Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Введение 3
1. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента 6
1.2. Сущность системы стратегического менеджмента 6
1.3. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации 11
1.4. Уровни стратегических решений……………………………………...14
2. РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ В КОМПАНИИ «АМЕДИА» 15
2.1 Анализ проблемной ситуации в компании «Амедиа» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Предпосылками использования экспертизы являются:
Организация экспертизы проводится в несколько этапов:
6. принятие решения по результатам экспертизы.
Определение целей и задач экспертизы.
Сначала ставится проблема - определяется предыстория, рассматриваются доводы в пользу ее решения, происходит обсуждение со всеми заинтересованными лицами. Главное здесь - распознать мнимые проблемы. Поэтому при постановке проблемы необходима гласность и обсуждение. После того как проблема обоснована определяются границы ее существования, совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на проблему. Для этого выделяется центральный вопрос и расщепляется на подвопросы. При этом пытаются ограничить поле только теми вопросами, без которых нельзя получить ответ на центральный вопрос. Далее формулируются цели и задачи реализации выбранной проблемы. Таким образом, выбираются главные события, факторы, центральные и второстепенные вопросы. Необходимо иметь в виду - с увеличением детализации - увеличивается точность экспертизы, но снижается согласованность мнений экспертов.
Организаторы проведения экспертизы выбирают процедуру осуществления экспертизы. Известны различные подходы к этому вопросу. Можно проводить
Индивидуальный опрос заключает
Групповой - при этом методе эксперты могут обмениваться мнениями, могут учесть упущенный момент каждым из них, скорректировать свою оценку. Недостаток группового мнения заключается в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения, психологической несовместимости некоторых участников экспертизы.
Данный метод чаще используется в
прогнозировании, но может использоваться
и как нормативная основа при установлении целей организации.
Однако нормативное применение этого
метода относится к групповому выбору
скорее желаемого, чем вероятного будущего
состояния. Метод “Дельфы” в стратегическом планировании
во многом тот же, что и при использовании
в исследовательских прогнозах: подобранные
специалисты заполняют письменные вопросники,
затем эти материалы обращаются внутри
группы, пока не будет достигнуто всеобщее
согласие. “Дельфы” в стратегическом
планировании — это метод организованной увязки точек
зрения и информации о целях и стратегии.
Участники могут, как и при использовании
любых других разновидностей этого метода,
оценивать мнения друг друга и реагировать
на них. Метод может использоваться для
того, чтобы обеспечить охват достижимых
целей, для оценки будущих последствий
различных альтернатив, оценки желательности
и организационной приемлемости предложенных
целей. В стратегическом использовании
“Дельфы” выделяется шесть фаз:
1. Формулирование проблем. Какую проблему действительно нужно решать? Как это установить?
2. Обеспечение возможности выбора. Какой выбор возможен по отношению к данной проблеме?
3. Определение исходного состояния относительно данных проблем. Какие из них уже известны всем, а какие незначительны и должны быть исключены? Какие из них вызывают разногласия среди участников?
4. Исследование и выявление причин разногласий. Исходя из каких предпосылок, взглядов и фактов, участники отстаивают свои позиции?
5. Оценка важнейших причин. Как используются отдельные аргументы для обоснования различных позиций и как они сопоставляются друг с другом?
6. Пересмотр возможностей выбора. Он основан на учете позиций, представляющих основные “доказательства”, и оценке их соотношения с другими позициями. Когда метод “Дельфы” используется для установления целей организации, он представляет собой формализованный метод переговоров и поиска согласия. Согласие относительно целей организации, конечно, не доказывает правильности их выбора, но эту проблему не решат и все другие методы определения и постановки целей.
В ходе определения
системы целей нужно
Термин "дерево" предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Для случаев, когда древовидный порядок строго по всей структуре не выдерживается, В. И. Глушков ввел понятие "прогнозного графа". Метод "дерева целей" ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.
Кoнкpeтнoe пpимeнeниe aнaлизa paзpывa oзнaчaeт cлeдyющee:
Глaвным нeдocтaткoм мoдeли являeтcя yчeт тoлькo oднoй из внyтpeнниx пpoблeм opгaнизaции и нeвнимaниe кo внeшнeй cpeдe (в пepвyю oчepeдь к пoтpeбнocтям пoкyпaтeлeй). Мoдeль пpeдcтaвляeт coбoй мaтpицy, включaющyю клaccификaцию pынкoв и клaccификaцию пpoдyктoв нa cyщecтвyющиe, нoвыe, нo cвязaнныe c cyщecтвyющими, и coвepшeннo нoвыe. Мaтpицa пoкaзывaeт ypoвни pиcкa и cooтвeтcтвeннo cтeпeнь вepoятнocти ycпexa пpи paзличныx coчeтaнияx "pынoк - пpoдyкт".
Мoдeль иcпoльзyeтcя для:
Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и yгpoзы) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды. Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями. Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции.
Основная идея морфологического подхода – систематически находить все возможные варианты решения проблемы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков. В систематизированном виде метод морфологического анализа был впервые предложен Ф. Цвикки и часто так и называется "метод Цвикки" . Известны три основные схемы метода:
– метод систематического покрытия поля, основанный на выделении так называемых опорных пунктов знаний в исследуемой области и использование для заполнения поля некоторых сформулированных принципов мышления;
– метод отрицания и конструирования, который заключается в формулировке некоторых предположений и замене их на противоположные с последующим анализом возникающих несоответствий;
– метод морфологического ящика, который состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы. Выявленные параметры формируют матрицы, содержащие все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки с последующим выбором наилучшего сочетания.
Одна из наиболее полных классификаций, базирующаяся на формализованном представлении систем, т.е. на математической основе, включает следующие методы:
– аналитические (методы, как классической математики, так и математического программирования);
– статистические (математическая статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания);
– теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические (рассматриваемые как разделы дискретной математики);
– графические (теория графов и пр.).
Классу плохо организованных систем соответствует в данной классификации статистические представления. Для класса самоорганизующихся систем наиболее подходящими являются модели дискретной математики и графические модели, а также их комбинации. Прикладные классификации ориентированы на экономико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным набором задач, решаемых системой.
Исходным пунктом формирования стратегии предприятия является, прежде всего, осознание его руководством невозможности сохранить и укрепить позиции фирмы, действующей в условиях перенасыщенного рынка, опираясь на традиционную политику. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
Основной акцент при разработке стратегии фирмы делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также конкурентоспособности. Учитываются также возможности успешной деятельности в том или ином секторе рынка, выпуска новых товаров, освоения прогрессивных технологий, направлений деятельности, зон хозяйствования. Разработка и формирование стратегии, естественно, представляют собой одну из основных задач менеджеров. Это особенно верно применительно к малому бизнесу, где управляющий или владелец-руководитель изначально ответственны за разработку бизнес - стратегий: именно они занимаются принятием стратегических решений. Таким образом, необходимо изучать, как руководители разрабатывают и реализуют бизнес - стратегии.
Как стадию
стратегического менеджмента
Формулировка миссии раскрывает причины существования организации на данный момент, поэтому неудивительно, что ее разработкой занимается высшее руководство исходя из общего стратегического видения, разделяемого всей группой руководителей. Миссия должна быть всеохватывающей и ясно сформулированной, чтобы она была понятна группам заинтересованных лиц как внутри фирмы, так и за ее пределами. Миссия должна дифференцировать фирму, указать на ее персональные особенности, отличающие ее от всех существующих и потенциальных конкурентов. Формулировки миссии должны предоставлять фирме возможность формулировать свои цели, в том числе долгосрочные. Еще более важно, чтобы миссия действовала вдохновляющее, стимулирующие на всех ее сотрудников и порождала мотивацию, здоровую деловую активность. Повышение мотивированности сотрудников, их участия и личного вклада в принятие решений может способствовать повышению организационной эффективности в целом. Считается, что хорошо сформулированная миссия обычно содержит и отражает уникальную и долгодействующую причину, вдохновляющую всех заинтересованных лиц добиваться общих целей.
Информация о работе Системный анализ в стратегическом менеджменте