Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить методы собеседования и его содержание, как основной метод отбора персонала. Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели курсовой работы - проанализировать: типы и виды собеседований; -стадии проведения собеседования; -методику проведения собеседования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ…………………………………….4
1.1 Понятие собеседования, его цели и задачи……………………………………….6
1.2 Правила проведения собеседования ……………………………………………...8
2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ………………………………..11
2.1Типы и виды собеседования……………………………………………….. …….11
2.2 Методики…………………………………………………………………………. 17
2.3Оценка и принятие окончательного решения ……………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28
Финальное интервью. Здесь можно
выделить еще два варианта функциональности
этого вида собеседования.1. Принятие окончательного
решения об утверждении одной наиболее
подходящей кандидатуры на замещение
открытой вакансии из нескольких финалистов.
2. Если финалист оказался один - формальная
процедура ввода нового сотрудника в должность.
Свободное собеседование. Одни из самых
распространенных типов интервью. Использоваться
данный тип интервью может в виду одной
из двух причин: отсутствие навыков оценки
персонала у специалиста, отвечающего
за подбор или отсутствие необходимости
в детальном изучении бизнес биографии
кандидата, поскольку критерии отбора
минимальны. Так или иначе - по содержанию
свободное интервью больше напоминает
процесс знакомства одного человека с
другим, за тем лишь исключением, что большую
часть времени говорит один человек (соискатель).
Здесь, основная задача сотрудника компании
- определить, хочет ли он работать с кандидатом,
сможет ли кандидат вжиться в коллектив
и т.д. Иначе говоря, во время свободного
собеседования проводится проверка неформальных
критериев отбора.
Ситуационное интервью. Методика основана
на изучении поведения человека в тех
или иных ситуациях (реальные ситуации
на предыдущих местах работы, моделируемые
ситуации). Полученная от кандидата информация
дает возможность прогнозировать его
поведение в компании, а следовательно,
определить насколько успешным может
оказаться оцениваемый специалист на
рассматриваемой должности.
2.2 Методики проведения собеседования
При собеседовании оцениваются: индивидуальные характеристики кандидата; коммуникативные навыки; владение устной речью; ораторские способности; аналитическое мышление; умение произвести впечатление. В различных методах собеседования могут оцениваться другие качества кандидата. Но следует учитывать, что при собеседовании не оценивается письменная речь кандидата, его практические навыки и умения. Невозможно при собеседовании и адекватно оценить квалификационный уровень соискателя, так как, разговаривая с кандидатом, лицо, проводящее собеседование не может достаточно времени уделить изучению представленных на кандидата документов, подтверждающих его уровень подготовки и опыт работы. В связи с этим, авторы настоятельно не рекомендуют делать выводы сразу по итогам собеседования.
Лучше всего использовать собеседование наряду с другими методиками, как часть процесса оценки кандидата.
Исторически сложились следующие методики проведения собеседования:
1. Британский метод
Одна из методик проведения
собеседования разработана Сергеем
Иосифовичем Файбушевич, кандидатом
экономических наук, доцентом, Санкт-Петербургского
государственного университета экономики
и финансов.
Будьте доброжелательны, открыты, внимательны к собеседнику. Примеры вопросов для собеседования. Расскажите о себе (дайте человеку, не перебивая его, пару минут сказать то, что он считает нужным). Отметьте про себя, на чем он делает акцент при ответе на этот вопрос. Где Вы родились? Какая работа Вам нравится больше всего? Почему Вы решили уйти с предыдущей работы? Что Вам нравилось в предыдущей работе? В чем заключались Ваши обязанности на предыдущем месте? Вас легко отпустили с предыдущей работы? Вас ценили? За что? Какой был коллектив? Ваши особые достижения последних лет? Какие трудности, проблемы были в Вашей работе и как Вы их решали? Что было Вашей самой неприятной (или грубой) ошибкой? Что Вас привлекает в той работе, о которой идет речь? Почему Вы выбрали именно нашу вакансию? Есть ли у Вас какие-то идеи для этой работы? С чего бы Вы начали свою работу, если бы мы выбрали именно Вас? Выполняли ли Вы такую работу раньше? Почему Вы думаете, что Вы подходите для этой работы? На какую зарплату Вы рассчитываете? Что для Вас наиболее важно при выборе места работы? Какой Вы видите свою работу через 5 лет? Как Вы себе представляете свое профессиональное будущее? Какова идеальная карьера для Вас (к чему стремитесь в своей карьере)?Как у Вас складывались отношения с Вашим руководителем? Что Вы больше всего цените в руководителе? Какие черты и особенности руководителя были бы для Вас неприемлемы? Назовите три Ваших главных деловых качества, которые делают Вас ценным работником на эту вакансию. Какие трудности могут возникнуть во взаимодействии с Вами? Что Вы в себе хотели бы изменить? При каких условиях Вы наиболее эффективно работаете? Ваши сильные стороны (за что Вы цените себя как специалиста?)Если бы можно было начать все сначала, что бы Вы сделали? Чем Вы интересуетесь помимо работы? Как Вы проводите отпуск? Ваши основные ценности в жизни? Задав интересующие Вас вопросы, предоставьте претенденту возможность задать свои. Если в ходе собеседования Вы видите, что человек не подходит на Вашу вакансию, на мой взгляд, лучше открыто сказать ему об этом (особенно это касается рекрутеров). Дайте свои рекомендации по прохождению дальнейших собеседований, на что нужно обращать внимание. В конце собеседования дайте ясно понять, что встреча окончена. Поблагодарите человека за визит и потраченное время, сообщите, как вы известите его о результатах/дальнейших шагах. Проводите собеседника до двери. Улыбнитесь при прощании. Немедленно запишите свои впечатления о претенденте. Ваши заметки окажут неоценимую услугу, когда вам придется принимать решение о выборе одного единственного человека из нескольких претендентов, с которыми было проведено собеседование.
2.3 Оценка и принятие окончательного решения
Стадия окончательного решения - это конечный результат на который вы работали в течение процедуры отбора; кто из кандидатов, заявивших о себе, прошедших собеседование, протестированных и обследованных, будет принят, если вообще такой будет? Результат важен для организации - ее вложения в новичка будут резко возрастать с момента его принятия на работу. Он также важен для других претендентов: все они, вероятно, расстроятся, получив отказ, в каких приятных словах он ни имеет место. У вашего решения есть больше шансов быть хорошим решением, если оно - хорошо информированное. Итак, сейчас - самое время оглянуться на всю информацию, которую вы получили в течение фазы оценки. Это предполагает следующие шаги: а) Разработать оценочный листок кандидата, удостоверившись при этом, что охвачены результаты всех стадий отбора.б) Убедиться, что имеется достаточно информации о каждом из кандидатов для того, чтобы справедливо оценить его оценочном листке. в) Оценить имеющуюся информацию с учетом сделанных ранее замечаний о предубеждении и ограниченности в тестах и рекомендациях. г) Заполнить оценочные листки, по одному на каждого кандидата, следя за тем, что критерии, которыми пользовались, - это личностная спецификация, а также решения, которые приняты относительно того, что будет составлять эффективное поведение на работе. д) Вспомнить, насколько это возможно, реакции претендента и оцените вероятность, что работа и организация интересуют его. Это важно, если необходимо избежать беспокойств, предлагая работу одному кандидату только затем, чтобы обнаружить, что он отвергает ее сразу или увольняется через несколько недель. (Если усвоен подход совместного решения проблем во время собеседования, то эта часть процесса должна быть довольно простой.) е) Когда разрешены все сомнения, необходимо сообщить конечный результат кандидатам, как удачливым, так и неудачливым. (Если в действительности никто не подошел к определенной в Компании личностной спецификации, будет лучше отвергнуть всех претендентов, заново обдумать работу или свои методы найма или и то и другое и начать снова. Только если разница между тем, что представляют сейчас собой кандидаты, и требованиями спецификации очень мала, будет иметь смысл рассмотреть кого-нибудь, кто не удовлетворяет им в точности. Дополнительная подготовка может ликвидировать некоторый недостаток знаний и опыта, но вряд ли трансформирует чью-либо личность за ночь.)
Пример итогового оценочного
листка.