Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:27, курсовая работа
Актуальность темы. Иерархия потребностей — это их упорядоченное по степени значимости для человека расположение. При этом наиболее важные для человека потребности занимают верхнюю, самую высокую ступень в иерархии, а наименее важные — последнюю, самую низкую ступень. Потребность, которая занимает верхнюю ступень в иерархии, человек должен удовлетворять практически ежедневно, уделяя ей больше всего внимания. А потребность, которая занимает последнюю ступень в иерархии, он может удовлетворять лишь время от времени, уделяя ей минимум внимания. Самая главная, наиболее важная потребность человека обычно тесным образом связана с целью и смыслом его жизни. Так, например, если это потребность в творчестве — значит, творчество является основной целью и главным смыслом жизни человека; если это потребность духовного самосовершенствования — значит, стремление к такому совершенствованию и является главным для человека в его жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты реализации социальной технологии 5
1.1 Понятие и классификация потребностей 5
1.2. Понятие социальной технологии 9
2. Социальная технология организации на примере: ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет" 19
2.1. Краткая характеристика ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет» 19
2.2. Социальная технология организации ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Иерархия потребностей — это их упорядоченное по степени значимости для человека расположение. При этом наиболее важные для человека потребности занимают верхнюю, самую высокую ступень в иерархии, а наименее важные — последнюю, самую низкую ступень. Потребность, которая занимает верхнюю ступень в иерархии, человек должен удовлетворять практически ежедневно, уделяя ей больше всего внимания. А потребность, которая занимает последнюю ступень в иерархии, он может удовлетворять лишь время от времени, уделяя ей минимум внимания. Самая главная, наиболее важная потребность человека обычно тесным образом связана с целью и смыслом его жизни. Так, например, если это потребность в творчестве — значит, творчество является основной целью и главным смыслом жизни человека; если это потребность духовного самосовершенствования — значит, стремление к такому совершенствованию и является главным для человека в его жизни.
Иерархия потребностей человека устанавливается в процессе его жизни и может неоднократно изменяться. Правда, это происходит не так часто и только под влиянием достаточно серьезных событий в его жизни. Ими могут стать, например, переход человека из одного возраста в другой, переход из одной социальной группы в другую, ценности которой существенно отличаются от ценностей группы, к которой он принадлежал раньше. Перестройка иерархии потребностей человека может происходить в результате получения им нового жизненного опыта, который существенно изменяет систему ценностей человека, его взгляды и отношения. Так, например, большинство людей разного возраста, дети, юноши и взрослые, имеет различную иерархию потребностей. То, что в детстве находилось на первом месте у ребенка, с началом юности может утратить свое значение; то, что было важно и значимо в юности, может у взрослого человека отойти на второй план.
Целью работы является изучение социальной технологии организации на примере: ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет".
Объект исследования – ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет".
Предмет исследования - социальная технология организации на примере: ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет".
Задачи:
- изучение теоретических аспектов реализации социальной технологии;
- рассмотреть социальную технологию организации на примере: ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет".
Методы исследования: анализ документов, метод сравнения, метод наблюдения, метод анкетирования.
При написании работы были использованы нормативные документы, учебники и учебные пособия, статьи из газет и журналов, материалы сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Теоретические аспекты реализации социальной технологии
1.1 Понятие и классификация потребностей
Часть своих потребностей человек как живой организм получает генетическим путем. Это в основном органические потребности. Все остальные потребности формируются и развиваются в процессе жизни человека. Формирование и развитие приобретаемых в процессе жизни потребностей начинается примерно с 1 года, когда ребенок, овладевая речью, получает возможность общаться с окружающими взрослыми людьми. Вначале взрослый человек сознательно приучает ребенка пользоваться теми предметами, которыми пользуются люди для удовлетворения своих потребностей. В результате у ребенка начинают формироваться его собственные материальные и другие потребности. Одновременно с этим с помощью взрослых ребенок осваивает и человеческие способы удовлетворения своих потребностей. Примерно к 3-летнему возрасту у детей уже немало собственно человеческих, материальных потребностей. Далее начинается процесс развития социальных потребностей. Его начало приходится на период жизни, когда у детей проявляется интерес к коллективным играм, и они активно и с удовольствием включаются в такие игры. Это происходит примерно с 3—4 лет1.
Участвуя вместе со сверстниками и взрослыми в групповых видах игровой и другой деятельности, дети начинают осознавать значимость человеческих взаимоотношений и положения, которое человек занимает в системе этих взаимоотношений. Соответственно, у детей начинается процесс формирования таких социальных потребностей, как потребность достижения успехов, потребность установления хороших взаимоотношений с людьми, стремление быть лидером, внимание, признание, уважение, поощрение со стороны окружающих людей и ряд других. Одновременно с этим идет процесс формирования потребностей в специфических социальных умениях и навыках, благодаря которым можно удовлетворять социальные потребности. Среди них — умение правильно воспринимать и оценивать людей, общаться с ними, оказывать на них влияние, брать на себя определенные социальные роли и успешно справляться с их выполнением. С поступлением ребенка в школу у него продолжают развиваться старые и начинают формироваться новые потребности. К этому времени приурочено, в частности, начало активного формирования потребности в знаниях и трудовых умениях. Этому с большим или меньшим успехом способствует школа, развивая у ребенка соответствующие потребности. В этот же период жизни у большинства детей под влиянием обучения и воспитания начинают формироваться потребности в творчестве; их развитию также активно помогает обучение в школе.
На подростковый возраст обычно приходится начало формирования и развития потребностей в самосовершенствовании. Не случайно многие подростки начинают заниматься физической культурой, физическим самосовершенствованием, придавая этому особое значение. Этот процесс продолжается в старших классах школы, дополнительно порождая у старшеклассников потребности в интеллектуальном и в нравственном самосовершенствовании2. Таким образом, процесс формирования всей сложной системы человеческих потребностей занимает довольно значительный период: от 2—3 до 15—16 лет. К моменту окончания школы основные человеческие потребности у детей уже сформированы. Правда, не все человеческие потребности в этом возрасте имеются у всех без исключения детей, и далеко не для каждого ребенка все эти потребности являются одинаково значимыми. Уже в это время наблюдаются большие индивидуальные различия среди детей в системе их интересов и потребностей.
В детстве процесс развития потребностей человека не завершается, он продолжается и дальше. То, каким образом этот процесс будет идти дальше, и то, какие новые потребности сформируются у того или иного человека, зависит уже от его собственного, индивидуального опыта и образа жизни. Но в любом случае, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь, часть своих новых потребностей человек приобретает уже после окончания школы3.
У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.
Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность). К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.
Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.
Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т.п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.
Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.
Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность4. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.
1.2. Понятие социальной технологии
Могут ли два человека разделить одно яблоко, чтобы не чувствовать себя обделенными? Могут, не привлекая к этому ни точные весы, ни третейского судью, ни другие хитроумные методы. Один человек делит яблоко, как считает правильным, а другой человек выбирает себе понравившуюся часть. Интересы двух человек согласованы при помощи последовательности определенных действий, которую мы назовем социальной технологией.
Человек – вообще существо социальное. Заселение человеком планеты Земля и выход в космос произошли благодаря коллективной деятельности. Всякая коллективная деятельность имеет итогом какой-то результат, иначе это не коллектив, а толпа. Так появляется организация – коллектив людей, способный к скоординированной долговременной работе. Участие человека в организации означает, что человек тратит часть своих личных усилий и ресурсов на обеспечение работы организации5.
По сути, организация представляет собой механизм взаимодействия людей с заранее определенным результатом. Как и у всякого механизма, составные части организации связаны и взаимодействуют друг с другом. Организация имеет структуру. Структуру и способ взаимодействия людей определяют социальные технологии, примененные при создании данной конкретной организации. Государство, предприятие, семья - все это примеры организаций. Без социальных технологий (эффективных или не очень) они не могут успешно функционировать.
Поскольку организация представляет собой механизм, ее можно использовать как инструмент для достижения определенных целей. Яму в земле можно выкопать лопатой, а можно экскаватором – в таком случае мы используем механизм экскаватора, как инструмент. Если эту же яму выкопать с помощью бригады землекопов, в инструментальных целях будет использован социальный механизм – бригада (организация) рабочих.
Организация – не живое существо и поэтому не имеет и не может иметь собственных целей. Результаты деятельности организации всегда используются людьми, которые стоят во главе этих организаций, и, естественно, преследуют свои собственные интересы. Они же определяют цели, которые могут совпадать с интересами других участников организации, а могут и не совпадать. Именно эти люди получают выгоду от результатов деятельности организации, и таких людей можно назвать ее фактическими хозяевами. Хозяин может влиять на структуру и взаимодействие в организации, но лишь только в пределах, которые допускают применяемые в данной организации социальные технологии. Зачем нужна хозяину организация? Для гарантированного достижения заранее определенного им (ожидаемого) результата. Соотношение достигнутых и ожидаемых результатов показывает эффективность работы организации6.
Намечая маршрут по незнакомой местности, опытный турист изучит карту, подберет снаряжение, составит график движения, выберет места стоянок - подготовится к сложному походу. Так и для организации, движение к намеченной цели разбивается на последовательность простых действий, приводящую к нужному результату. Такая известная и повторяемая последовательность составляет содержание социальной технологии. Однажды изобретенные, социальные технологии могут перениматься и воспроизводиться в самых разных вариантах. Рабовладение, феодальные отношения, рыночная и плановая экономики – известные из истории примеры социальных технологий.
Поскольку технология – это набор конкретных мер и их последовательность, которые в сумме приводят к нужному результату, в технической области разработка технологий (проектов решения проблем) принята за аксиому. Было бы странно всерьез рассчитывать построить атомную подводную лодку, не обладая необходимыми технологиями в области атомной промышленности, металлургии, электроники и т.д.7