Системный подход в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время владение мастерством точного установления проблем функционирования организаций, современными методами исследований систем управления является одним из важнейших требований, предъявляемых менеджеру. В современном управлении считается, что исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера, так как определять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха он должен, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это связано с усложнением условий управления, социально-психологических характеристик человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего многообразия и количества их вариантов. В связи с этим возрастает актуальность использования системного подхода в процессе разработки управленческих решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. Теоретические аспекты системного подхода в принятии
управленческих решений
II. Методологические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений
2.1. Понятие о методах системного анализа
2.2. Виды методов системного анализа
III. Применение системного анализа в разработке управленческих решений
на примере анализа принятия решений по благоустройству Орловского района Кировской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Тема:

Системный подход в принятии управленческих решений

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

I.   Теоретические аспекты системного подхода в принятии

управленческих решений 

II.  Методологические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений 

2.1. Понятие о методах системного анализа 

2.2. Виды методов системного анализа 

III. Применение системного анализа в разработке управленческих решений

на примере анализа принятия решений по благоустройству Орловского района Кировской области 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Список использованной литературы 

Приложение 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода экономики нашей  страны к фазе устойчивого экономического роста возрастает роль научного подхода  в повышение эффективности управления организацией и разработке управленческих решений. Главным фактором научного подхода к совершенствованию управления является исследование систем управления. Применение системного подхода к управлению позволяет выработать стратегию развития организации, обосновать планы и управленческие решения, осуществлять контроль за их выполнением, выявлять резерв повышения эффективности деятельности организации, оценивать результаты функционирования организаций, их подразделений и работников.

В настоящее время владение мастерством точного установления проблем функционирования организаций, современными методами исследований систем управления является одним из важнейших требований, предъявляемых менеджеру. В современном управлении считается, что исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера, так как определять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха он должен, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это связано с усложнением условий управления, социально-психологических характеристик человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего многообразия и количества их вариантов. В связи с этим возрастает актуальность использования системного подхода в процессе разработки управленческих решений.

Целью курсовой работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических и методических основ организации и проведения исследования применительно к объектам управления. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- изложить теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений;

- раскрыть сущность методологических основ системного подхода, систематизировать разнообразные методы исследования систем управления и показать их роль и место в научном исследовании;

- проанализировать возможности практического применения системного подхода на примере исследования процесса разработки решений по благоустройству администрацией Орловского района Кировской области.

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ  СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРИНЯТИИ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Под системным подходом понимается способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

Термин «системный анализ» впервые  появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера.

Во многих работах системный анализ развивается применительно к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым принципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить целого.

Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства. Системный подход основывается на принципах:

1) единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;

3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;

4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;

6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;

7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;

8) организованности - степень выполнения решений и выводов.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В.Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
  • системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

В основе получаемых с помощью системного анализа результатов лежит совокупность понятий, центральное место в  которой занимает термин «система». Один из основоположников системного подхода - Р.Л. Акофф - считал, что термин «система» используется для обозначения обширного класса явлений. Мы говорим, например, о философских системах, системах чисел, системах связи, системах управления, системах образования, системах оружия. Некоторые из них являются концептуальными конструкциями, другие - физическими сущностями. Первоначально в широком смысле и не очень точно систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей.

А.И. Уемов предложил характеризовать систему через системообразующее отношение, интерпретируемое на некотором множестве элементов.

При всей важности этого понятия  для современной науки в настоящее  время не существует единого общепринятого определения системы. Под системой обычно понимают наличие множества объектов с набором связей между ними и их свойствами. Термин система охватывает очень широкий спектр понятий. Например, существуют горные системы, системы рек и солнечная система как часть нашего физического окружения. При такой трактовке системами являются: машина, собранная из деталей и узлов; живой организм, образуемый совокупностью клеток; производственная система, объединяющая и связывающая в единое целое множество технологических процессов, коллективы людей, ресурсы и пр. При этом объекты (части системы) функционируют во времени как единое целое. Понятие система связывается с такими категориями, как план, метод, порядок, получающими широкое распространение в различных сферах человеческой деятельности.

Понятие «систематизированное» противоположно понятию «хаотическое». Хаотической  ситуацией можно назвать такую, где «все зависит от всего другого», но логика взаимосвязей непонятна. Так  как двумя основными целями исследования в любой области являются объяснение и предсказание, то такое положение недопустимо. Поэтому существуют веские мотивы для развития областей знания, которые можно объединить в комплексное целое, части которого оказываются взаимосвязанными, В последнее время в определение системы начинают включать цели, которые она должна достичь в процессе своего функционирования, и наблюдателя - лицо, представляющее объект или процесс в виде системы. Следует отметить, что на разных этапах представления объектов в виде систем можно пользоваться разными определениями, учитывая конкретные особенности проблемы, ради решения которой создается система.

В классификации систем целесообразно  исходить из двух четких критериев. Первым, бесспорно существенным, критерием можно считать степень сложности системы. Наименее сложные системы могут быть названы простыми динамическими системами. Системы, не являющиеся простыми и отличающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием внутренних связей, называются сложными системами, поддающимися описанию. Сложной является система, обладающая определенным набором свойств, включающих:

1) неоднородность и большое число элементов;

2) эмердженткость - несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом;

3) иерархия - наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней, что порождает внутриуровневые и междууровневые конфликты в системе;

4) агрегирование - объединение нескольких параметров системы в параметры более высокого уровня;

5) много функциональность - это способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести;

6) гибкость - это свойство изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем;

7) адаптация - это изменение целей функционирования при изменении условий функционирования;

8) надежность - это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества;

9) безопасность - это способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании;

10) стойкость - это свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров внешней среды за определенные ограничения или допуски (для механических систем говорят о запасе прочности);

11) уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних поражающих факторов;

12) живучесть - это способность изменять цели функционирования при отказе и (или) повреждении элементов системы.

Наконец, есть системы настолько  сложного вида, что хотя их и можно  называть сложными, но точно и подробно описать их уже нельзя. Эти системы  называются очень сложными. Вторым существенным критерием является различие между детерминированными и вероятностными системами. Детерминированной системой следует считать систему, в которой составные части взаимодействуют точно предвидимым образом. При исследовании детерминированной системы никогда не возникает никакой неопределенности. Если задано предыдущее состояние системы и известна программа переработки информации, то, определив динамическую структуру системы, всегда можно предсказать ее последующее состояние. Напротив, для вероятностной системы нельзя сделать точного детального предсказания. Такую систему можно тщательно исследовать и установить с большой степенью вероятности, как она будет вести себя в любых заданных условиях. Однако система все-таки остается неопределенной, и любое предвидение относительно ее поведения никогда не может выйти из логических рамок вероятностных категорий. Чрезвычайно важно правильно оценить различия между детерминированными и вероятностными системами. Подлинно научное обоснование этого различия отсутствует.

Приняв два критерия классификации, в соответствии с которыми разделены  все системы сначала по первому  критерию на три класса (простые, сложные  и очень сложные), а затем по второму — на два (детерминированные  и вероятностные), в итоге получена система классификации, состоящая из шести категорий. В общем виде каждая категория имеет свои особенности. Простой детерминированной системой является система из небольшого числа элементов, имеющая небольшое число внутренних связей, которая характеризуется вполне определенным динамическим поведением. Любая игра при условии, что она соответствующим образом определена, может принадлежать к системам этого класса до той поры, пока не началась реальная игра. Эта система становится вероятностной в том случае, если начинается реальная игра. Искусство игроков, конкретные условия вносят настолько много не поддающихся учету факторов, что система становится вероятностной. Столь же осторожный подход требуется при оценке третьего примера простых детерминированных систем, который можно взять из сферы промышленного производства. К классу простых детерминированных систем можно отнести систему размещения станков в механическом цехе, которую можно оценить исходя из требования обеспечения движения материалов по определенным маршрутам. В рамках такой постановки задачи можно минимизировать расстояния, которые должны проходить материалы в процессе обработки. Однако если нужно исследовать реальные процессы, происходящие при движении материалов, то система сразу становится вероятностной. Этот пример аналогичен примеру игры в бильярд. Абстрактная система является детерминированной, но она теряет это свойство, как только на систему накладываются влияния реальной действительности.

Информация о работе Системный подход в принятии управленческих решений