – стратегическое управление и его влияние на уровень нестабильности. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучение теоретических основ стратегического менеджмента; исследование тенденции развития компании и влияния внешней и внутренней среды на нее; разработка проекта мероприятий по выбору наилучшей стратегии развития анализируемого предприятия.

1. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

    1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента

 Возникновение и практическое использование стратегического менеджмента как системы управления организацией вызвано объективными причинами, вытекающими из характера изменений условий деятельности организаций. Существенные изменения условий ведения бизнеса в части растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения ставили перед фирмами задачу по-новому решать проблемы выживания и развития организации, создавать механизмы, дающие возможность принимать скоординированные и эффективные решения. На протяжении более чем ста лет происходило формирование систем управления в результате длительной эволюции теоретической мысли в тесной связи с практическими запросами деятельности фирм. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем, соответственно, сложнее становились системы и методы управления организацией.

Зарождение  стратегического менеджмента связывается  с перспективным планированием  крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и  видов войск, в союзе с армиями  других стран. Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в  результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения  роли человеческого фактора в  управлении, возникновения новых  методологий предвидения и моделирования  тенденций общественного развития.

В связи с  потребностью решения все новых  и новых проблем, на различных  этапах исторического развития периодически возникала необходимость в эволюции систем внутрифирменного управления, которые развивались в направлении  перехода от управления на основе контроля первоначально к управлению на основе экстраполяции, а затем и к  управлению предпринимательского типа.

 

    1. Сущность стратегического менеджмента

Стратегический  менеджмент – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, адекватные воздействию  окружающей среды и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

  • определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
  • анализ внешней среды фирмы;
  • анализ ее внутренней обстановки;
  • выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;
  • анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
  • проектирование ее организационной структуры;
  • выбор степени интеграции и систем управления;
  • управление комплексом «стратегия – структура – контроль»;
  • определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
  • обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
  • совершенствование стратегии; структуры управления.

Стратегический  менеджмент начинается с определения  миссии (назначения) и главных целей  фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться  стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.

Целью внутреннего  анализа является идентификация  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию  количественных и качественных характеристик  ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, информационного обеспечения, финансов и т.д. Стратегический выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT–анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая «матричная техника»). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него. Для реализации избранной стратегии фирма должна использовать подходящую организационную структуру и соответствующую систему организационного контроля.

Рассмотрим  основные методы, направленные на использование  интуиции и опыта специалистов, а  также методы формализованного представления систем.

  • Метод "мозговой атаки"  

Один из методов, успешно используемых для выработки новых альтернатив – мозговая атака. Группа собирается вместе, и ей предлагается обсудить новые альтернативы, например новые цели для организации. Суть мозговой атаки — выработка новых идей, поэтому на собрании поощряется свободное и открытое выступление участников. Не допускается критика каких бы то ни было мнений, поскольку предполагается, что даже самая дикая идея может привести к появлению другой, возможно, как раз той, которая окажется необходимой. Предполагается также, что взаимодействие членов группы оказывает стимулирующее влияние на дискуссию. И хотя большинство поданных идей сразу отвергается как несостоятельные, при последующем анализе остальных обнаруживается несколько идей, бесспорно, полезных. Мозговая атака является методом группового формирования альтернативных целей организации. Если он дополняется последующими сессиями по оценке, то может служить также средством обсуждения проблем, связанных с установлением целей.

Методы данного  типа преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются, по меньшей мере, несколько хороших. При проведении обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:

1) сформулировать  проблему в основных терминах, выделив единственный центральный  пункт;

2) не объявлять  идею ложной и не прекращать исследование ни одной идеи;

3) поддерживать  идею любого рода, даже если  ее уместность кажется вам  в данное время сомнительной;

4) оказывать  поддержку и поощрение, чтобы освободить участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся  простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

  • Метод экспертных оценок

Методы экспертных оценок нашли  широкое применение в прогнозировании  и перспективном планировании, там, где отсутствуют достаточно достоверные  статистические данные об изучаемом  вопросе, где имеется несколько  вариантов решений и необходим  выбор наиболее предпочтительного  из них. Также эти методы применяются  при разработке новых программ в  отраслях промышленности, подверженных сильному влиянию новых открытий в фундаментальных науках. При анализе и прогнозировании экономической ситуации возникает ряд трудностей:

  1. невозможность точного предсказания последствий принимаемых решений;
  2. неповторяемость и невозможность экспериментальной проверки предполагаемого хода и результатов решения;
  3. наличие факторов, которые не поддаются контролю со стороны принимающего решения;
  4. наличие нескольких возможных путей решения и необходимость выбора одного из них;
  5. неполнота исходной информации, на основе которой приходится формировать проблему и принимать решение (часто исходная информация имеет качественный характер и не поддается количественному измерению).

Информация о работе Системный анализ в стратегическом менеджменте