Ситуационный подход в управлении: становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Эволюция менеджмента как научной дисциплины………………….…..4

Ситуативные факторы……………………………………………………5

Ситуативный подход и процесс менеджмента……………………………6

Ситуативные переменные…………………………………………...…….6

Эволюция менеджмента как научной дисциплины……………….……..7

Ситуативный подход…………………………………………………………….8

Ситуативный подход и процесс менеджмента……….…………………9

Ситуативные переменные……………………………….………………..10

Важность внешней среды…………………………….………………..….11

Понятие лидерства и три подхода к нему………………………………...12

Заключение………………………………………………….…………….14

Список использованной литературы…………………………………….15

Файлы: 1 файл

Менеджмент Кур-к.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

Факультет    
 

Кафедра  менеджмент 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Ситуационный подход в управлении:

становление и развитие» 
 
 
 
 
 

Выполнил студент группы

      ОПУТ 05-20                                                        Черемушкин А.В.                                        

Проверил преподаватель

      Свинтицкий  Н.В.  
 
 
 
 
 

Омск 2008г.

  Содержание.

  Введение……………………………………………………………………3

  Эволюция  менеджмента как научной дисциплины………………….…..4

  Ситуативные факторы……………………………………………………5

  Ситуативный подход и процесс менеджмента……………………………6

  Ситуативные переменные…………………………………………...…….6

  Эволюция  менеджмента как научной дисциплины……………….……..7

  Ситуативный подход…………………………………………………………….8

  Ситуативный подход и процесс менеджмента……….…………………9

  Ситуативные переменные……………………………….………………..10

  Важность  внешней среды…………………………….………………..….11

  Понятие лидерства и три подхода к нему………………………………...12

  Заключение………………………………………………….…………….14

  Список  использованной литературы…………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

  В  общем виде управление  /менеджмент/ следует представлять как   умение добиваться поставленных  целей, используя труд, мотивы  поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление  - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

В экономике  формируются, функционируют и развиваются  различные объекты как государственного социального управления, так и  менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная  и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур. 

  Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

  Повышение интереса к управлению говорит о  значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе. Это подтверждается на примере практически всех республик СНГ, в том числе и ПМР. В течении последних 3 - 5 лет в экономике республик постсоветского пространства происходят серьезные перемены. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны - ни в каких других странах  мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. К числу таких изменений относятся следующие:                                                                                            - изменение структуры собственности, связанной с разрушением монополии государства в сфере производства, созданием базы для формирования эффективных собственников /следует отметить большую работу, проводимую Верховным Советом ПМР в настоящее время по принятию новых законов в вышеуказанной области/;

  - изменение отраслевой структуры  производства в результате ее  приспособления к новой структуре  спроса и возникновения достаточно большого количества мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;

  - изменение условий внешнеэкономической  деятельности;

  - изменение геополитической ситуации  в результате распада СССР.

  За  этот период в республиках бывшего  СССР было образовано множество компаний малого и среднего бизнеса, включая групповой бизнес. Несмотря на существенные различия компаний и фирм, предприятий, всем им приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.

  Таким образом, все компании, фирмы и  предприятия на определенном этапе  столкнулись с имеющей большое  значение  проблемой эффективного управления.

  В данной работе будут рассмотрены  основные функции и методы управления организацией.

  Эволюция  менеджмента как  научной дисциплины

  Менеджмент как научная дисциплина развивался не в процессе прохождения последовательных этапов, а скорее в результате появления и разработки нескольких подходов, которые иногда существовали параллельно. Менеджмент имеет дело как с элегиями, так и с людьми, и серьезные прорывы в развитии теории управления всегда были обусловлены достижениями в других, смежных, областях: в математике, инженерном деле, психологии, социологии и антропологии. По мере их развития исследователи менеджмента, как теоретики, так и практики, все больше узнавали о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогли им определить причины несостоятельности некоторых ранних теорий и разработать новые подходы, тем временем весь мир стал ареной резких и серьезных перемен. Инновации в сфере технологий становились все более частыми и существенными, а правительства начали проявлять к бизнесу больший интерес. Эти и другие факторы способствовали тому, что исследователи серьезно задумались о существовании мощных сил за рамками организаций. В связи с этим появились принципиально новые подходы.

  При подходе к науке управления с точки зрения научных школ менеджмент рассматривается с четырех разных точек зрения: школы научной организации управления, школы административного управления, школы человеческих отношений и бихевиористской школы и школы науки управления (или количественного подхода).

  При процессном подходе менеджмент рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

  При системном подходе упор делается на то, что менеджеры должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, в частности персонала, структуры, задач и технологий, нацеленных на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды.

  При ситуативном подходе подчеркивается, что выбор различных управленческих методик должен быть обусловлен конкретной ситуацией. Поскольку и в самой организации, и в окружающей среде существует множество факторов, единого "наилучшего" способа управления организацией не существует. Самым эффективным будет метод, наиболее подходящий для конкретной ситуации.

  Ситуативный подход — концепция, утверждающая, что оптимальное решение обусловлено внутренней и внешней средой организации. Это попытка объединить вклад более ранних школ менеджмента с целью повышения эффективности управления организацией

  Ситуативные факторы

  То, какой стиль лидерства больше всего подходит в той или иной ситуации, зависит от двух ситуативных факторов: личных характеристик подчиненных и требований внешней среды.

  Если  подчиненные испытывают сильную  потребность в самоуважении и  принадлежности, самым подходящим будет поддерживающий стиль; но если наиболее сильна потребность в автономии и самовыражении, люди, вероятнее всего, предпочтут инструментальный стиль. Поскольку они больше всего хотят сконцентрировать усилия на задаче и достичь цели, они предпочитают, чтобы менеджер объяснил им задачу и предоставил им свободу действий в ее выполнении.

  Еще одной характеристикой подчиненных, влияющей на выбор стиля лидерства, является их вера в свою способность влиять на внешнюю среду. Бихевиористы назвали это явление степенью самоконтроля. По сути, это степень уверенности человека в том, что его действия влияют на происходящее с ним. Люди, убежденные, что способны влиять на среду, предпочитают стиль лидерства, основанный на участии в принятии решений. Те, кто придерживаются противоположного мнения, предпочитают авторитарный или инструментальный стиль.

  Большинство исследований теории соответствия средств  и целей сосредоточены на инструментальном поддерживающем стиле лидерства. Лидерство, ориентированное на достижение, считается более подходящим в ситуациях, когда подчиненные стремятся к высоким стандартам эффективности и уверены в своей способности их достичь. Лидерство, основанное на участие подчиненных в управлении, наиболее эффективно, если подчиненные стремятся участвовать в процессе принятия решений.

  Если  характер задачи неоднозначен, предпочтителен инструментальный стиль, который обеспечивает людей четкими указаниями и приводит к повышению уровня удовлетворения и производительности. Но если неоднозначные задачи уже структурированы, дополнительное их структурирование через применение инструментального стиля будет восприниматься как чрезмерный контроль. В такой ситуации больше подойдет поддерживающий стиль. Точно так, если задача изначально дает подчиненным чувство удовлетворения, поддерживающий стиль мало что добавит, но если задача человека не удовлетворяет, он будет уместен.

  Для окончательного обоснования подхода  соответствия средства и цели нужны  дальнейшие исследования. По мнению ученых, результаты их исследований обнадеживают. Однако "эта теория не является окончательным ответом на вопрос об эффективности лидерства. Это важное явление в менеджменте настолько сложно, что в ближайшее время ожидать появления универсального подхода к лидерству, если он вообще возможен, не стоит". 

  Ситуативный подход и процесс менеджмента

  Ситуативный подход, как и системный — это  не четкий набор предписанных рекомендаций, а способ мышления. Он тоже признает концепцию общего для всех организаций процесса управления, но при этом подчеркивает, что хотя в целом этот процесс одинаков, конкретные методы, которые следует использовать менеджеру в эй или иной ситуации, могут сильно варьироваться.

  Например, все организации для достижения целей должны создавать структуры, но эти структуры могут быть очень разными. Они могут отличаться по количеству уровней управления, по-разному могут распределяться полномочия менеджмента разных звеньев, одни и те же задачи могут выполнять разные подразделения и т.д. Руководству необходимо решить, какая структура будет оптимальной для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация вполне может меняться, надо также определить, как следует соответственно изменить организационную структуру, чтобы организация не снизила эффективности.

    • Ситуативный подход — подход, который пытается "привязать" конкретные методики и концепции менеджмента к конкретным ситуациям с целью максимально эффективного достижения целей организации.

  Ситуативный подход сосредоточен на ситуативных различиях внутри и за пределами организаций. Он призван выявить наиболее влиятельные переменные ситуаций и то, как они сказываются на эффективности организации. Методологию этого подхода можно отобразить в виде процесса из четырех этапов.

  1. Менеджер должен уметь пользоваться инструментами профессионального менеджмента, эффективность которых подтверждена практикой: понимать суть 
    процесса управления и индивидуального и группового поведения, проводить 
    системный анализ, применять методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.
  2. Любая управленческая концепция и методика имеет в каждой конкретной ситуации недостатки и преимущества. Менеджер должен уметь предвидеть возможные последствия — позитивные и негативные — той или иной методики. 
    Например, увеличение зарплаты всему персоналу за дополнительную работу, 
    конечно, на некоторое время повысит его мотивацию, но при сравнении за 
    трат с выгодами может оказаться, что данное решение, возможно, приведет к 
    банкротству.
  3. Менеджер должен уметь верно трактовать ситуацию: определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации и каков вероятный эффект изменения 
    одной или нескольких ее переменных.
  4. Менеджер должен уметь увязывать конкретные методы, имевшие наименьший негативные эффект, с конкретными ситуациями и использовать их при возникновении похожих обстоятельств.

Информация о работе Ситуационный подход в управлении: становление и развитие