Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:29, реферат
Актуальность темы исследования объясняется противоречивым характером реализации социальных, культурных и других функций средств массовой информации в современном обществе. Рост возможностей массмедиа благодаря достижениям науки и техники, в целом общественного прогресса оборачивается пагубными последствиями дегуманизации для самого общества, а также для самих средств массовой информации, как составной его части.
Становление массмедиа как системы, по мнению автора, предопределено стремлением подсистем культуры и политики выразиться в ее самореференции, поэтому как система массмедиа вторгается в культуру и политику, так же и культура, и политика стремятся в СМИ под видом информационных поводов и т.п. В то же время развитие отношений в социальной и культурной подсистемах мотивирует внутрисистемная и межсистемная конкуренция за право выражения в смысловых кодах массмедиа. В целом автор оценивает данный процесс как позитивный, однако полагает, что в динамике цивилизация и культура должны корреспондировать друг другу в согласовании, в резонансе целей и ценностей, обеспечивая тем самым единство и сбалансированною автономию всех подсистем общества.
Во втором параграфе второй главы «Социальные проблемы функционирования СМИ или критика критического дискурса по массмедиа» осуществляется критический анализ существующей в науке дискуссии в отношении средств массовой информации по вопросам их социальных функций, приемов подачи информации, социальных последствий их деятельности.
Поставив задачу структурировать проблематику и выявить узловые проблемы, выходящие за пределы СМИ – в область социокультурных отношений, источником которых становится сама система массмедиа, автор разделил критический дискурс условно на критику сущности массмедиа, осуждение методов подачи информации и осуждение последствий.
Проведенный анализ показал следующие результаты: во-первых, проблема истинности и ложности в критике системы СМИ исходит из подсознательного противодействия кодов систем науки и массмедиа. В коммуникативной программе науки заложена неприязнь к ложному, независимо от саморепрезентирующей подсистемы, в то время как подсистема массмедиа код истинное/ложное не различает. Кроме того, часть критического дискурса можно отнести к осуждению наукой мифотворчества сми. Однако научная критика мифотворчества как дисфункции СМИ не в компетенции науки, в отличие от задачи выявлять мифы и препятствовать их попыткам приобрести научный статус. Наконец, критика нереальных миров в сми сама собой элиминируется, если стоять на позиции конструктивистской эпистемологии.
Во-вторых, пагубное воздействие манипуляции на сознание несомненно, однако манипуляция неразрывна с отображением новости, как функции СМИ. Поэтому либо следует бороться с желанием узнать новости, либо стимулировать выработку эффективных средств защиты от манипуляции.
В-третьих,
многое из того, что составляет сегодня
критику СМИ (разрушение этики, эстетики,
одержимость принципом «
В заключение параграфа автор полагает обоснованной и оправданной оценку тотальности системы массмедиа, которая является заложником собственной системности, перед репрезентирующими свои смыслы подсистемами экономики, политики, культуры.
Третий параграф второй главы «Перспективы развития системы СМИ в условиях российского социокультурного процесса» посвящен анализу тенденций развития системы СМИ в условиях современного российского социокультурного процесса.
Наше исследование показало, что феномен СМИ как объект научного анализа и эпистемологии привлекает все больше внимания ученых в самых различных аспектах. Наиболее актуальные направления это конфликтология: СМИ как основное оружие ХХI века; психология – воздействие СМИ на психику человека, феномен катодной зависимости; социология управления – управленческое воздействие, манипуляция сознанием; прикладная политология – власть, пиар и СМИ; маркетинг – реклама и СМИ, журналистика. Философия рассматривает СМИ в ракурсе все еще модной концепции информационного общества, в том числе по проблемам достижения бессмертия, а также адаптации в условиях общества постмодерна. В то же время автор отмечает, что недостаточно внимания уделяется рассмотрению СМИ в социокультурном поле, а именно характеру, содержанию, форме отношений, опосредуемых СМИ в культуре.
Автор показывает, что российские сми это сложившаяся подсистема российского общества. Объективность этого вывода основывается и подтверждается имеющимися характеристиками СМИ, среди которых негативных оценок значительно больше, чем позитивных.
Перспективы
развития российских СМИ автор рассматривает
в разрезе перспективы
С позиции системного видения проблемы, конструктивное решение вопросов рыночной универсализации и объективной информатизации в системе массмедиа в России находится в компетенции политической подсистемы общества. Именно ее саморазвитие автор видит как источником, так и путем решения этих проблем.
Процессы становления российских СМИ как самостоятельной системы, по мнению автора, набирают силу. Поэтому автор считает не только возможным, но и необходимым встречное движение политической и культурной подсистем в сферу контроля деятельности массмедиа и установления рамок допустимой саморепрезентации СМИ через разрушительное вмешательство в области этики, эстетики, сознания. Как подчеркивается в работе, именно от действий этих подсистем зависят перспективы гуманизации и духовности общества.
В условиях угроз порожденных становлением системы массмедиа, мы можем позволить себе некоторый оптимизм, который состоит в том, что эмотивные реакции, коллективный опыт, развитие индивидуального мышления остаются некоторыми гарантиями защиты, выработанными в культуре и в социуме и которые могут служить противовесом тенденции их симбиоза с системой СМИ. Более того, высокая и все увеличивающаяся степень суггестивного воздействия массмедиа на индивида будет неизбежно формировать внутренний мир человека в процессе пусть медленного, малыми дозами, но все-таки противодействия. Диалектика отождествления, самореференции и дистанции, отгораживания будет способствовать росту внутренней самокритики, и переотождествления человека в социокультурной сфере.
В то же время, в условиях существующей парадигмы аутопойесиса и взаимодействия подсистем культуры, политики и массмедиа, наибольшую актуальность приобретают выработка и применение приемов индивидуальной (развитие самостоятельного критического мышления) и коллективной (различные эмотивные реакции совместного дистанцирования от навязываемых словоформ и образов) защиты от суггестивного воздействия средств массовой информации.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются результаты проведенной работы и формулируются основные выводы и положения, обозначаются перспективы дальнейшей научной разработки данной тематики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Рузин, В.Д. Средства массовой информации в цивилизации и культуре: особенности методологии исследования [Текст] / В.Д. Рузин // Вестник волгоградского государственного университета. Серия 7. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2008. - № 2 (8). – С. 176-179.
Рузин, В.Д. Понятие «информационное общество» как отрицание интегральной исторической идентичности современного общества [Текст] /В.Д. Рузин // Ученые записки (вып. восьмой): сб. статей. – Волгоград: изд-во ВИЭСП, 2007. – С. 176-178.
Рузин, В.Д. Социальные подсистемы политики, культуры и СМИ: конвергенция и заимствования [Текст] / В.Д. Рузин // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сб. статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 80-83.
Рузин, В.Д., Петренко, М.В. Генезис системы массмедиа [Текст] / М.В. Петренко, В.Д. Рузин // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сб. статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 38-40.
Рузин, В.Д., Петренко, М.В. Латентные функции средств массовой
информации [Текст] / М.В. Петренко, В.Д. Рузин // Сборник
Волгоградского филиала РГТЭУ. – Волгоград, 2008. – С. 226-231.
Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа// Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999.
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000; Гелбрейт, Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969; Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер с нем. – СПб: Наука, 2001; Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000;. Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001; Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991; Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999; Смолян, Г.Л., Черешкин, Д.С., Вершинская, О.Н., Костюк, В.Н. Путь России к информационному обществу: Экономические и социально-культурные предпосылки. – М., 1996; Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества. – М., 2003.
Авсейков, С. А. Политические аспекты влияния глобализации на развитие российских и зарубежных информационных сообществ. Автореф. Дисс. Канд. Полит. Наук. – М., 2007; Лившиц, В.Г. Телевидение в информационном обществе: проектирование и особенности развития. Автореф. Дисс. Канд полит наук. – С-Пб. 2006; Хлопаева, Н. А. Социологические медиа-исследования в информационном обеспечении управленческой деятельности. Автореф. Дисс. Канд. Соц. Наук. – М., 2007; Луковкин, С. Б. Проблемы становления информационного общества в современной философии. Автореф. Дисс. кандидата филос. Наук. – Мурманск, 2006; Шутман, Д. В. Особенности функционирования института СМИ в политическом процессе российской федерации. Автореф. Дисс. Канд. Полит. Наук. – Чита,
Хоркхаймер, М., Адорно, Т.В. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс // Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М.-Спб., 1997.
Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека./Пер. с англ.- М., Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.
Хомский, Н. Прибыль на людях. /Пер. с англ. Б. М. Скуратова. – М., 2002; Постман, Н. «А теперь,… о другом…»// Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. – М., 2004; Луман, Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Антоновского.– М.: Праксис, 2005; Бурдье, П. О телевидении// Бурдье П. О телевидении и журналистике./Пер. с фр. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002; Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа// Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999; Рашкофф, Д. Медиавирус. – М., 2003; Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального./ Пер. с англ. – М., 2002; Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994; Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе / Отв. ред. Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д, 2002; Волков, Д. Империя зла: краткий курс // Отечественные записки. – 2003. – № 4.
Риккерт,
Г. Науки о природе и науки о культуре //
Культурология. XX век. Антология. – М.,
1995; Виндельбанд, В. Философия культуры:
Избранное: Пер. с нем. / РАН. ИНИОН. Лаб.
теории и истории культуры. - М.: ИНИОН,
1994; Беньямин, В. Произведение искусства
в эпоху его технической воспроизводимости.
Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового.
– М.: Медиум, 1996; Лифшиц, М. Феноменология
консервной банки./Лифшиц Б. Сочинения.
В 3-х. т. Т. 3. – М., Изобраз. Иск-во, 1988; Сарна,
А. Производство повседневности. Социокультурный
статус события в масс-медиа [Электронный
ресурс] HYPERLINK "http://www.viscult.ehu.lt/
Московичи, С. Век толп./ Пер. с франц. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1996; Моль, А. Социодинамика культуры./ Пер. с франц. Изд. 2. – М., 2005; Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием. — М.: Мысль, 1980; Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. – М., 2004; Поршнев, Б. Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. – М.: Мысль. 1972; Саффхил, Л. Подростки-зрители мыльных опер// Массовая культура: современные западные исследования. – М., 2005; Белянин, А.Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления. Автореф. Дисс. Канд. Соц. Наук. – М., 2007; Бурдье, П. Общественное мнение не существует //Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. – М.: Socio-Logos, 1993.
Информация о работе Социально культурная деятельность в Бразилии