Ситуционный подход в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
• рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИТУАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
1.2. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 11
2. ОСОБЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ООО «НАЧАЛО» 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ 20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИТУАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ В 31

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент переделка.docx

— 75.81 Кб (Скачать файл)

Для описания характеристик  последователей и выбора того или  иного лидерского стиля используются следующие параметры.

Вера в предопределенность происходящего от действий индивида. 
Выделяются два типа поведения подчиненных:

• люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;

• люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался  внешними силами.

Первые предпочитают участвующий  стиль лидерства, а вторые более  удовлетворены директивным стилем.

Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный  стиль. Другие стремятся активнее участвовать  в управлении.

Способности. Способности  и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно  они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или  с лидером, привлекающим их к участию  в управлении.

Практическое применение модели менеджерами ориентирует  их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При  этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или  иного стиля, а наоборот – выбранный  стиль должен способствовать повышению  уровня выполнения работы. 
           Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона исходит из того, что зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель». Модель констатирует, что хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером как в зависимости от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими (Приложение В).

Согласно модели, высокий  интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:

• работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную  потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для  выполнения работы;

• работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.

Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих  двух ситуациях:

• работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности  в достижении и независимости  при наличии у них достаточных  знаний и опыта для выполнения данной работы;

• работа не структурирована, и последователи имеют сильную  потребность в достижении и независимости  при наличии у них больших  знаний и опыта для выполнения данной работы [25, с.276].

Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения  в исследованиях, убеждение, что  руководители должны выбирать стиль  руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные  модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие  внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенность  применения ситуационного менеджмента  на примере ООО «Начало»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

ООО "Начало" (магазин "Сытный") образовано в соответствии с Учредительным  договором от 01 июля 2002 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Начало" является юридическим  лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях  банков. Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим  законодательством, учредительным  договором и уставом. Общество имеет  круглую печать, угловой штамп  со своим наименованием и другие реквизиты. Общество отвечает по своим  обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность Общества возникает в момент его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Местонахождение ООО "Начало" - г.Минск, при смене местонахождения общество обязано в двухнедельный срок информировать об этом регистрационный орган с последующим внесением изменений в Устав.

Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли и реализация социальных и экономических интересов  его участников и работников.

Общество создано на неопределенный срок. Для организации своей деятельности Общество открывает расчетный и другие счета в банке в установленном законом порядке.

Предметом деятельности Общества являются:

- розничная торговля,

- организация закупок, хранение и реализация продукции.

Общее руководство деятельностью  ООО "Начало" осуществляет директор. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в порядке, установленном  законодательством РБ, а также  в соответствии с решениями органов  управления Обществом.

Состав работников предприятия, структура  их штата строится и комплектуется  на основании разделения и кооперации труда. Разделение труда представляет собой процесс обособления различных  видов трудовой деятельности и специализации  работников на выполнении отдельных  взаимосвязанных операций или видов  работ. Основными формами разделения труда в торговле являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное (технологическое).

Организационная структура управления предприятием направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными составляющими  фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию системы  управления персоналом, находящие выражение  в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления малыми предприятиями не отличается большим разнообразием, что определяется объективными факторами и условиями  функционирования малого бизнеса.

В данном случае, имеем следующее: размер хозяйственной деятельности - малое предприятие, торговый профиль  организации - специализация на продаже  продовольственных товаров, сфера  деятельности организации - ориентация на местный рынок. Организационная  структура управления определяет её состав и систему соподчинения в  общей иерархии управления ООО "Начало" имеет традиционную - функциональную структуру управления.

Успешное выполнение закупки товаров  предполагает наличие обширной информации о рынках, где она осуществляется. Выбирая поставщиков, сотрудники ООО "Начало" учитывают следующие факторы: конкурентоспособность товаров; стоимость закупаемых товаров - цены и возможные скидки; надежность поставщика - деловая репутация; условия поставки - период времени от размещения заказа до его исполнения, минимальный и максимальный размер партии, ответственность продавца за поставки; условия расчетов - возможность платежа или получения кредита; удаленность поставщика - местоположение предприятия-поставщика, так называемый "транспортный рычаг", поскольку окончательная цена товара определяется с учетом транспортной составляющей.

Успешное выполнение закупки товаров  предполагает наличие обширной информации о рынках, где она осуществляется. Выбирая поставщиков, сотрудники ООО "Начало" учитывают следующие факторы: конкурентоспособность товаров; стоимость закупаемых товаров - цены и возможные скидки; надежность поставщика - деловая репутация; условия поставки - период времени от размещения заказа до его исполнения, минимальный и максимальный размер партии, ответственность продавца за поставки; условия расчетов - возможность платежа или получения кредита; удаленность поставщика - местоположение предприятия-поставщика, так называемый "транспортный рычаг", поскольку окончательная цена товара определяется с учетом транспортной составляющей.

Увеличение товарооборота происходит за счет расширения ассортимента предлагаемой продукции. Что касается полноты  ассортимента, то он представлен, более  чем 1500 наименований товаров более  чем 40 производителей, не только РБ.

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными расходами - оплатой услуг транспорта, арендой и содержанием торговых площадей, потерями при хранении товаров  и розничной их продаже и др.

Издержки обращения в 2010 году составили 325 млн. рублей, в 2011г. - 412 млн. руб. (увеличились  на 87 млн. руб. или на 26,8%), а в 2012г. увеличились на 75 млн. рублей или  почти на 18,2% и составили 487 млн. рублей.Общее увеличение издержек обращения наблюдается за счет расширения товарооборота и как следствия повышения транспортных расходов, увеличения штата магазина и как следствия повышения заработной платы и отчислений на социальные нужды, начала рекламной компании и как следствия увеличения расходов на рекламу.

Финансовым результатом деятельности ООО "Начало" является прибыль. В течение последних трех лет наблюдается постепенный рост прибыльности предприятия.

В 2012г. прибыль от реализации составила 758,3 млн. руб.: для сравнения в 2011г. - 712,3 млн. руб., в 2010г. - 646,9 млн. руб.

Рентабельность ООО "Начало" в 2010 году составила 5,2%, в 2011г. снизилась  на 0,8 пунктов и составила 4,4%, в 2012г. продолжается постепенное снижение рентабельности до 4,3%: снижение на 0,1пункт  или на 2,4%. Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение издержек обращения. Иначе говоря, достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение издержек обращения, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет использования прямых поставок товара и совершенствования хозяйственных связей.

Численность работников предприятия  не большая. В 2012 г. численность составила 11 человек. Деятельность осуществляется под руководством директора, совместно  с аппаратом менеджеров, отвечающих за определенные участки работы.

Средняя заработная плата на предприятии  ежегодно увеличивается. Средняя заработная плата в 2010 году на предприятии составила 1500000 рублей, в 2011г. – 2150000 рублей, а в 2012г. составила 4500000 рублей.

Как показал анализ экономических  показателей деятельности ООО "Начало" за 2010-2012гг., в целом её можно оценить положительно. Наблюдается тенденция роста товарооборота, прибыли, численности персонала и заработной платы. Увеличение издержек привело к снижению рентабельности с 5,2% в 2010 г. до 4,3 в 2012г. В качестве путей увеличения рентабельности возможно снижение себестоимости и издержек обращения. Первое может быть достигнуто за счет использования прямых хозяйственных связей, второе - преимущественно за счет снижения транспортных расходов.

2.2. Эффективность  применения ситуационного менеджмента  в организации

В основу структуры управления организацией положена линейно-функциональная система  управления. Т.е. нижестоящие подразделения  административно подчинены вышестоящим и функционально подчинены ряду подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.п. В этом случае нижестоящим подразделениям поступают более квалифицированные указания, а задача согласовать очередность их выполнения с вышестоящими подразделениями лежит на руководителях нижестоящих подразделений.      

Каждый сотрудник организации  и каждое структурное подразделение  имеют свои зоны ответственности.     

Генеральный директор отвечает за стратегическое планирование развития бизнеса и  оперативное управление организацией в целом.     

Зона ответственности административного  отдела заключается в обеспечении  комфорта работы всех остальных сотрудников.      

Офис-менеджер отвечает за своевременный  и правильный документооборот, распределение  входящих звонков, входящей и исходящей  документации, административно-хозяйственное  обеспечение работы офиса. Менеджер по персоналу обеспечивает компанию новыми сотрудниками, ведет кадровое делопроизводство, осуществляет решение  оперативных вопросов, возникающих  у сотрудников. Уборщица отвечает за чистоту офисных помещений. Линейное управление данным отделом осуществляет менеджер по персоналу, функциональное – руководители всех остальных подразделений.      

Зоной ответственности бухгалтерии  является правильный и оперативный  учет хозяйственных операций организации, своевременная отчетность перед  контролирующими органами. Линейное управление данным отделом осуществляет главный бухгалтер, функциональное – директор по маркетингу и сбыту, директор, менеджер по персоналу, начальник  технического отдела.

На данный момент в ООО «Начало» в целом применяются и административные, и экономические, и социально-психологические  методы повышения эффективности  управления.     

В организации разработаны чёткие Правила внутреннего трудового  распорядка (ПВТР), в соответствии с  Трудовым кодексом РБ. Это позволяет  формализовать корпоративную культуру, привести к единому стандарту  форму одежды сотрудников (деловой  стиль для офисных работников и спецодежда для сервисных инженеров  и кладовщика, сменная обувь зимой). Каждый сотрудник при приеме на работу в обязательном порядке (до подписания трудового договора) изучает ПВТР, что дает ему подробную информацию об организации, в которую он пришел работать, правилах поведения в коллективе и с клиентами, информацию о поощрениях и взысканиях, применяемый в организации, правилах проведения корпоративных  мероприятий и т.п. ПВТР позволяют  поддерживать наиболее комфортную обстановку в организации, исключая такие случаи, как появление сотрудника на работе в слишком открытой одежде, смущающей  других сотрудников; использование  ненормативной лексике в общении  с коллегами; растерянность нового сотрудника при желании отметить свой День рождения на рабочем месте (как лучше это сделать) и т.п.      

Информация о работе Ситуционный подход в управлении организацией