Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
• рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИТУАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
1.2. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 11
2. ОСОБЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ООО «НАЧАЛО» 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ 20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИТУАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ В 31
Наличие чёткой штатной структуры
и её регулярная корректировка в
связи с изменениями условий
деятельности организации позволяет
чётко распределить функциональные
обязанности между
Наличие должностной инструкции позволяет сотруднику чётко понимать свою роль в работе ООО, зону своей ответственности, правильно распределить рабочее время на выполнение своих функциональных обязанностей. Так же должностные инструкции позволяют избежать «сваливания друг на друга» вины за допущенные ошибки в работе. Четко прописанные зоны ответственности, закрепленные за каждым работником, позволяют быстро найти виновного и провести с ним разъяснительную работу или подвергнуть взысканию, чтобы данная ошибка впредь не повторялась. И, соответственно, возложить на него обязанности по устранению последствий данной ошибки.
В ООО обычно применяется издание чётких приказов с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных за их исполнение. И ознакомление с данными приказами всех сотрудников, кого они касаются, под роспись с рассылкой копии приказа по e-mail этим сотрудникам. Вследствие этого устраняется «человеческий фактор» («я забыл», «мне никто не говорил» и т.п.) в выполнении работниками распоряжений руководителей.
Увольнение работников в ООО по инициативе администрации происходит только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов: нахождение на работе в нетрезвом виде, несоблюдение техники безопасности и т.п.
Также в организации исключительно редко используются методы наказания сотрудников (выговор или строгий выговор, лишение части премии и т.п.). Менеджеры организации склонны поощрять отличившихся сотрудников и разбирать ошибки и недоработки в личной беседе с сотрудником. Это, несомненно, делает управление более эффективным, а доверие к руководителям – более полным.
Генеральный директор ООО является
большим сторонником
В организации регулярно
На основании вышеизложенного можно говорить что ситуоционный менеджмент в ООО эффективен.
3. Основные направления совершенствования ситуационного менеджмента в организации
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует управлять в
Во-первых, управление должно
уметь осуществлять анализ ситуации
с точки зрения того, какие требования
к организации предъявляет
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
В-третьих, управление должно
создавать потенциал в
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации [14, с.94].
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстраивать организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
Решение управленческих задач представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений перестало быть сферой ответственности только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.
В настоящее время имеется
множество моделей, пакетов программного
обеспечения и аналитических
инструментов, которые пытаются свести
процесс принятия решений к формулам.
Как бы эти теории ни были привлекательны,
трудность заключается в том,
что реальность более сложна и
противоречива, чем она демонстрируется
в подобных моделях. За пределами
математического подхода
Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время стремительные перемены, для повышения эффективности управления заинтересован сегодня в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
· обнаружение (контроль) проблемы;
· сбор информации о ситуации;
· анализ информации о ситуации;
· диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
· определение целей управления
ситуацией при решении
· разработка критерия оценки эффективности решения;
· генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
· прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
· верификация и оценка вариантов решений;
· принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений [9, с.187].
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией,
поэтому в состав алгоритма принятия
решений включаются этапы сбора
и анализа информации о ситуации,
определения целей управления ситуацией
при решении проблемы, а также
прогнозирование последствий
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.
Технология во многом определяет
и степень взаимозависимости
среди различных сегментов
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения
отражают уровни компетенции людей,
работающих в организации. Один из случайных
факторов здесь состоит в определении
мотивации групп рабочих. Интересуются
ли они заработной платой и гарантией
работы? Или работники больше заинтересованы
в продвижении, личном развитии и
в отношении к их личности?
Системный подход придает особое значение
объединению связей между различными
организациями. Заостряя свое внимание
на характере этих связей, ситуационный
подход актуализировал эту проблему. В
результате ситуационный подход сегодня
является передовым подходом в управленческой
мысли. Однако и этот подход подвергается
критике. Некоторые считают, что у него
недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в отсутствии базы
для познания, недостаточной прогностической
способности и инициативности. С другой
стороны, его защитники утверждают, что
одним из наиболее полезных ответов на
вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что
мы будем делать дальше?» является: «Это
все зависит от…». В ситуационном подходе,
прежде чем принять какое-либо управленческое
решение современные менеджеры должны
проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев
все разнообразные школы управленческой
мысли, определить какая комбинация управленческих
методов оказывается наиболее подходящей
[5, с.68].
Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует поступать в
Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.
Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции.
В-третьих, руководитель должен
уметь правильно
В-четвертых, руководитель должен
уметь увязывать конкретные приемы,
которые вызвали бы наименьший отрицательный
эффект и таили бы меньше всего
недостатков, с конкретными ситуациями,
тем самым обеспечивая
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстроить организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
Заключение
Современные представления
об управлении организациями вобрали
в себя опыт западной практики. В
настоящее время самым
Информация о работе Ситуционный подход в управлении организацией