Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:25, курсовая работа
Собеседование - это средство общения. Его основной целью является обеспечение обмена информацией таким образом, чтобы выработать соответствующее направление действий на будущее.
Собеседование является одним из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала. При кажущейся внешней простоте применения оно является одним из самых трудоемких процессов, требующих обязательной подготовки проводящего его сотрудника.
Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего, должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией) рабочего места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит пользоваться.
20. Постарайтесь сделать помещение максимально уютным и не проводите собеседований, сидя за письменным столом. Опытные интервьюеры просят соискателей садиться на стул (кресло, диван), стоящий сбоку от стола и нередко располагаются рядом с кандидатом. По мнению психологов, это демонстрирует претенденту дружелюбие и уважение со стороны собеседника. Такое расположение позволяет интервьюеру хорошо видеть глаза и жесты претендента и создает у последнего ощущение собственной значимости, свободы и естественности поведения, стимулирует открытость и искренность при ответах на вопросы.
21. Интервьюеру
следует избегать длинной
22. Не делайте для себя поспешных выводов, пока не получите всю информацию. Лишь по окончании собеседования можно составить впечатление о собеседнике, а затем дать аргументированную оценку.
23. Сделайте
сравнительную табличку
24. Завершите
встречу. Спросите, когда кандидат
может приступить к работе. Сколько
ему нужно времени для
25. Продолжайте поиски кандидата до тех пор, пока сотрудник не выйдет на работу. Жизнь такова, что все может сорваться в последнюю минуту
Постарайтесь
задать вопросы, на которые нельзя было
бы подготовить стандартные
Хороший интервьюер, чтобы извлечь максимум достоверной информации, пользуется широкой палитрой вопросов, различных как по содержанию, так и по форме. Что же это за вопросы?
1. Вопросы,
требующие развернутых ответов
(такие вопросы
2. Вопросы,
предполагающие однозначные
3. Вопросы, имеющие целью более реально оценить ответы на предыдущие вопросы («А были ли у вас ситуации, в которых все складывалось не столь удачно?»).
4. Вопросы,
иллюстрирующие рассказ о
5. Если вас что-то насторожило, то спросите: «Приходилось ли вам и в других случаях вести себя подобным образом?».
6. Чтобы
направлять беседу, можно воспользоваться
концовкой «не так ли?» (
7. Зеркальные
вопросы, когда утверждение
8. Вопросы,
требующие выбора и его
9. Предлагается ситуация, и вы спрашиваете мнение собеседника (например: «Мне всегда казалось, что обслуживать клиента следует только после того, как он оплатил счет, а как выдумаете?»).
10. Наводящие
вопросы («Мы считаем, что
11. Серии
вопросов, чтобы сосредоточить внимание
на разных аспектах ситуации (например:
«Можете ли вы работать в
авральном режиме?», «
12. Вопросы,
развивающие предыдущий ответ
(«Расскажите об этом
Наряду с оценкой объективных успехов поступающего, подтвержденных характеристиками, рекомендациями, справками, почетными грамотами, дипломами и другими документами, при собеседовании изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего. Направленность личности изучается посредством постановки вопросов, затрагивающих:
- особенности мировоззрения, осознание своей жизненной позиции в современном обществе, отношение к важнейшим нравственно-этическим категориям и т. д.;
- особенности ценностных ориентации и представлений, объектами которых выступают основные стороны жизни человека: труд, общественная работа, семья, сфера досуга и увлечений; вопросы задаются с таким расчетом, чтобы выяснить, какие жизненные ценности (общественные, профессиональные, семейные, ценности престижа и т. д.) доминируют у данной личности;
- отношение поступающего к избранной профессии и прежде всего особенности мотивации стремление к торжеству справедливости, торжеству закона над беззаконием, желание получить перспективную специальность, материальные интересы и др.
Что стоит выяснить:
- Почему кандидат все-таки оставил прежнюю работу; не были ли нарушены кандидатом условия договора?
- Реальная причина, по которой он хочет получить данную работу.
- Прилежен кандидат или ленив?
- Обладает ли кандидат быстрой реакцией?
- Открыт ли кандидат для восприятия нового или он упрям и склонен к догматизму?
- Наблюдателен ли кандидат?
- Инициативен ли кандидат или нуждается в том, чтобы ему давали распоряжения?
- Насколько кандидат скрупулезен в работе (и медлителен в исполнении), или он быстр, но небрежен?
Следует также выяснить, какова его способность к адаптации, поскольку это очень важная черта характера. Отсутствие психологической гибкости создает серьезные проблемы, потому что мешает росту и развитию сотрудника.
На что стоит обратить внимание:
Помните, что для некоторых должностей предшествующий опыт не обязателен и может оказаться даже недостатком данного кандидата, если вы предполагаете обучить его работать в соответствии с вашими требованиями.
Кандидату следует разъяснить некоторые специфические особенности и правила предприятия:
1. каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата (санкции);
2. кто
определяет, каким образом должны
быть обеспечены требуемая
3. откуда и какую помощь следует ему ожидать;
4. каковы
важнейшие негласные нормы,
5. что требуется для успешной работы на предприятии, что ценится здесь как достоинство, какие люди чаще других вызывают уважение;
6. что считается серьезным просчетом в работе, какие ошибки не прощаются;
7. каким
основным правилам должен
Как построить разговор с кандидатом, которого вы выбрали:
Итак, процесс выбора завершен. Вы определили того из кандидатов, кому предложите работу. Хорошо, если у вас в запасе остаются еще один-два кандидата, которые вас тоже в основном устраивают. Опыт показывает, что не так уж редко кандидата, проявлявшего заинтересованность в вашем предложении, по тем или иным причинам не удается принять на работу.
Сообщение кандидату о том, что фирма остановила на нем свой выбор, обычно делается по телефону. Не забудьте, что если вы звоните на работу, то обсуждать этот вопрос вашему собеседнику может быть в данный момент неудобно. Непременно начните с вопроса, располагает ли он временем и удобно ли ему обсуждать с вами этот вопрос.
Если
вы позвоните и скажете, что предлагаете
ему занять данное место в вашей
фирме, то, вполне вероятно, услышите стандартную
благодарность и просьбу
Лучше позвонить и начать с вопроса, сохранил ли ваш собеседник интерес к должности, по поводу которой к вам обращался, — как правило, на это всегда следует положительный ответ. Уточните, не возникли ли у него за это время какие-то вопросы. Их обсуждение может оказаться целесообразным отложить до личной встречи и обсудить после того, как кандидат ознакомится с предлагаемым контрактом.
Возможно, он найдет в тексте контракта ответы на свои вопросы, а возможно, наоборот, появятся новые. Теперь можно переходить к своему предложению. Таким образом, сценарий разговора сам приведет к удобному для вас безотлагательному решению.
Получив устное подтверждение, целесообразно передать кандидату два экземпляра контракта. С момента возвращения вам подписанного кандидатом контракта он считается фактически принятым на работу. Но это не исключает необходимости завершить формальности по приему сотрудника выпуском приказа.
1.2 ТиПы профессиональной мотивации
Основные типы профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования.
1. АДЕКВАТНЫЙ ТИП. В этом случае ценностные ориентации и связанные с ними мотивы полностью согласуются с реальным, общественно значимым поведением личности, которое соответствует требованиям профессионального и этического характера, предъявляемым к кандидату.
Такая направленность, как правило, сочетается с высоким интеллектом, общей культурой, правовой эрудицией, достаточно ясным представлением о будущей профессиональной деятельности, стремлением развить в себе необходимые качества. Поведение таких людей отличается высокой степенью ответственности, активностью в общественной жизни, умеренным стремлением к лидерству, целеустремленностью, их отличает также умение анализировать детективную литературу с правовой точки зрения. Мотивация такого типа способствует быстрой адаптации и успешной учебе.
2. СИТУАТИВНЫЙ
ТИП. Решающее влияние
К ситуативным
мотивам относится стремление к
престижному положению в
Ситуативный
тип мотивации прогностически неблагоприятен,
так как связан с тенденцией к
разочарованию в своей
3. КОНФОРМИСТСКИЙ ТИП. В этом случае нормы для человека являются главным регулятором поведения.
4. КОМПЕНСАТОРНЫЙ
ТИП. Данная мотивация
При компенсаторном типе чрезвычайно сильно стремление достичь успеха, даже если для этого нет объективных предпосылок; высокого интеллекта, умения вступать в контакт с людьми и т. д.