Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:35, реферат
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение авторов к теме внутрифирменной мотивации персонала особенно актуальным.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Мотивация персонала…………………………………………………………..5
2 Системы мотивации персонала в Западной Европе и США………………..9
3 Подходы к мотивации, наиболее актуальные в наше время……………….12
Заключение………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………16
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Мотивация персонала……………………………
2 Системы мотивации персонала
в Западной Европе и США……………….
3 Подходы к мотивации, наиболее актуальные в наше время……………….12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Руководители всегда сознавали,
что в современном менеджменте
все большее значение приобретают
мотивационные аспекты. Мотивация
персонала является основным средством
обеспечения оптимального использования
ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового
потенциала. Основная цель процесса мотивации
- это получение максимальной отдачи
от использования имеющихся
Особенностью управления
персоналом при переходе к рынку
является возрастающая роль личности
работника. Соответственно и меняется
соотношение стимулов и потребностей,
на которые может опереться
Актуальность рассматриваемой
проблемы обусловлена тем, что переход
к социально ориентируемому рынку
предполагает необходимость создания
адекватного механизма
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.
1. Мотивация персонала
Одним из важнейших аспектов,
влияющих на эффективность работы персонала,
является мотивация, определенная модель
которой существует на каждом предприятии
или фирме. Она представляет собой
взаимосвязанные принципы и факторы,
которые побуждают служащих к
высокопроизводительной трудовой деятельности,
обеспечивая тем самым
К поощрению, или прянику (позитивная мотивация), относится любое выражение благодарности, денежные премии, вознаграждения, повышение по службе и т. д. Наказание, или кнут (негативная мотивация), заключается в выговоре, вычете из заработной платы, лишении премии, понижении по службе, увольнении. Методы эти известны давно, но не всегда срабатывают. Почему? Обратимся к социологическим исследованиям. Поощрения улучшают работу сотрудников в 89% случаев, наказания - в 11%. Угрозы же на 99% игнорируются, и, кроме того, они сами по себе унизительны для обеих сторон. В последнее время наблюдается переход многих управленцев к позитивной системе мотивации персонала. Эксперты в области кадрового консалтинга полагают, что если начальство не выделяет лучших работников, оно демотивирует подчиненных.
Руководство обычно настолько
загружено повседневными
Мотивация на стадии новых
идей Дисней приходил в офис одухотворенный
идеями о новом проекте, собирал
всех сотрудников и начинал
Мотивация на стадии реализации.
Умение Диснея реализовывать задуманное
было столь же важно, как и его
способность фантазировать и
вдохновлять всех на эффективную
работу. Дисней-Реалист отмечал: 'Мы
должны скрупулезно изучить новый
проект, не только сам замысел, но и
возможность его осуществления'
Так, после успеха 'Белоснежки'
Уолт хотел ставить два
2. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США
Проблема мотивации и
стимулирования имеет свою историю
в нашей стране. Во времена СССР,
начиная со знаменитой НОТ, постоянно
шли эксперименты в этой области,
и опыт передовых коллективов
стремились тиражировать по всей стране.
Постоянно анализировалась
Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике России обозначился существенный перелом в этой сфере. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без интеграции в "глобальные лихорадочные усилия" по поиску новых современных форм мотивации и стимулирования труда. В то же время во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.
В качестве примера европейских исследований по данной проблематике можно привести исследования мотивации труда в Финляндии, выполненные Тапани Алкулой. Он замечает, что для работников организация, в которой они трудятся, является местом проведения значительной части времени и поэтому представляется интересным окружение, в котором хотели бы работать люди, и их ожидания по поводу работы. Весь универсум таких ожиданий автор обозначает понятием "ориентация на работу" ("work orientation"). Эта проблема имеет два аспекта.
I. Количественный аспект - какое место в жизни занимает работа или "центральность работы" ("centrality of work"). Алкула выделяет несколько доминант, определяющих его:
a. Рабочее время. Автор
делает важную оговорку, что было
бы неправильно говорить о
прямой корреляции рабочего
б. Семейный статус. Чем большее значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе, и наоборот. в. Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в более общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.
Рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь используются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих странах значение работы в жизни имеет тенденцию к снижению. В Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики - к повышению роли семьи.
II. Качественный аспект. Здесь
используется понятие "работа
для вознаграждения" и ставится
вопрос, какого рода вознаграждение
превалирует. Для разработки
Алкула делает следующее любопытное сравнение: он вычисляет индекс "рабочих усилий" по следующей формуле:
s = w/c,
где w - количество рабочих дней, c - общее количество дней. У животных этот индекс равен приблизительно 1, у жителей пустыни Калахари 0,11 - 0,31, а у стандартной европейской семьи (два взрослых - два ребенка) - 0,36.
Существуют три основных типа ожиданий от работы - инструментальные, ценностные и социальные. Под инструментальными Алкула прежде всего понимает различного рода материальные стимулы, например обеспечение нормальных условий существования; под ценностными - разного рода желания, которые в целом можно охарактеризовать как моральное удовлетворение, а под социальными - желание, работая, выполнять определенную функцию в обществе.
Проведено интересное исследование, в ходе которого респондентам задано два вопроса. В первой части опроса респондентов просили назвать качественные характеристики идеальной работы. Названы следующие: независимость от других; разнообразие; возможность видеть результат; возможность приносить пользу обществу; хорошие отношения с коллегами; высокий заработок; легкость работы; возможность творчества; отсутствие стресса; возможность роста; содержательная часть работы как самоцель. Выяснилось, что для женщин больше, чем для мужчин, важна польза работы и социальные аспекты, для "серых воротничков" по сравнению с "белыми" - высокий заработок и легкость работы.
На второй вопрос: "Назовите черты работы, которой Вам менее всего хотелось бы заниматься" получены следующие ответы: монотонность; плохие, вредные для здоровья условия работы; стресс, неудобные рабочие часы; недостаток свободы; плохие отношения в коллективе; работа, которая не нравится; невозможность видеть результат работы; низкий заработок; невозможность карьерного роста; бесполезная для общества работа; недостаток творчества. Наконец, менее 1% сказали, что им бы подошла любая работа.
Информация о работе Системы мотивации персонала в Западной Европе и США