Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:27, курсовая работа
Актуальность темы. Иерархия потребностей — это их упорядоченное по степени значимости для человека расположение. При этом наиболее важные для человека потребности занимают верхнюю, самую высокую ступень в иерархии, а наименее важные — последнюю, самую низкую ступень. Потребность, которая занимает верхнюю ступень в иерархии, человек должен удовлетворять практически ежедневно, уделяя ей больше всего внимания. А потребность, которая занимает последнюю ступень в иерархии, он может удовлетворять лишь время от времени, уделяя ей минимум внимания. Самая главная, наиболее важная потребность человека обычно тесным образом связана с целью и смыслом его жизни. Так, например, если это потребность в творчестве — значит, творчество является основной целью и главным смыслом жизни человека; если это потребность духовного самосовершенствования — значит, стремление к такому совершенствованию и является главным для человека в его жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты реализации социальной технологии 5
1.1 Понятие и классификация потребностей 5
1.2. Понятие социальной технологии 9
2. Социальная технология организации на примере: ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет" 19
2.1. Краткая характеристика ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет» 19
2.2. Социальная технология организации ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Совершенно иной подход в социальной сфере. Например, в нашей стране регулярно объявляют об основных направлениях политики государства, о национальных проектах, но социальных технологий достижения нужного результата (кто, что, когда должен сделать) нет. Если достигается какой-то результат, то не тот, который планировали. Неуспех обычно списывается на мировые кризисы, климатические условия, несознательность населения, объективные трудности или просто замалчивается. Благие намерения так и остаются намерениями, потому что за ними нет серьезной работы по созданию социальных технологий. А без них декларируемые цели - это всего лишь декларации о намерениях.
Правильное применение социальных технологий делает организацию успешной, а ее работу - эффективной. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему," - заметил Л.Н. Толстой в романе "Анна Каренина". Все социальные технологии похожи друг на друга своей конкретикой, а неудачи в решении социальных проблем у всех происходят по-разному. В терминах нашей статьи, гармоничные отношения в семье - это точно подобранные социальные технологии, верно используемые в организации под названием "семья".
Применительно к государственному управлению способ применения социальных технологий четко разделяет систему манипулирования общественным сознанием и систему управления жизнью общества. В системе управления к достижению декларируемых целей приводит социальная технология (кто и что должен сделать, чтобы декларируемая цель была достигнута). Такую технологию можно проверить на состоятельность, в ней можно обнаружить ошибки и исправить их. Выполнение социальной технологии проверяется на всех этапах и корректируется. В системе манипулирования таких социальных технологий просто напросто нет, т.к. декларируемых целей никто достигать на самом деле не собирается. В системе манипулирования лишь постоянно светят и объясняют, насколько важна декларируемая цель. По этой причине принадлежность чего-то к системе манипулирования или управления надежно можно определить по наличию или отсутствию социальных технологий достижения декларируемых целей. В системе управления они есть, а в системе манипулирования общественным сознанием они отсутствуют.
В нашей стране о социальных технологиях в управлении стали говорить еще в начале ХХ века применительно к управлению производством в рамках научной организации труда. Управление производством российские ученые рассматривали в органическом единстве общетеоретических и прикладных исследований. В Советском Союзе разработка и внедрение социальных технологий возобновились в середине 60-х годов. Они осуществлялись по следующим направлениям:
- социальное планирование;
- разработка комплексных программ развития городов, регионов и отраслей;
- социальное проектирование решения стандартных социальных проблем;
- управленческое консультирование.
Само понятие «социальная технология» вошло в употребление управленческих наук лишь в 70-80-е годы ХХ столетия. Теория социальных технологий, выросшая на базе промышленной социологии, социологии труда, социологии организаций, связана с работами таких известных отечественных социологов, как И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслов, А.А. Зворыкин, В.Г. Подмарков, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др. В разработке теоретико-методологических основ социальных технологий важную роль сыграл исследовательский проект «Социальная организация промышленного предприятия», осуществленный под руководством Н.И. Лапина.
Одно из первых определений социальной технологии принадлежит советскому философу В.Г. Афанасьеву, который определил ее как перевод абстрактного языка науки, отражающего объективные закономерности развития общества, на конкретный язык нормативов, решений, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на достижение поставленных целей.
В современной отечественной науке социальная технология управления рассматривается в двух аспектах: как программа, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, включающая совокупность методов и способов целенаправленного воздействия на социальные процессы и системы для достижения поставленных целей. Важность технологии заключается в том, что она рационализирует управление, включая в него только те операции, которые наиболее эффективны в достижении поставленной цели. Все социальные технологии обладают следующими основными признаками: разграничение управленческого процесса на внутренне взаимосвязанные этапы; поэтапность действий по достижению целей и однозначное выполнение технологических процедур. Технологизация является одним из направлений оптимизации социального управления. Социальные технологии применяются для управления людьми, социальными явлениями, социальными процессами и социальными системами. В зависимости от иерархии социальных систем, процессов и явлений выделяют три группы технологий: макротехнологии (глобальные) управления на уровне общества и его основных сфер; мезотехнологии на уровне управления региональными структурами, общественными институтами, организациями и микротехнологии на уровне управления небольшими объединениями людей и самоорганизации личности.
В отечественной литературе обычно выделяют четыре типа социальных технологий:
- технологии формирования социальных систем, связанные с социальным проектированием;
- технологии решения социальных проблем и поддержания стабильности социальных систем, основанные на методах управления;
- технологии преобразования и развития социальных систем, в их основе - игры открытого типа;
- технологии защиты социальных систем, базирующиеся на методах социальной борьбы.
В отечественной управленческой практике наибольшее распространение получили социальные технологии в сфере выработки управленческих решений, повышения эффективности социальной коммуникации и управленческого воздействия и подбора и расстановки кадров.
В рамках заводской социологии получила развитие классификация технологий, базирующаяся на этапах управленческой деятельности, это - технология подготовки решений (социальная диагностика) и технология их реализации (В.В. Щербина). Примером социальной диагностики является методика групповой оценки личности, включающая технологию оценки деловых и личных качеств кандидатов на руководящую должность. Технологией реализации управленческих решений была система стабилизации трудового коллектива, разработанная социологами пермского телефонного завода, которая включала развитие самоуправления, системы коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины.
Интерес представляет классификация технологий с позиций применяемых методов управленческого воздействия. Так, А.В. Тихонов выделяет следующие виды социальных технологий администрирование, рыночная форма управления и федеральное управление как сочетание администрирования и рыночной формы управления. О.А. Уржа на основе сочетания форм собственности (частная - общественная) и методов регулирования рыночных отношений (саморегулирование - государственное регулирование) выделяет корпоративное управление как наиболее прогрессивную технологию, сочетающую преимущества социалистических и капиталистических методов хозяйствования. Корпоративное управление в муниципальном образовании является прогрессивной формой управления, так как оно строится на эффективной организации, высокой мотивации, инициативе снизу и действенном контроле, позволяющих учитывать потребности и интересы каждого человека и работать на их удовлетворение. Корпоративизм, по ее мнению, создает надежный баланс интересов всех его участников, потому что он соответствует ментальности российского человека.
В сфере государственного и международного управления А.В. Сурин выделяет технологии мягкой и жесткой безопасности. Технологии жесткой безопасности являются порождением индустриальной и техногенной цивилизации, породивших мощную технонауку, научно-технический активизм, обеспечивающие безопасность стран созданием мощной военной техники и новых технологий ведения войны. Все это становится угрозой другим странам и источником напряженности в мире. Технологии мягкой безопасности строятся на горизонтальных управленческих системах, этической мотивации, логике глобализма, основанной на общей теории глобальных систем, а управленческий выбор определяется путем переговоров. К.В. Харченко на уровне государственного, регионального и муниципального управления выделяет мягкие технологии управления, это - регулирование, позиционирование и социальное партнерство. В рамках муниципального управления мягкое управление - это управление, основанное на использовании неформальных рычагов воздействия в отношении внутренней и внешней среды управляемой системы. Применение технологий мягкого управления обусловлено следующими причинами:
- усложнением социальных систем, когда административные методы оказываются мало эффективными и необходимо делегирование управленческих полномочий;
- когда внутреннее управление распространяется на внешнюю среду, рамки которой не имеют четкой структуры, а мягкое управление позволяет лучше узнавать внешнюю среду;
- авторитарное управление не соответствует уровню личностного развития населения и требованиям гражданского общества;
- в недрах управляемой системы оперативно вырабатывается система противодействия жестким директивным методам управления.
Регулирование - это ограниченное управляющее воздействие в -неформальной структуре организации, оно имеет рекомендательный характер и направлено на внешнюю среду, в которой находится объект управления. При регулировании присутствует контроль над ключевыми точками с позиций целесообразности. Объектами регулирования являются социальные процессы, социальные установки и отношения, социальные действия и социально-психологические состояния. Регулирование осуществляется в четыре этапа:
- установление норм и эталонов поведения;
- профилактика - устранение причин девиации;
- контроль;
- коррекция - изменение характеристик нежелательных социальных процессов.
Позиционирование - это целенаправленный процесс идентификации (самоопределения) субъекта в социальной системе с целью реализации собственных интересов или интересов социальной группы на основе принципов социального партнерства. Позиционировать объект в управленческой системе - это значит найти оптимальный способ его включения в данную систему и предложить методы управленческого воздействия на принципах социального партнерства. Социальное партнерство - это способ согласования интересов социальных групп на основе сконструированных моделей их взаимодействия. В целом, мягкое управление заменяет воздействие на объект управления на взаимодействие с ним, когда объект становится равноправным субъектом управленческого взаимодействия и его инновационный потенциал способствует сохранению устойчивости управляемой системы. При использовании социальных технологий в управленческой деятельности необходимо учитывать способности, интересы, потребности, ценностные ориентации, ожидания как управленцев, так и управляемых, так как, по мнению специалистов, в процессе человеческой деятельности психическое развивается и функционирует в тесной взаимосвязи с социальным.
Фактором, определяющим контуры современной социально-экономической и социально-политической жизни общества, сегодня становится Интернет. Его главными преимуществами являются интерактивность общения, скорость и надежность доставки информации, распространение и интерпретация которой уже не являются прерогативой государства. Страны, лидеры использования Интернет-технологий, уже получают ощутимые результаты от использования Интернет-проектов в управленческой деятельности. Успех данных проектов обусловлен следующими особенностями: учетом интересов каждого гражданина, снятием барьеров в коммуникации с население, ускоренным внедрением новых экономических и социальных проектов при упрощении процедур отчетности и стимулированием роста персональных навыков работающего населения.
В информационном обществе связи между государством, гражданами и бизнесом все больше переходят в систему Интернет коммуникаций. Большинство субъектов федерации находятся пока на первой стадии развития электронного правительство - на стадии информационного присутствия, то есть на стадии несистематического взаимодействия с органами государственной власти и одностороннем распространении информации. Вторая стадия характеризуется возможностью коммуникации с представителями власти с помощью электронной почты, форума или чата. Это стадия технологии взаимного обмена информацией с гражданами. На третьей стадии пользователи смогут совершать срезу несколько действий, направленных на изменение информации о себе в государственных и муниципальных ИТ - системах. На четвертой стадии граждане смогут участвовать в выработке стратегии развития государственных и муниципальных организаций. Развитие электронного правительства в России - это одна из национальных стратегических задач, от решения которой зависит успех и эффективность административной реформы в нашей стране.
Выводы:
1. Без социальных технологий добиться декларируемой цели - задача неразрешимая.
2. Если под декларируемыми целями нет социальных технологий (кто, что и когда должен сделать, чтобы получить нужный результат), они неотвратимо, сознательно или неосознанно, используются лишь для манипулирования общественным сознанием, и не более того.
2. Социальная технология организации на примере: ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет"
2.1. Краткая характеристика ГБУ КЦСОН "Невьянского района" социально-реабилитационное отделение "Рассвет»
ГБУ КЦСОН "Невьянского района" создано по инициативе Министерства социальной защиты населения в 2009 году и призвано стать генератором новых идей и технологий в сфере социальной защиты тех, кто находится в трудной жизненной ситуации: инвалидов, лиц без определенного места жительства, безработных граждан, освобождающихся из мест лишения свободы.
Главной задачей является оперативное содействие в получении правовой и справочной информации, помогающей попавшему в беду, оступившемуся на жизненном пути человеку преодолевать трудные обстоятельства и делать посильные шаги по пути к достойной жизни. Со временем наш сайт также станет форумом представителей государственных учреждений, общественных организаций и благотворительных фондов, участвующих в решении этих проблем.
Основные функции ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи»: