Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:29, реферат
Актуальность темы исследования объясняется противоречивым характером реализации социальных, культурных и других функций средств массовой информации в современном обществе. Рост возможностей массмедиа благодаря достижениям науки и техники, в целом общественного прогресса оборачивается пагубными последствиями дегуманизации для самого общества, а также для самих средств массовой информации, как составной его части.
Рузин Валерий Давыдович
Средства массовой информации и социокультурная сфера современного
Специальность 09.00.11 – социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Волгоград - 2008
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Табатадзе Георгий Саввич
Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки РФ,
доктор философских
доктор юридических наук, профессор
Наталья Николаевна
философских наук, доцент
Михайлов Сергей Николаевич
Ведущая организация: Саратовский государственный университет
Н.Г.Чернышевского
Защита состоится « 16 » декабря 2008 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд.4-13А.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.
Автореферат разослан _______ 2008 года
Ученый секретарь
диссертационного совета В.Н. Гуляихин
общая характеристика работы
Актуальность темы исследования объясняется противоречивым характером реализации социальных, культурных и других функций средств массовой информации в современном обществе. Рост возможностей массмедиа благодаря достижениям науки и техники, в целом общественного прогресса оборачивается пагубными последствиями дегуманизации для самого общества, а также для самих средств массовой информации, как составной его части.
В свою очередь глубокое различие между нормативными ожиданиями общества и его рыночными потребностями, обращенными к СМИ, порождают подмену понятий, манипуляцию целями и ценностями, двойные стандарты в самооценке общества. Общество воспринимает себя через СМИ и отказывается верить в правдивость изображаемого, обвиняя средства массовой информации в искажении объективности. Критика средств массовой информации не утихает в самих средствах массовой информации, причем как от лица общественности, так и от лица самих представителей массмедиа.
В
этом всеобщем обсуждении проблемы отношений
общества и средств массой информации
крайне сложно обнаружить истину. Поскольку
проблематика этих отношений нарастает
интенсивно, можно ожидать, что достижение
критической массы приведет к
качественному изменению
Очевидно, что растрачивание общественных сил в дискурсе вокруг проблем, которые не имеют реальной почвы, отвлекая от действительных социальных противоречий, не является продуктивным. Отделение существенных проблем в отношениях общества и СМИ от несущественных – одна из важнейших задач научного анализа.
Обществу важно видеть мир массмедиа как неотъемлемую часть общей системы отношений, как наиболее открытую и противоречивую подсистему, не только воздействующую на общество и поставившую его в тотальную зависимость от себя, но систему, во многом зависящую от других подсистем общества, испытывающую влияние противоречивых потребностей, и формирующую общественное и индивидуальное сознание.
Для средств массовой информации значение имеет концентрация на основном векторе развития, на понимании системности организации массмедиа и выстраивании системных отношений с другими подсистемами общества, определении приоритетов в использовании своих системных ресурсов. Обладая колоссальной энергией, системе СМИ важно понять, каким образом перенаправлять ее, с тем, чтобы не нанести непоправимый вред сознанию, прежде всего, сознанию детей, а также безопасности общества в целом и себе в частности.
Возможно, не меньшую практическую пользу для науки будет иметь критика устоявшихся концепций (таких, например, как «информационное общество», «общество знаний»), имеющая своей целью стимулировать научный поиск в области определения идентичности общества в социально-экономических, политических и культурных реалиях ХХI века. Подобными же мотивами вызвана и постановка вопроса об объективности, как понятии в категориальной системе СМИ, а не в системе науки. Наконец, осмысление критического дискурса вокруг проблемы воздействия средств массовой информации в российском обществе может быть несомненной демонстрацией актуальности научного, рационального анализа проблем современного общества.
Таким образом, актуальность социально-философского исследования различных аспектов влияния средств массовой информации на социокультурную целостность современного общества объясняется потребностями социума, потребностями науки и задачами развития средств массовой информации.
Степень разработанности темы исследования.
Как писал Жан Бодрийяр, теории средств массовой информации не существует. Тем не менее, нельзя не заметить, что теоретические исследования в этой сфере науки есть. В первую очередь, проблематика массмедиа рассматривается в рамках концепции информационного общества. Видными пропагандистами и критиками которой за рубежом являются Э. Тоффлер, Д. Белл, М. Кастельс, Дж. Гелбрейт, Ж. Бодрийяр, Ф. Уэбстер.
В связи с коммуникативными процессами в обществе информацию рассматривали Ю. Хабермас, Н. Луман, В.Г. Афанасьев, А. Ракитов, Д. Миллер, В. Иноземцев, А. Урсул, Н. Моисеев, А. Стрельцов, Д. Чернавский, Е. Тюгашев, А. Голобуцкий и О. Шевчук, И. Вишев, и А. Святов, И. Мелюхин, Г. Смолян, Д. Черешкин, О. Вершинская, В. Костюк, А. Чернов.
В последние годы эта тема в различных предметных областях гуманитарного знания интенсивно изучается молодыми учеными, такими как: С. Луковкин, А. Авсейков, И. Волченков, В.Г. Лившиц, Н.А. Хлопаева, Д. В. Шутман. характерными чертами этих исследований являются аксиоматическое принятие концепции информационного общества и все новые трактовки термина информация.
Философское осмысление проблематики массмедиа богато. Противоречия СМИ в современном обществе отразили М. Хоркхаймер и Т. Адорно, яркую и эмоциональную работу, оказавшую влияние на дискурс вокруг массмедиа, написал М. Маклюэн, не обошел вниманием СМИ теоретик информационного общества М. Кастельс. Глубокими и оригинальными исследователями массмедиа можно назвать Н. Лумана, Н. Постмана, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Н. Хомского, Э. Тоффлера, С. Жижека, Д. Рашкоффа, Р. Абдеев, Е. Поликарпову, Д. Волкова.
Также среди российских исследователей можно отметить ряд оригинальных исследователей и критиков развития социокультурных отношений под прицелом массмедиа – Ю. Аркана, Б. Маркова, Е. Кольцову, А. Ослона, К. Кобрина, А. Носика, О. Кольцову, Ф. Морозова, А. Манойло, Д. Неведимова, Г. Любарского.
Осмыслению взаимодействие средств массовой информации и общества с позиции культуры способствовали работы М. Хоркхаймера и Т. Адорно, Г. Риккерта, В. Беньямина, Б. Лифшица, М. Кронгауза, Б. Головко, А. Сарна, Д. Дондурея, В. Миронова, Н. Кирилловой, Е. Павловой Е. Вартановой, А. Негрышева, О. Астафьевой, Г. Байгариной.
Социально-психологические проблемы воздействия сми на сознание и методы защиты от суггестии – актуальная и разноплановая тема научного дискурса. Так, проблема информационной угрозы освещается в работах В. Прокофьева, Г. Почепцова, П. Вирильо. О механизмах воздействия массмедиа на сознание, о методах противодействия ему писали С. Московичи, С. Кара-Мурза, А. Моль, Г Шиллер, Н. Хомский, Б.Ф. Поршнев, Д. Рашкофф, П. Бурдье, Л. Саффхил, А. Белянин, вопросы социально-психологической безопасности поднимали в своих работах Р. Манофф, С. Некляев и другие.
Вопросы экономических, социальных, политических перспектив СМИ в российском обществе рассматривали в своих работах Б. Дубин, А. Рейтблат, Т. Науменко, А. Трахтенберг, С. Паринов, А. Панкин, С. Кешишев, В. Сухарева, А. Гаврилов, О. Валитов, В. Куренной.
Отечественными
и зарубежными исследователями
проделана серьезная работа по расширению
представления о
Целью работы является исследование процесса взаимодействия средств массовой информации с подсистемами современного общества в единой социокультурной целостности.
Достижение указанной цели требует постановки и решения в процессе исследования следующего ряда теоретических задач:
1. рассмотреть
теорию информационного
2. исследуя понятие и функции средств массовой информации, раскрыть источник их саморазвития;
3. показать генезис массмедиа как аутопойетичной системы;
4. выявить
закономерности взаимовлияния
5. осуществить анализ дискурса критики средств массовой информации и определить происхождение их негативного влияния на общество;
6. охарактеризовать
перспективы СМИ в развитии
отношений подсистем общества
в условиях российской
Объектом исследования выступает социокультурная целостность в условиях актуализации развития и взаимодействия своих подсистем.
Предметом исследования является подсистема средств массовой информации во взаимодействии с социальной и культурной подсистемами общества.
Методологической основой настоящего исследования послужили принципы системности, историзма и развития, методы анализа, синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и метод аналогии. В работе был использован методологический потенциал теорий исторического материализма, информационного общества (М. Кастельс), теории социальных систем и функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон), теории аутопойесиса систем (Н. Луман).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Определены
возможности концептуализации
2. В процессе
исследования понятия и
3. Показано, что генезис массмедиа как аутопойетичной системы обусловлен завершением цикла эволюции СМИ и в настоящее время обеспечивается поступательным развитием основных признаков становления системы;
4. Выявлены
и охарактеризованы
5. Осуществлен анализ критического дискурса средств массовой информации, определены сферы и субъекты взаимодействия, обусловливающие возникновение проблем истинности и ложности, манипуляции сознанием и пропаганды антигуманных ценностей в современных СМИ;
6. Охарактеризованы перспективы СМИ в условиях российской социокультурной динамики, установлено, что альтернативой развития отношений подсистем общества в условиях российской социокультурной динамики является выбор между изменением существующей парадигмы аутопойесиса социальной подсистемы и освоением индивидуальных и коллективных навыков защиты от негативного воздействия СМИ, с явным перевесом второго варианта.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Возможности
концептуализации теории
2. Функции
СМИ не исчерпываются только
общественно полезными
Информация о работе Социально культурная деятельность в Бразилии