Системы поддержки принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
изучить теоретические основы СППР;
показать актуальность проблем защиты информации в области управления бизнесом через СППР;
рассмотреть принципы действия и методы используемые в СППР;
рассмотреть особенности работы конкретных программных продуктов в области СППР;
разработать алгоритм построения СППР для последующей организационной и технической реализации.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы систем поддержки принятия решений 6
1.1 Общие положения 6
1.2 Архитектура систем поддержки принятия решений 9
2. Анализ работы систем поддержки принятия решений 14
2.1 Система поддержки принятия решений «T-CHOICE» 14
2.1.1 Основные положения о системе 14
2.1.2 Работа системы 15
2.1.3 Выводы по работе системы 16
2.2 Система поддержки принятия решений «MyPRIORITY» 17
2.2.1 Основные положения о системе 17
2.2.2 Работа СППР «MyPRIORITY» 18
2.2.3 Выводы по работе системы 21
2.3 Система поддержки принятия решений «OPTIMUM» 22
2.3.1 Общие положения о системе 22
2.3.2 Работа СППР «OPTIMUM» 23
2.3.3 Выводы по работе программы: 26
2.4 Двухэтапная процедура отбора перспективных альтернатив 27
3. Алгоритм создания системы поддержки управленческих решений в защищённом исполнении 29
3.1 Предпроектные стадии 30
3.1.1 Формирование требований к АС 30
3.1.2 Разработка концепции АС 32
3.1.3 Техническое задание 35
3.2 Стадии создания 36
3.2.1 Эскизный проект 36
3.2.2 Технический проект 39
3.2.3 Рабочая документация 44
3.3 Стадии внедрения и сопровождения 45
3.3.1 Ввод в действие 45
3.3.2 Сопровождение 45
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Словарь сокращений 52
Приложение

Файлы: 1 файл

СППР.docx

— 488.69 Кб (Скачать файл)

 

Пермский Государственный  Национальный Исследовательский Университет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

 

 

 

                                           Курсовая работа по дисциплине:

                     «Управленческие решения»

Выполнил:  
                   студент 4 курса вечернего отделения специальности

                                                                    «Менеджмент организации», гр. МНО-09

Голдобин М.С.                                                        

                                   Научный руководитель:  
                                                 к.э.н.,  доцент: Бурылова Л.Г.

 

Пермь 2011 

Оглавление

Введение 4

1. Теоретические основы систем поддержки принятия решений 6

1.1 Общие положения 6

1.2 Архитектура систем поддержки принятия решений 9

2. Анализ работы систем поддержки принятия решений 14

2.1 Система поддержки принятия решений «T-CHOICE» 14

2.1.1 Основные положения о системе 14

2.1.2 Работа системы 15

2.1.3 Выводы по работе системы 16

2.2 Система поддержки принятия решений «MyPRIORITY» 17

2.2.1 Основные положения о системе 17

2.2.2 Работа СППР «MyPRIORITY» 18

2.2.3 Выводы по работе системы 21

2.3 Система поддержки принятия решений «OPTIMUM» 22

2.3.1 Общие положения о системе 22

2.3.2 Работа СППР «OPTIMUM» 23

2.3.3 Выводы по работе программы: 26

2.4 Двухэтапная процедура отбора перспективных альтернатив 27

3. Алгоритм создания системы поддержки управленческих решений в защищённом исполнении 29

3.1 Предпроектные стадии 30

3.1.1 Формирование требований к АС 30

3.1.2 Разработка концепции АС 32

3.1.3 Техническое задание 35

3.2 Стадии создания 36

3.2.1 Эскизный проект 36

3.2.2 Технический проект 39

3.2.3 Рабочая документация 44

3.3 Стадии внедрения и сопровождения 45

3.3.1 Ввод в действие 45

3.3.2 Сопровождение 45

Заключение 48

Список используемой литературы 50

Словарь сокращений 52

Приложение

 

Введение

     Решение многоплановых задач менеджмента организации напрямую связано с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений. Менеджер должен принимать обоснованные взвешенные решения, представляющие собой звенья цепи, соединяющей поставленную цель и конечный результат, а также добиваться их исполнения.

     Необходимость  проведения оценки возможных  последствий принятого решения  обусловливает использование нескольких  критериев при выборе действий  из множества альтернатив. В  этой связи управленческое решение  определяется как выбор альтернативы. В управлении решение связывает  все аспекты деятельности менеджера  – от формулирования цели, описания  ситуации, характеристики проблемы  до разработки путей преодоления  проблемы и достижения цели. Таким  образом, управленческое решение,  включающее оценку ситуации, определение  альтернатив, выбор лучшей из  них, формулировку задания и  организационно-практическую работу  по его реализации, в конечном  итоге определяет эффективность  всей системы и процессов менеджмента.

Объект курсовой работы - системы поддержки управленческих решений на основе информационных технологий.

Предметом курсовой работы является технология построения, алгоритмический  и технологический состав СППР.

Задачами СППР является поддержка менеджеров в их работе. СППР имеет тенденцию совмещать одновременно систему обработки данных и систему поддержки офиса. Они берут много данных из их основной базы данных путем рутинной обработки транзакций и результаты анализа преобразуют в такие данные, которые содержатся в отчетах, подготовленных системой поддержки офиса.

Таким образом, СППР это комплекс методов и средств управления процессами деятельности организаций  посредством реализации функций  информационных технологий.

Автоматизация бизнес процессов  и бурное развитие информационных технологий делает тему разработки и создания СППР чрезвычайно актуальной в современной  рыночной экономике.

Цели курсовой работы:

    • изучить теоретические основы СППР;
    • показать актуальность проблем защиты информации в области управления бизнесом через СППР;
    • рассмотреть принципы действия и методы используемые в СППР;
    • рассмотреть особенности работы конкретных программных продуктов в области СППР;
    • разработать алгоритм построения СППР для последующей организационной и технической реализации.

В настоящее время нет  чётко разработанных алгоритмов создания СППР, хотя бы на уровне государственных  и международных стандартов, литература по данному вопросу не систематизирована, методы, изложенные в ней, сильно разнятся между собой. Задача данной работы на основании имеющихся стандартов по созданию АС, ИБ в АС и др. создать  адекватный, универсальный алгоритм проектирования, внедрения и сопровождения  многоуровневой СППР в организации  независимо от их организационной структуры, уровня централизации управления и  отраслевой принадлежности.

Для выполнения поставленных целей использованы новейшие литературные источники, сайты научно исследовательских центров и библиотек, нормативно – правовые акты РФ, статьи компетентных источников в области управленческих решений, а также бесплатное и условно-бесплатное ПО свободно размещённое в системах массового обмена информацией правообладателем.

 

  1. Теоретические основы систем поддержки принятия решений

Использование ИТ для повышения  эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений  в настоящее время весьма распространено.

К предпосылкам автоматизации  процесса разработки и принятия управленческих решений можно отнести:

  • необходимость проведения большого объёма вычислений для получения обобщённой оценки путём синтеза всех плюсов и минусов по каждой категории;
  • необходимость организации сбора и обработки исходной информации от нескольких экспертов;
  • необходимость обеспечения конфиденциальности в процессе сбора и обработки информации;
  • необходимость обеспечения сбора, накопления, хранения и коррекции экспертной информации для повторного решения задачи;
  • высокая трудоёмкость ЗПР для задач высокой размерности;
  • повторяющийся характер некоторых ЗПР.
    1. Общие положения

Система поддержки принятия решений  − комплекс математических и эвристических методов и моделей, объединенных общей методикой формирования альтернатив управленческих решений в организационных системах, определения последствий реализации каждой альтернативы и обоснования выбора наиболее приемлемого управленческого решения (рисунок 1.1.1).

Задача принятия решений – одна из самых распространенных в любой  предметной области. Ее решение сводится к выбору одной или нескольких лучших альтернатив из некоторого набора. Для того чтобы сделать такой  выбор, необходимо четко определить цель и критерии, по которым будет  проводиться оценка некоторого набора альтернативных вариантов. Выбор метода решения такой задачи зависит  от количества и качества доступной  информации. Данные, необходимые для  осуществления обоснованного выбора, можно разделить на 4 категории: информация об альтернативных вариантах, информация о критериях выбора, информация о предпочтениях, информация об окружении задач.

 

Рисунок 1.1.1 Схема  СППР

Можно выделить шесть заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

  • высшее руководство, которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом предприятия;
  • специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач;
  • менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т.д.;
  • менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия:
  • поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей;
  • собственное информационно-технологическое подразделение.

Каждая из заинтересованных групп  нуждается в своей функции  ИТ, а именно такой СППР которая  бы максимально сильно и эффективно упрощала бы его работу, что служит основой для классификации СППР. К примеру, высшее руководство организации не нуждается в средствах аналитических СППР, основа их деятельности – принятие стратегических решений может быть осуществлена только экспертными методами, иначе деятельность организации может понести значительные убытки. Напротив менеджеры служб бухгалтерско-финансового учёта нуждаются исключительно в аналитических системах, построенных на математических методах и работой с базами данных.

В развитии СППР прошло три  основных эволюционных этапа, каждый из которых позволял всё удовлетворять  всё больше заинтересованных групп:

  1. Этап информационного посредничества – на этом этапе решением задач принятия решений занимались специалисты, имеющие широкие знания, как в области принятия решений, так и в области программирования. На практике такое сочетание знаний было довольно редким, что повлекло за собой к появлению новой категории специалистов – аналитиков в области принятия решений.

Такие специалисты были информационными  посредниками менеджеров и специалистов различных уровней с технической работой с ЭВМ. Помощь таких систем заключалась в большинстве случаев к сбору необходимой информации по данной тематике.

  1. Этап создания диалоговых систем – создание диалоговых систем позволило изменить интересующие исследователя параметры заложенной в память ЭВМ модели задачи принятия решений. Под диалогом обычно подразумевается процесс непосредственного и достаточно быстрого обмена сообщениями между двумя субъектами, в нашем случае: ЛПР и ЭВМ.
  2. Этап создания компьютерных интеллектуальных систем, Создание принципиально новых экономических систем и выработка эффективных управленческих решений всегда будет оставаться прерогативой высокотворческих личностей, однако оперативные и даже тактические решения в настоящее время могут быть сведены к автоматическому уровню, т.е. без непосредственного участия человека. Такие системы подразделяются на несколько групп, по принципу их построения:
  • системы управления операциями – СППР функция которых заключается в выборе оптимальных решений в области управления операциями на производстве, на нижних уровнях бухгалтерии и финансов;
  • системы принятия оперативных решений – системы, построенные на основе аналитических бизнес - моделей, упрощающие работу специалистов и супервайзеров;
  • системы принятия тактических решений – сложнейшие в своём построении комплексы многоаспектного  анализа деятельности различных подразделений предприятия. Такие системы не являются универсальными и их построение возможно только на специфику деятельности, организационных систем и внутреннего устройства отдельных предприятий.
    1. Архитектура систем поддержки принятия решений

 В состав СППР входят компоненты (Рис. 1.2.1): источники данных, модель данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Источники данных содержат:

1. Данные об производственных  операциях внутри организации: 

  • с обработкой внутри СППР;
  • с обработкой вне СППР.

2. Другие внутренние данные: данные о движении персонала,  инженерные данные и т.п., которые  должны быть своевременно собраны,  введены и поддержаны.

3. Данные из внешних  источников. В числе необходимых  внешних данных следует указать  данные о конкурентах, национальной  и мировой экономике. В отличие от внутренних данных внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций.

Рисунок 1.2.1 Общая  структура СППР

4. В настоящее время  широко исследуется вопрос о  включении в базу данных еще  одного источника данных —  документов, включающих в себя  записи, письма, контракты, приказы  и т.п. Если содержание этих  документов будет записано в  памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам, то система получит новый мощный источник информации.

Модель данных современных СППР строится на основе пяти классов данных:

  • источников данных;
  • хранилища данных (в узком смысле);
  • оперативного склада данных;
  • витрины данных;
  • метаданных.

Хранилище данных (в узком смысле) представляет собой предметно-ориентированную  базу или совокупность БД, извлекаемых  из источников, которые организованы по сегментам, отражающим конкретную предметную область бизнеса: производство, правило, детальные слабо агрегированные данные.

Оперативный склад данных (Operational Data Store - ODS) − технологический элемент хранения данных в СППР, который служит буфером между транзакционными источниками данных и хранилищем. Данные, прежде чем попасть в хранилище должны быть преобразованы в единые форматы, очищены, объединены и синхронизированы.

Информация о работе Системы поддержки принятия решений