Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 04:30, реферат
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности,творческая,самореализация). Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки,так и на этапе внедрения. С учётом всего этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
1. Введение………………………………………………………………………………………….3-5
2. Психологические аспекты принятия управленческих решений………6-10
3. Этапы рационального принятия решений:
3.1. Выработка цели принятия решения………………………………………………11-15
3.2. Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы……………………………………………………………………………………………..16-19
3.3. Поиск, оценка и выбор альтернатив……………………………………………..20-24
3.4. Принятие решения и организация его исполнения……………………...25-28
3.5. Контроль за реализацией управленческого решения………………….29
4. Влияние организационной культуры и человеческого фактора на процесс разработки, принятия и реализации решений……………………………30-33
5. Заключение……………………………………………………………………………………..34
6. Список используемой литературы………………………………………………….35
Социально психологические аспекты, принятия и реализации управленческих решений.
Роль
человеческого фактора в
1. Введение…………………………………………………………
2. Психологические аспекты принятия управленческих решений………6-10
3. Этапы рационального принятия решений:
3.1. Выработка
цели принятия решения………………………
3.2. Проведение
комплексной диагностики
3.3. Поиск,
оценка и выбор альтернатив…………
3.4. Принятие решения и организация его исполнения……………………...25-28
3.5. Контроль за реализацией управленческого решения………………….29
4. Влияние организационной культуры и человеческого фактора на процесс разработки, принятия и реализации решений……………………………30-33
5. Заключение……………………………………………………
6. Список используемой литературы………………………………………………….
Введение
Управленческое решение представляет
собой основной вид деятельности руководителя.
Оно творит направление, форму и содержание
труда коллектива подчиненных. Самые незначительные
пробелы в управленческих решениях могут
обернуться потерями как для работников
трудового коллектива, так, в конечном
счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление
реагирует в виде управленческих решений,
прежде всего на появление нового, на особенные
ситуации в экономической, политической,
социально-психологической сферах. Необходимость
в управленческом решении возникает там,
где складывается противоречивая ситуация.
Управленческое решение зависит от многих
факторов: от положения дел в управляемой
сфере, от состояния трудового коллектива,
от кадрового обеспечения и т.д. Кроме
того, управление предъявляет особые требования
к личностным качествам руководителя,
к его умственным способностям, к его умениям
прогнозировать и анализировать складывающиеся
управленческие ситуации.
Сам процесс принятия управленческого
решения с большим трудом поддается изучению.
Это связано с тем, что протекание фаз
принятия решения, по большей части, скрыто
от непосредственного наблюдения. Очень
сложно создать экспериментальную ситуацию,
в которой возможно проследить рождение
решения, так как имеют большое значение
реальные условия, в которых принимается
управленческое решение. Большинство
руководителей, осуществляя этот вид деятельности,
скорее интуитивно учитывают множество
факторов, влияющих на управленческую
ситуацию, и, как правило, не могут сказать,
каким образом они это делают.
Еще одним важным аспектом принятия
управленческого решения является получение
и использование информации в ситуациях
общения.
Профессиональная жизнь любого руководителя
протекает в условиях интенсивного общения.
Как правило, руководители со стажем являются
настоящими мастерами общения, знающими
и использующими механизмы продуктивных
взаимоотношений и взаимодействий.
Каждый человек в течение жизни принимает
большое количество решений, которые сказываются,
прежде всего, на нём самом и немногих
связанных с ним людей.
Однако в организациях процесс принятия
решения играет более существенную роль,
чем в частной жизни индивида. Здесь ставки
гораздо выше. Решения, принимаемые в организации,
во-первых, влияют на жизнь не только работников
организации, но и многих других людей.
Если организация достаточно влиятельная,
её решения могут изменять не только среду,
в которой эта организация действует,
но и даже ход истории человечества. Во-вторых,
решения, принимаемые в организациях,
отличаются значительной сложностью,
так как при этом необходимо учитывать
огромное количество разнообразных факторов:
будущее состояние рынка, конкурентоспособность
продукции или услуг, объёмы капиталовложенийи.т.д.
Координирующая роль решений отражается
в необходимости согласования действий
исполнителей для реализации решений
в утверждённые сроки и соответствующего-качества.
Мотивирующая функция решений реализуется
через систему организационных мер (приказы,
постановления, распоряжения), экономических
стимулов (премии, надбавки), социальных
оценок (морально-политические факторы
трудовой активности: самоутверждение
личности,творческая,
Эффективность каждого управленческого
решения в значительной мере зависит от
выполнения и соотношения указанных функций,
как в ходе его подготовки,так-и-наэтапе-
С учётом всего этого управленческое
решение становится реальным инструментом
достижения поставленных целей.
2. Психологические аспекты принятия управленческих решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий; руководитель несет ответственность за последствия выбора возможностей. В связи с этим в рамках социальной психологии управления активно ведется поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик поведения руководителя, от которых зависит успешность руководства. Поведение в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения общественных требований в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.
По-видимому, принятие управленческих решений можно рассматривать с общепсихологических позиций теории деятельности. При разработке управленческого решения, обнаруживается полная иерархиризированная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Соответственно, операциональная сторона принятия решения будет обеспечиваться навыками, умениями, когнитивным стилем руководителя; сторона действий – целеполаганием при принятии решения; уровень деятельности – специфическими мотивами и личностными смыслами руководителя.
Характерными для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности. На мой взгляд, специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. Именно его разрешение, либо нивелирование, отражается в поведении руководителя как выбор альтернатив.
При этом выявляется потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, способности идти на риск. Поведение руководителя выражает его психическую организацию и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, господствующими в социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, социальных установок и межличностных отношений в социальных группах. По характеру принимаемых решений, по умению разрешать проблемные ситуации можно строить прогнозы относительно способности человека работать с людьми, выполнять функции руководства в целом; можно оценивать, как осуществляются отдельные шаги в реализации решения, которые протекают в основном в актах общения и организационных отношениях.
Особенно значим вес управленческой деятельности в напряженных социально-психологических ситуациях. Такого рода ситуации побуждают к ускоренному принятию решений при дефиците информации и времени. Если система работает нормально, то принятие решений рутинизируется и руководитель осуществляет функции контроля. Но есть ситуации, предполагающие быструю смену схем принятия решений, поиск мало изведанных альтернатив. В этих ситуациях статус предписывает руководителю вмешательство. Таким образом, руководство сопровождается высокой поисковой активностью еще до того как возникнет необходимость осуществлять специальную профессиональную деятельность по принятию решения.
Даже если ни одна из альтернатив развития событий не удовлетворяет руководителя полностью, он должен принять решение, то есть осуществить «волевой акт», выбрав одну из возможностей, полагаясь на свой профессионализм, интеллект, интуицию. «Выбор осуществляется тогда, когда невозможно свести к единому критерию предпочтительность, по крайней мере, двух из существующих альтернатив поведения. Если предпочтительность может быть раскрыта человеком непосредственно, то допустимо говорить о типичной задаче нахождения правильного решения, а не принятии решения, при котором интеллект человека играет важнейшую роль».
Выбор, представляющий собой основу управленческого решения не может осуществляться исключительно на основе интеллектуального анализа. Необходим учет ценностей руководителя и подчиненных, которых будет касаться решение, взаимодействие ума и воли, не исключающее принятия непредсказуемых решений. Учитывая то, что руководитель постоянно находится в ситуации конфликта мотивов и выбора, он будет выступать стрессоустойчивым человеком, способным решать даже в условиях психологического напряжения. Оценка и выбор руководителем возможностей поведения тесно связаны с социальными установками, отношениями и ролевыми ожиданиями субъектов управленческих отношений. Предвидение и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции. «При этом сознанием руководителя отражается сам выбор и реализуемая возможность, но никак не субъективные факторы этого выбора».
Каждый руководитель вне зависимости от сферы его деятельности выполняет при решении проблем похожие действия. Чаще всего к ним относят следующие:
- диагностику проблемы;
- формулировку ограничений и критериев для принятия решений;
- выявление альтернатив;
- окончательный выбор.
По мнению А. Г. Ковалева важнейшими этапами принятия управленческого решения являются начальные, так как они связаны со сбором информации и ее распределением и соотнесением.
Руководители высшего звена вообще предпочитают информационный тип власти. Первые гипотезы и модели, являющиеся по сути информационными возникают именно на ранних этапах управления. «Первый, начальный этап – это осознание проблемы. Для того чтобы осознать проблему необходимо иметь много качественной информации.
Вторая стадия – сбор всей информации. Для того чтобы выяснить причины трудностей или для того чтобы ставить новые вопросы, необходимо иметь информацию, как внутреннюю, касающуюся объективных факторов, так и внешнюю – опыт родственных предприятий, научные данные по организации труда и управления, технологии, экономике и т.д.
Третий этап решения – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это модель возможного решения, предварительное решение, принимаемое на основе первичной информации».
Для оптимизации процесса принятия решения используются коллективные формы работы. Предпосылками эффективности в этом случае являются сложившиеся в группе навыки рефлексии, то есть отражение и осознание того, что происходит в процессе совместной деятельности. Рефлексируются роли партнеров, их отношения, промежуточные результаты в отношении с поставленной задачей, условия самой задачи. За счет рефлексии удается повысить эффективность реализации всех этапов выработки решения, компенсировать проявления неоптимального стиля отдельных участников, сгладить влияние их индивидуально-психологических особенностей.
« Преимущество группового принятия решения заключается:
- в лучшем понимании существа проблем и путей их решения;
- в более быстром и «гладком» воплощении принятых решений в практическую деятельность;
- в эффективном взаимодействии, в установлении атмосферы сотрудничества;
- в росте самосознания, самоутверждении членов коллектива;
- в возможности оптимально совместить цели индивидуума, группы и организации в целом».
«Однако следует помнить, что групповые решения имеют и отрицательные моменты: они открывают достаточно широкое поле для возникновения взаимного непонимания, дезинформации, групповых стереотипов, ложной групповой солидарности и др. Так, что принятие групповых решений в совместной управленческой деятельности совсем не однозначно оптимально».
3. Этапы рационального принятия решений
3.1 Выработка цели принятия решения
Цель
— это состояние объекта управления, к
достижению которой стремится организация.
Можно дать и иное определение цель —
это направления деятельности организации,
реализуя которые она осуществляет свою
миссию.
Цели организации бывают различных видов,
например стратегические и тактические.
Стратегические цели формируются при
определении долговременной политики
развития организации, а тактические —
при решении оперативных задач управления.
Естественно, что при формировании тактических
целей учитываются стратегические цели
организации. Более того, тактические
цели ставятся организацией для обеспечения
достижения ее стратегических целей. В
то же время совокупность тактических
целей при их анализе может оказывать
влияние на корректировку стратегических
целей. Цели могут быть траекторными и
точечными. Траекторные (их еще называют
направляющими) определяют общее направление,
в котором должно изменяться состояние
управляемого объекта. В то же время точечные
цели формулируются как стремление достичь
вполне конкретного результата.