- На втором этапе формирования стратегии определяют достижимые цели. Предполагается, что владелец-управляющий малого предприятия должен установить цели своей фирмы на основе текущих и прогнозируемых возможностей. Эти цели должны обеспечить малым и средним предприятиям направление будущей деятельности и инвестиций. Без установленных целей стратеги малых и средних предприятий не смогут выбрать правильное направление. В этом смысле цели могут рассматриваться как конечный результат планируемой деятельности. Именно цели бизнеса приводят формулировку миссии в плоскость конкретных задач, определяющих направление и суть деятельности фирмы. Практически во всех случаях цели превращают общие места формулировок миссий в конкретные обязательства фирмы. В целом же цели бизнеса могут быть достигнуты как в долгосрочной перспективе, так и в средней и краткосрочной. К числу целей можно отнести прибыльность, удовлетворенность персонала своей работой, производительность труда, организационную эффективность, удовлетворение клиентов, социальную ответственность и разработку технологий. Некоторые делают упор на составление списка количественных и измеримых целей, тогда как другие предпочитают фиксировать сочетание количественных и качественных показателей. Следует подчеркнуть, что в настоящее время существуют некоторые цели, которые трудно измерить количественно; к их числу можно отнести удовлетворенность персонала своей работой и организационную эффективность. Однако независимо от природы целей для малых и средних предприятий очень важно разработать формулировку миссии и в соответствии с ней определить перечень целей. Миссия и стратегическое видение должны учитывать сильные и слабые стороны фирмы, возможности и фактические или потенциальные угрозы, с которыми она сталкивается. Стратегические цели фирмы должны включать в себя ответы на четыре основных вопроса:
- Что?
- Кто?
- Когда?
- И сколько именно?
Иначе говоря,
цели должны включать выходы и результаты
(что?), ясно указывать на целевые группы
или рынки (кто?), соответствовать условиям
и временным ограничениям (когда?) и, наконец,
устанавливать стандарты и критерии оценки
эффективности действий (сколько именно?).
- Уровни стратегических решений
Стратегия в
той или иной форме присуща
любой системе управления, хотя и
будет отличаться спецификой в зависимости
от ее типа - портфельная, или корпоративная;
конкурентная, или бизнес-стратегия;
функциональная. Выделяются соответственно
и три уровня стратегических решений.
- Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.
- Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.
- Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель - рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006.
- Панов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
- Голубков Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. –М.: Экономика, 1982г.
- Бандурин А. В., к э. н. Чуб Б. А. Раздел Основные понятия стратегического менеджмента.
- Орлов А. И., Менеджмент: Учебник. - М.: Знание,
1999.
- Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.:
1997.
- Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры.
- М.: 1997.
- Фархутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: 1997.
- Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amedia.ru/about/