Системный подход в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время владение мастерством точного установления проблем функционирования организаций, современными методами исследований систем управления является одним из важнейших требований, предъявляемых менеджеру. В современном управлении считается, что исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера, так как определять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха он должен, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это связано с усложнением условий управления, социально-психологических характеристик человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего многообразия и количества их вариантов. В связи с этим возрастает актуальность использования системного подхода в процессе разработки управленческих решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. Теоретические аспекты системного подхода в принятии
управленческих решений
II. Методологические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений
2.1. Понятие о методах системного анализа
2.2. Виды методов системного анализа
III. Применение системного анализа в разработке управленческих решений
на примере анализа принятия решений по благоустройству Орловского района Кировской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Регламент проведения совещаний и  сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономии рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых: общие положения; планирование работы; организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие:

• порядок подготовки вопросов;

• порядок проведения организационных мероприятий;

• определение полномочий участвующих  в организации субъектов;

• порядок проверки реализации полномочий;

• время, отводимое на доклады и выступления;

• ведение протоколов;

• публикация регламента;

• порядок изменения регламента.

Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими  уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы:

• Структуру административных органов;

• Полномочия должностных лиц;

• Порядок выбора должностных лиц;

• Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих  групп);

• Распределение финансовых потоков.

Управление экологическими процессами на городских территориях принадлежит  к одной из приоритетных задач  в сфере муниципального управления. Особенно эта задача актуальна для  Орловского района в связи с развитием в районе туризма, успех которого зависит от экологического благополучия района. Среди наиболее актуальных экологических проблем, реализуемых в практике самоуправления г. Орлов, следует выделять такие, как уборка мусора и твердых бытовых отходов, загрязнение городской среды стационарными и мобильными источниками, озеленение и благоустройство городской среды.

Подход к управлению экологическими процессами на городской территории представляется весьма сложным и  может быть реализован лишь при одновременном  учете, как социальных факторов окружения человека, так и природных, а это возможно только при использовании системного подхода.  Разработка ряда решений по благоустройству г. Орлов, принятых в 2012 г., основывалась именно на применении системного подхода. Это решения о проведении озеленительных мероприятий, посвященных празднованию Дню города, решения о реконструкции памятников культуры и архитектуры, а также решения о поддержке природоохранных объектов. К разработке решений по благоустройству привлекались специалисты по природопользованию. В процессе разработки решений они рассматривали городскую среду как сложную систему, на восприятие которой его жителями которую влияют внутренние и внешние факторы среды. К внутренним факторам среды относятся доход, качество жизни жителей города, состояние домохозяйств. Внутренние факторы выступают главным объектом воздействия со стороны местных властей. К внешним факторам среды для жителей города относятся характеристики жилища (местоположение, техническое состояние здания), характеристики двора (его благоустройство, озеленение, состояние внутридворовых дорог, наличие спортивных и детских площадок), особенности города (размер, плотность населения, транспортная доступность). Исходя из этого, разработка решений проходила на основе активного участия жителей. Использовалась такая форма работы с населением как опрос, по результатам которого формулировались предложения для решения общественно значимых проблем благоустройства города. Опрос показал, что население считает туризм перспективным направлением  развития г. Орлова и признает необходимость проведения мероприятий по благоустройству города с целью привлечения туристов. В связи с этим особую актуальность приобретали мероприятия, освященные празднованию Дня города, так это позволяло повысить престиж города и показать его с лучшей стороны перед многочисленными гостями праздника. Выявленное в ходе опроса мнение жителей использовалось местными органами власти в процессе разработки решений.

Значительную роль в разработке решений отводилась информатизации процесса управления. Благодаря информатизации местные органы власти обобщили информацию о ситуации в районе. Были использованы информационные базы, содержащие сведения о социально-демографических характеристиках граждан, общественных организациях, потреблении ресурсов, экологическом состоянии в районе и др.

Результатом анализа всех вышеперечисленных  факторов стали решения о проведении работ по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры (социально-культурной, инженерной, транспортной), улучшению архитектурного облика и повышению качества застройки города, а также по его благоустройству и озеленению. К реализации мероприятий привлекались муниципальные предприятия, общественные организации, частные предприниматели и др.

Основными критериями оценки проведенных работ являлись:

-достигнутые успехи и намечаемые планы и программы развития и формирования объектов общественной инфраструктуры, благоустройства и озеленения населенных пунктов, в том числе за счет собственных ресурсов муниципального образования;

-наличие утвержденной градостроительной документации (схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов), утвержденных правил застройки и землепользования, правил благоустройства и другой нормативно-правовой документации, регламентирующей градостроительную деятельность на территории населенных пунктов;

-обеспеченность населения зелеными насаждениями (кв.м на 1 жителя населенного пункта по отношению к нормативным требованиям);

-обеспеченность улично-дорожной сети населенных пунктов твердым покрытием (в процентах) от общей протяженности улично-дорожной сети населенных пунктов;

-состояние и качество благоустроенности населенных пунктов (фактическое выделение средств из всех источников на одного жителя населенного пункта на проведение работ по благоустройству населенного пункта);

-обеспеченность придомовых территорий детскими игровыми и спортивными площадками (по отношению к нормативным требованиям в процентах);

-качество архитектурно-планировочной организации территории и архитектурно-художественного облика населенных пунктов, наличие современных индивидуальных архитектурных комплексов или отдельных зданий;

-сохранение историко-культурного и природного наследия;

-состояние и качество объектов культуры, спортивных сооружений, помещений для организации выставок, ярмарок и др. массовых мероприятий, намеченные объемы строительства и реконструкции указанных объектов;

Оценка мероприятий, посвященных  празднованию Дня города в г. Орлов, включала следующие моменты: опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению, оценку результатов проделанной работы, фото- и видеосъемку результатов, обобщение полученных данных, создание фотогалерии для размещения на сайте г. Орлов.

Опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению территорий муниципальных учреждений, показал, что эти мероприятия занимали особое место в подготовке празднования Дня города. Поэтому работники муниципальных учреждений подошли к ним со всей возможной ответственностью. В мероприятиях по озеленению были задействованы практически все. Были проведены субботники, во время которых работники муниципальных учреждений занимались уборкой территорий и высадкой зеленых насаждений. Особое внимание уделялось ландшафтному дизайну территорий. За поставку саженцев и семян культурных растений отвечал главный специалист по вопросам природопользования и охраны окружающей среды г. Орлов.

Если говорить отдельно о каждом учреждении, то особого внимания заслуживает  деятельность педагогов и учащихся Орловского средней общеобразовательной школы № 2. Новое здание школы было построено недавно и пущено в эксплуатацию в прошлом году, поэтому территория, прилегающая к школе, нуждалась мероприятиях по озеленению. Усилиями учителей и учащихся школы на ее территории были высажены саженцы елей, посеяна газонная трава, разбиты клумбы. В данный момент территорией, нуждающейся в облагораживании является только футбольное поле, на котором необходимо посеять газонную траву. Также значительные усилия по облагораживанию территории приложили работники администрации. Клумбы перед зданием администрации, на набережной и у аллеи героев созданы их руками. Стоит отметить, что клумбы создавались по всем правилам ландшафтного дизайна с привлечением компетентных специалистов. Кроме клумб на площади перед зданием администрации и возле памятника героям высажены обычные и голубые ели. Большая работа проделана в центре города. Перед фасадами немуниципальных учреждений также были посажены зеленые насаждения, ответственность за сохранение которых возложена на руководителей учреждений. Также мероприятия по озеленению были проведены на территории других учреждения и общественных мест г. Орлова. Были сделаны фотоснимки результатов мероприятий по озеленению, отснят видеоматериал. Фото и видеоматериалы после необходимого редактирования и обработки были размещены на сайте администрации г. Орлова в виде фотогалерии.

Таким образом, применение комплексного подхода к разработке решений  по благоустройству г. Орлова позволило повысить эффективность принятых решений и улучшить качество их оценки. управленческие решения

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире все более  отчетливо проявляются тенденции  повышения неопределенности, сложности  и взаимозависимости факторов. влияющих на процесс управления. Резко возрастает объем информации во всех областях знаний. Это повышает уровень требований к современному специалисту, особенно в такой сложной и динамично развивающейся сфере как управление социально-экономическими системами. Для эффективного решения задач, стоящих перед современным специалистом в области управления необходимо обладать рядом специфических знаний и навыков. Среди них можно выделить:

-умение четко определять цели своей деятельности;

-навыки формализации и структурирования проблем предметной области;

-умение анализировать модели различных типов с применением адекватных методик и управленческих инструментов;

-понимание определяющих факторов, влияющих на развитие ситуации;

умение принимать обоснованные управленческие решения в условиях неопределенности.

Решение столь сложных задач  требует от менеджера развитого системного мышления. Особенно это актуально для принятия решений в сфере государственного и муниципального управления. В практической деятельности без учета взаимного влияния разнородных факторов невозможно принятие качественных управленческих решений. В этих условиях незаменимым становится применение системного подхода к разработке управленческих решений. Системный подход к разработке управленческих решений органами государственного и муниципального управления характеризуется тем, что он

- применяется для решения таких  проблем, которые не могут быть  поставлены и решены отдельными формальными методами;

-использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов различных областей знаний;

-объединяет разные методы с помощью единой методики.

Практическое применение системного подхода к разработке управленческих решений было рассмотрено на примере  анализа принятия решений по благоустройству  г. Орлова. Рассмотрение территориального образования как системы, анализ внутренних и вешних факторов при разработке решений по благоустройству позволил повысить эффективность принятых решений.

Таким образом, системный подход к  разработке  управленческих решений  оказывает существенное влияние на совершенствование методов управления, разработку управленческих структур, совершенствование методов оценки социально-экономической эффективности мероприятий. В будущем планируется более широкое распространение системного подхода как «образа мышления» на все процессы разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

 

 

Литература:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. — М.: Юрайт, 2005.
  2. Устав Орловского района Кировской области от  18 ноября  2005 года
  3. Положение об отделе сельского хозяйства администрации г. Орлова Кировской области от 15 сентября 2006 года.
  4. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. – М.: Логос, 2008.
  5. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.- СПб.: Питер, 2008.
  6. Системный анализ в менеджменте: Учеб. Пособие/ В.Н. Попов, В.С. Касьянов, Н.П. Савченко; под ред. В.Н. Попова. – М.: Кнорус, 2009.
  7. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008.
  8. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008.
  9. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2009.
  10. Орловская газета Орловского района Кировской области. Выпуск 1. Ответственный редактор, составитель Димитриева А.В. – Орлов, 2013.

 

 

Приложение

 

Основные мероприятия по реконструкции  и восстановительным работам объектов социально-культурного назначения (тыс. руб)

 

 

Всего

Источники финансирования

Федеральный бюджет

Областной бюджет Кировской области

Местный бюджет

Собст-венные средства пред-приятий

Кредит

Внебюд-жетные источники

Средства населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Текущий ремонт  Краеведческого музея всего:

2005

2006

2007

2008

2009

2010

648

 

108

108

108

108

108

108

600

 

100

100

100

100

100

100

   

48

 

8

8

8

8

8

8

     

2.Капитальный ремонт  Дома

культуры, благоустройство сада и реставрация

дома под художественную

галерею и выставку изделий 

народного творчества, всего

 

 

 

 

 

900

 

 

 

 

 

500

 

 

 

 

 

300

 

 

 

 

 

100

       

В том числе 2006 г.

100

   

100

       

2007 г.

300

 

300

         

2008 г.

500

500

           

3. Текущий ремонт музея «Крестьянский быт» всего:

 

 

200

 

 

 

100

 

 

100

       

В том числе 2008 г.

200

 

100

100

       

7.Благоустройство набережной города р.Вятка (установка торговых рядов вдоль набережной, установка малых архитектурных форм, обновление фасадов зданий, расположенных на набережной), всего

 

 

 

 

 

 

 

 

1700

 

 

 

 

 

 

 

 

300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

900

 

 

 

 

 

 

 

 

250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

250

 

В том числе: 2005 г.

150

   

150

       

2006 г.

350

100

 

150

50

 

50

 

2007 г.

350

100

 

150

50

 

50

 

2008 г.

250

-

 

150

50

 

50

 

2009 г.

250

-

 

150

50

 

50

 

2010 г.

350

100

 

150

50

 

50

 

    8. Расширение  амфитеатра  на набережной реки  Волга с благоустройством сцены  набережной реки Волга, всего

 

1310

 

   

 

410

   

 

900

 

В том числе: 2007 г.

 

160

   

 

160

   

 

 

2008 г.

650

   

150

   

500

 

2009 г.

500

   

100

   

400

 

9.Благоустройство городского  пляжа в районе кафе «Летнее»  и напротив улицы Набережная  с развитием инфраструктур, водных  видов спорта (катамараны, байдарки, лодки…), всего

 

 

 

 

 

 

300

     

 

 

 

 

 

 

300

     

В том числе 2005 г.

100

     

100

     

2006 г.

100

     

100

     

2007 г.

100

     

100

     

14.Реконструкция к/т  «Факел» под культурно-досуговый центр, всего

 

 

680

 

 

 

 

 

 

680

     

В том числе: 2005 г.

680

     

680

     

16. Благоустройство   места отдыха в Городском парке (установка беседок,скамеек, шашлычной, строительство дровяника),всего

 

 

 

 

210

   

 

 

 

 

110

 

 

 

 

100

   

 

В том числе: 2005 г.

20

     

20

     

2006 г.

60

   

30

30

     

2007 г.

60

   

40

20

     

2008 г.

70

   

40

30

     

21. Строительство тротуаров  по г.Орлов, обшей протяженностью 12 км, всего

 

1100

   

 

1100

       

В том числе:

               

2005 г.

300

   

300

       

2006 г.

400

   

400

       

2007 г.

400

   

400

       

22. Строительство автобусных  павильонов, всего

 

500

   

 

400

 

     

В том числе: 2005 г.

100

             

2006 г.

130

   

100

       

2007 г.

130

   

100

       

2008 г.

140

   

100

       

23.Восстановление городских  парков, водоемов, всего

 

630

 

 

100

 

250

 

30

 

 

400

 

В том числе:2005 г.

480

 

100

150

30

 

200

 

2006 г.

150

   

50

   

100

 

2007 г.

150

   

50

   

100

 

Информация о работе Системный подход в принятии управленческих решений