Ситуационный подход в управлении: становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Эволюция менеджмента как научной дисциплины………………….…..4

Ситуативные факторы……………………………………………………5

Ситуативный подход и процесс менеджмента……………………………6

Ситуативные переменные…………………………………………...…….6

Эволюция менеджмента как научной дисциплины……………….……..7

Ситуативный подход…………………………………………………………….8

Ситуативный подход и процесс менеджмента……….…………………9

Ситуативные переменные……………………………….………………..10

Важность внешней среды…………………………….………………..….11

Понятие лидерства и три подхода к нему………………………………...12

Заключение………………………………………………….…………….14

Список использованной литературы…………………………………….15

Файлы: 1 файл

Менеджмент Кур-к.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

  Ситуативные переменные

  Успех и неудача ситуативного подхода  в большой мере обусловлены эффективностью третьего этапа. Если менеджер не сможет правильно определить основные ситуативные переменные и их влияние, он не сумеет верно оценить, насколько тот или иной метод подходит в конкретной ситуации. С другой стороны, умея анализировать ситуацию, менеджеру не придется, решая организационные проблемы, основываться на догадках. К счастью для менеджеров, хотя эффективность ситуативного метода пока не полностью подкреплена научно, недавние исследования свидетельствуют, что некоторые ситуативные переменные выявить вполне возможно. Возможность выявления основных переменных, особенно в сфере лидерства и поведенческих реакций, организационных структур и количественных оценок, стала важнейшим вкладом ситуативного подхода в развитие менеджмента. Мы в этой книге основываемся, прежде всего, именно на нем, поскольку он представляет собой наиболее всеобъемлющую и эффективную систему для повышения эффективности управления из всех до сих пор созданных.

  Но, конечно, выявить все переменные, влияющие на организацию, невозможно. Любая грань человеческого характера, каждое управленческое решение и все происходящее во внешней среде тем или иным образом влияют на организационные решения. Для практических целей менеджеры могут учитывать только наиболее значимые Для организации факторы. А если устранить тысячи незначительных различий между организациями и ситуациями, то число переменных сокращается до довольно воспринимаемых пределов без особых потерь качества.

  Эволюция менеджмента как научной дисциплины

  Менеджмент как научная дисциплина развивался не в процессе прохождения последовательных этапов, а скорее в результате появления и разработки нескольких подходов, которые иногда существовали параллельно. Менеджмент имеет дело как с элегиями, так и с людьми, и серьезные прорывы в развитии теории управления И были обусловлены достижениями в других, смежных, областях: в математике, инженерном деле, психологии, социологии и антропологии. По мере их развития исследователи менеджмента, как теоретики, так и практики, все больше узнавали о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогли им определить причины несостоятельности некоторых ранних теорий и разработать новые подходы.

  А тем временем весь мир стал ареной резких и серьезных перемен. Инновации в сфере технологий становились все более частыми и существенными, а правительства ли проявлять к бизнесу больший интерес. Эти и другие факторы способствовали тому, что исследователи серьезно задумались о существовании мощных сил за рамками организаций. В связи с этим появились принципиально новые подходы

  При подходе к науке управления с точки зрения научных школ менеджмент рассматривается с четырех разных точек зрения: школы научной организации управления, школы административного управления, школы человеческих отношений и бихевиористской школы и школы науки управления (или количественного подхода).

  При процессном подходе менеджмент рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

  При системном подходе упор делается на то, что менеджеры должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, в частности персонала, структуры, задач и технологий, нацеленных на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды.

  При ситуативном подходе подчеркивается, что выбор различных управленческих методик должен быть обусловлен конкретной ситуацией. Поскольку и в самой организации, и в окружающей среде существует множество факторов, единого "наилучшего" способа управления организацией не существует. Самым эффективным будет метод, наиболее подходящий для конкретной ситуации.

  Ситуативный подход.

  Все ранние школы менеджмента стремились определить принципы управленческих функций. Этот комплекс теоретических знаний о менеджменте традиционно считается научным компонентом менеджмента, а применение этих принципов на практике — искусством, т.е. тем, чему можно научиться только путем проб и ошибок.

  Ситуативный подход внес большой вклад в теорию менеджмента, расширив научные принципы до прямого применения в конкретных ситуациях. Фокусной точкой этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, наиболее влияющих их на организацию в конкретный момент времени. Таким образом, ситуативный подход подчеркивает значимость "ситуативного мышления". Его использование позволяет менеджеру лучше понять, какие методы будут наиболее эффективно способствовать достижению целей организации в каждой конкретной ситуации.

  Ситуативный подход возник в конце 1960-х годов. Он основан вовсе не на том, то концепции более ранних школ управления были неправильны. Как и системный подход, с которым ситуативный тесно связан, он нацелен на интеграцию разных сегментированных подходов и подчеркивает тесную взаимосвязь между управленческими функциями.

  Важность  ситуативного фактора — не новая  концепция управленческой теории. Еще в 20-е годы XX века, значительно опережая свое время, М.П. Фоллетт говорила о "законе ситуации". Она подчеркивала, что "разные ситуации требуют разных типов знаний, и человек, имеющий знания, применимые только к одной ситуации, в эффективно управляемой компании при прочих равных условиях может рассчитывать только на то, чтобы стать лидером на час". В 1948 году Р. Стогдилл из Университета штата Огайо провел масштабное исследование характеристик лидера и тоже пришел к выводу, что они также в значительной мере обусловлены конкретной ситуацией.

  Но  лишь в конце 1960-х годов менеджмент развился до уровня, когда стало возможно учитывать многочисленные переменные, влияющие на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Это особенно важно для сравнения стилей менеджмента в разных культурах. Например, хотя многие компании сегодня пытаются копировать японские управленческие методики, им следует помнить, что использовать их надо с учетом культуры организации.

  Ситуативный подход и процесс  менеджмента

  Ситуативный подход, как и системный — это  не четкий набор предписанных рекомендаций, а способ мышления. Он тоже признает концепцию общего для всех организаций процесса управления, но при этом подчеркивает, что хотя в целом этот процесс одинаков, конкретные методы, которые следует использовать менеджеру в той или иной ситуации, могут сильно варьироваться.

  Например, все организации для достижения целей должны создавать структуры, но эти структуры могут быть очень разными. Они могут отличаться по количеству уровней управления, по-разному могут распределяться полномочия менеджмента разных звеньев, одни и те же задачи могут выполнять разные подразделения и т.д. И руководству необходимо решить, какая структура будет оптимальной для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация вполне может меняться, надо также определить, как следует соответственно изменить организационную структуру, чтобы организация не снизила эффективности.

    • Ситуативный подход — подход, который пытается "привязать" конкретные методики и концепции менеджмента к конкретным ситуациям с целью максимально эффективного достижения целей организации.

   Ситуативный подход сосредоточен на ситуативных различиях внутри и за пределами организаций. Он призван выявить наиболее влиятельные переменные ситуации и то, как они сказываются на эффективности организации. Методологию этого подхода можно отобразить в виде процесса из четырех этапов.

  1. Менеджер должен уметь пользоваться инструментами профессионального менеджмента, эффективность которых подтверждена практикой: понимать суть процесса управления и индивидуального и группового поведения, проводить системный анализ, применять методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.
  2. Любая управленческая концепция и методика имеет в каждой конкретной ситуации недостатки и преимущества. Менеджер должен уметь предвидеть возможные последствия — позитивные и негативные — той или иной методик. Например, увеличение зарплаты всему персоналу за дополнительную работу, конечно, на некоторое время повысит его мотивацию, но при сравнении затрат с выгодами может оказаться, что данное решение, возможно, приведет к банкротству.
  3. Менеджер должен уметь верно трактовать ситуацию: определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации и каков вероятный эффект изменения одной или нескольких ее переменных.
  4. Менеджер должен уметь увязывать конкретные методы, имевшие наименьший негативные эффект, с конкретными ситуациями и использовать их при возникновении похожих обстоятельств.

  Ситуативные переменные

  Успех и неудача ситуативного подхода  в большой мере обусловлены эффективностью третьего этапа. Если менеджер не сможет правильно определить основные ситуативные переменные и их влияние, он не сумеет верно оценить, насколько тот или иной метод подходит в конкретной ситуации. С другой стороны, умея анализировать ситуацию, менеджеру не придется, решая организационные проблемы, основываться на догадках. К счастью для менеджеров, хотя эффективность ситуативного метод пока не полностью подкреплена научно, недавние исследования свидетельствуют, что некоторые ситуативные переменные выявить вполне возможно. Возможность выявления основных переменных, особенно в сфере лидерства и поведенческих реакций организационных структур и количественных оценок, стала важнейшим вкладом ситуативного подхода в развитие менеджмента. Мы основываемся, прежде всего, именно на нем, поскольку он представляет собой наиболее всеобъемлющую эффективную систему для повышения эффективности управления из всех до сих по созданных.

  Но, конечно, выявить все переменные, влияющие на организацию, невозможно любая грань человеческого характера, каждое управленческое решение и все происходящее во внешней среде тем или иным образом влияют на организационные решения. Для практических целей менеджеры могут учитывать только наиболее значимые для организации факторы. А если устранить тысячи незначительных различий между организациями и ситуациями, то число переменных сокращается до довольно воспринимаемых пределов без особых потерь качества.

  Как в случае с управленческими функциями, разные авторы предлагают разны наборы переменных, но большинство из них сходятся на том, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать в две основные категории: внутренние и внешние переменные.

  Важность внешней среды

  Идея  о важности внешней среды и  необходимости учитывать факторы, действующие на все организации, зародилась в теории менеджмента в конце 1950-х годов. Это ало одним из важнейших вкладов системного подхода в развитие менеджмента, так к данная мысль подчеркивала, что менеджерам необходимо рассматривать свою организацию как единство взаимозависимых частей, тесно связанных с внешним фактором. Ситуативный подход расширил теорию систем, разработав новую концепцию: наиболее подходящий в той или иной ситуации метод менеджмента обусловлен конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее.

  Появление системного и ситуативного подходов стало реакцией на изменения, г больше влияющие на успех организаций. В  современном мире постоянные и резкие изменения внешнего мира сделали необходимость повышенного внимания шедшей среде поистине насущной. Э. Эльбинг утверждает: "Внешняя среда организации ставит перед менеджментом все более сложные задачи. По сути, менеджеры организаций любого типа — коммерческих, образовательных, государственных — в свете недавних событий вынуждены обратить на стремительно изменяющуюся среду, ее влияние на организации более пристальное внимание".

  Даже  если бы эти изменения были менее  значительными, менеджерам пришлось бы учитывать влияние среды, поскольку любая организация, являясь открытой системой, зависит от внешнего мира, ведь именно в нем находятся материалы, энергия, люди и потребители, без которых организация не может существовать. Следовательно, менеджер обязан уметь определять внешние факторы, способные оказать на его организацию наибольшее влияние.

  По  сути, в этом организации не отличаются от биологических организмов. По теории эволюции Чарльза Дарвина, некоторые биологические виды выжили благодаря эволюции и адаптации к изменениям в их среде. Организации, чтобы выжить и быть эффективными, тоже вынуждены приспосабливаться к среде.

  Понятие лидерства и три подхода к нему.

  Для того, чтобы грамотно управлять организацией или коллективом менеджер должен быть лидером. Существуют три подхода к определению важнейших факторов эффективного лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуативный подход.

  1. Подход с позиций личных качеств

  Лидерство стало объектом исследований в начале XX века, вместе с началом изучения менеджмента, но первые крупные систематические исследования были проведены в 1930-1950-х годах. Они были сосредоточены на выявлении качеств или иных характеристик эффективных лидеров. Согласно этой теории качеств, все наилучшие лидеры имеют определенный набор личных качеств. Это означало, что, выявив эти качества, люди могли стремиться их развивать и становиться эффективными лидерами. Исследователи сосредоточили внимание на таких качествах, как уровень интеллекта и знаний, присущая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, надежная социально-экономическая основа и уверенность в себе.

  В 50-х годах ученые начали анализировать многочисленные сведения о взаимосвязи между личными качествами и лидерством. К сожалению, несмотря на сотни исследований, единого мнения о наборе качеств, характерных для любого эффективного менеджера, они не составили. В 1948 году Р. Стогдилл провел комплексный анализ показаний в области лидерства и сделал вывод, что данный подход продолжает весьма противоречивые результаты. Он действительно выявил, что лидеры отличаются высоким интеллектом, способностью к обучению, надежностью, ответственностью, социальной активностью и высоким социально-экономическим статусом, но отметил, что характеристики эффективного лидерства варьируются в зависимости от ситуации. Со временем он сделал вывод, с которым согласилось множество современных ученых-бихевиористов: "Человек не становится лидером значительно благодаря наличию определенной комбинации качеств", это открытие часто становилось основным аргументом, подтверждающим, что сущность лидерства носит ситуативный характер, но даже сам Стогдилл считает, что данная точка зрения недооценивает личностную суть лидерства. Он утверждает, что существуют веские доказательства того, что в разных ситуациях нужны разные и качества. Он отнюдь не призывает опять вернуться к подходу с позиций качеств, но делает вывод, что "модель личных характеристик лидера должна быть в определенной мере взаимосвязана с качествами, деятельностью и целями его.

Информация о работе Ситуационный подход в управлении: становление и развитие