Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 04:30, реферат
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности,творческая,самореализация). Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки,так и на этапе внедрения. С учётом всего этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
1. Введение………………………………………………………………………………………….3-5
2. Психологические аспекты принятия управленческих решений………6-10
3. Этапы рационального принятия решений:
3.1. Выработка цели принятия решения………………………………………………11-15
3.2. Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы……………………………………………………………………………………………..16-19
3.3. Поиск, оценка и выбор альтернатив……………………………………………..20-24
3.4. Принятие решения и организация его исполнения……………………...25-28
3.5. Контроль за реализацией управленческого решения………………….29
4. Влияние организационной культуры и человеческого фактора на процесс разработки, принятия и реализации решений……………………………30-33
5. Заключение……………………………………………………………………………………..34
6. Список используемой литературы………………………………………………….35
Преимущества иерархии:
—иерархические представления системы могут использоваться для описания того, как влияет изменение приоритетов на верхних уровнях на приоритет элементов верхних уровней,
—иерархия предоставляет более подробную информацию о структуре и функциях на нижних уровнях и обеспечивает рассмотрение целей на высших уровнях;
—естественные системы, составляемые иерархически, строятся эффективнее, чем системы, собранные в целом,
—иерархии устойчивы и гибки.
Главная цель устанавливается на вершине иерархии, их подцели — непосредственно под ними, на самом нижнем уровне размещаются возможные ресурсы. Ресурсы системы — это все то, что может использоваться для достижения целей и находится внутри системы.
При характеристике ресурсов системы надо оценивать не только их наличие, но и степень использования, принимая во внимание, что использование ограниченных ресурсов на одном из участков означает потерянные возможности на другом участке. Если целью 0-го уровня считать генеральную цель, например обеспечение производства конкурентоспособной продукцией, то целями 1 -го уровня могут быть реструктуризация производства, введение в действие новой технологической линии, повышение квалификации специалистов, изменение системы материального стимулирования работников и т. д. Цели 1-го уровня в свою очередь могут представляться в виде совокупности целей 2-го уровня и т.д. Основной метод структуризации системы целей — метод построения дерева целей, базирующийся на принципах дедуктивной логики. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели. С помощью дерева целей сложные решения иерархически расчленяются на элементы, причем цели становятся более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. При построении дерева целей должны соблюдаться:
—соподчиненность, полнота, согласованность и непротиворечивость целей в дереве (это обеспечивается методикой его построения, основанной на последовательном развертывании основной цели на множество подцелей),
—определенность, обеспечиваемая возможностью оценки достижения целей в количественной форме;
—конкретность цели, т с. цели должны выражаться в конкретных показателях;
—реальность, т.е. имеющиеся средства и ресурсы должны быть достаточными для выполнения цели в определенные сроки;
—комплексность, обеспечивающая единство научных, социальных, технических, экономических и производственных требований.
Цель должна излагаться однозначно, формулироваться набором ключевых слов в терминах событий. Для того чтобы поставленная организацией цель была конкретизирована, целесообразно указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения цели бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными. Долгосрочные цели более характерны для стратегического планирования, краткосрочные — для тактического, среднесрочные могут использоваться как при стратегическом, так и при тактическом планировании. Цели, которые ставит перед собой организация, охватывают основные аспекты ее деятельности. Так, в их число могут входить цели, характеризующие желаемое состояние организации в регионе:
- экономических показателей (доход, прибыль, рентабельность);
- успешности маркетинга (объемы продаж, доля рынка, уровень конкуренции);
- производства (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции);
- финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплаты дивидендов),
- совершенствования продукции (изделие, отдельный модуль, отдельные характеристики, дизайн),
- организационных структур (дивизионная структура, открытие нового филиала, финансово-промышленная группа);
- кадров (повышение профессионального уровня, стабильность коллектива),
- социальных условий (медицинское обслуживание, условия труда, условия отдыха).
Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении — от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня. При таком подходе может быть использован метод составления аналитических обзоров, поскольку он может дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии обобщаются до уровня более общего характера. Распространенным методом построения (структуризации) системы целей является метод мозгового штурма.
3.2 Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы
Хорошо известно, что необходимость в
принятии решения возникает только при
наличии некоторой проблемы. Существуют
два подхода к определению понятия «проблема».
Мы установили, что проблема — это некоторое противоречие. Чтобы решить проблему, ее сперва необходимо определить, т.е. «увидеть» возникшее противоречие и установить его причины. Определение проблемы — первый шаг на пути ее решения. Как известно, правильно определить проблему — значит наполовину ее решить. Это непростая задача для руководителя. Организация — это сложная система, поведение которой зависит от большого числа взаимосвязанных и неопределенных факторов. Каждый из них может стать причиной проблемы. Более того, проблемы могут возникать как результат совместного действия либо «взаимодействия» различных по своей природе факторов. Это явление известно под названием эффект отрицательной сннергии, когда несколько факторов как бы «накладываются» друг на друга и образуют настолько неблагоприятное сочетание, что эффективность деятельности организации резко падает. Поэтому определение проблемы — это сложная процедура, которая, в свою очередь, состоит из нескольких фаз и требует принятия промежуточных решений. Среди этих фаз выделяют две основные — выявление и диагноз проблемы. Первая фаза — выявление проблемы, т.е. определение ее симптомов. Понятие «симптом» означает некоторый признак, который указывает на появление проблемы и понимается как отклонение реальных оценок показателей эффективности организации от желаемых или потенциально возможных значений. Например, к типичным симптомам проблем функционирования коммерческих организаций относятся низкие значения прибыли, объема продаж, качества товаров, производительности труда или, напротив, высокие издержки и текучесть кадров. Определение симптомов позволяет установить наличие проблемы, но не отвечает на вопрос о причинах ее возникновения. Дело в том, что любой симптом может быть обусловлен многими факторами, влияющими на эффективность организации. Например, объем продаж фирмы может уменьшиться вследствие изменения потребительского спроса или снижения качества товаров, которое, в свою очередь, зависит от квалификации рабочих, организации их труда, качества и технологий обработки используемых материалов. Поэтому после определения симптомов следует избегать импульсивных решений и поспешных действий для немедленного устранения проблемы. Чтобы определить истинные причины «болезни» своей организации, руководитель должен глубоко проникнут в суть проблемы, изучив реальное состояние дел и влияние всех факторов на организационную эффективность. Поэтому необходима вторая фаза — диагноз проблемы, т.е. установление причин ее возникновения. Поскольку в общем случае проблема понимается как снижение эффективности организации, то ее причину следует искать среди факторов, которые влияют на эффективность операций в этой организации. Как известно, существуют три группы таких факторов: качество ресурсов, способы и условия их применения. Сбор полезной и достоверной информации о значениях этих факторов и составляет сущность процесса диагноза проблемы. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, и выделить среди них управляемые факторы, из которых будет формироваться множество альтернатив для принятия решения. Например, причиной снижения объема производства на предприятии могут быть устаревшее оборудование (качество ресурсов), нерациональная организация процесса производства (способы применения ресурсов) или низкая надежность поставщиков (условия применения ресурсов). В зависимости от того, что на самом деле является причиной проблемы, в дальнейшем могут быть приняты решения о замене оборудования, оптимизации производственных операций или выборе новых поставщиков. Таким образом, конечная цель диагноза— выявить управляемые факторы, на которые должен повлиять руководитель, чтобы решить проблему.
3.3 Поиск, оценка и выбор альтернатив
Этап разработки альтернатив необходим
для формирования исходного множества
вариантов, предъявляемых для выбора.
Обычно сформулированная цель принятия
решения может быть достигнута разными
способами, из которых требуется выбрать
наилучший или хотя бы достаточно хороший.
Возможные способы достижения поставленной
цели называются альтернативами. Поскольку
принятие решения— это выбор альтернативы,
то для существования самой задачи принятия
решения необходимо наличие по крайней
мере двух альтернатив. К множеству альтернатив
предъявляются противоречивые требования.
С одной стороны, это множество «заполняет
пустоту» между существующей проблемой
и желаемым результатом выбора. Поэтому
оно должно быть как можно более широким,
чтобы обеспечить лицу, принимающему решения,
(ЛПР) свободу выбора решений и свести
к минимуму возможность «упустить» наилучшее
решение проблемы. В идеале желательно
выявить все возможные способы действий,
позволяющие устранить причины проблемы
и достигнуть цель управления организацией.
С другой стороны, знания и способности
людей, а также ресурсы и время, отводимые
на принятие решения, всегда ограничены.
Поэтому множество альтернатив должно
быть обозримым для ЛПР и, следовательно,
достаточно узким, что позволит выполнить
сравнительную оценку альтернатив быстро
и экономно. Чаще всего в реальных ситуациях
принятия решений именно так и происходит.
Как показывает практика, обычно для серьезного
рассмотрения руководители ограничивают
число вариантов выбора всего несколькими
альтернативами, которые представляются
им наиболее интересными и желательными.
Для удовлетворения этих требований при
формировании множества альтернатив целесообразно
придерживаться следующих рекомендаций.
3.4 Принятие решения и организация его исполнения
Процесс принятия решения не заканчивается
после выбора альтернативы. Решение —
это результат творческого мышления человека,
модель его будущих действий. Однако для
достижения поставленной цели любое решение
должно быть реализовано, поскольку «реальная
ценность решения становится очевидной
только после его осуществления». На этапе
реализации из интеллектуальной концепции,
представленной на бумаге или в сознании
руководителя, решение превращается в
конкретное действие. Другими словами,
реализация решения — это некоторая операция,
направленная на достижение цели организации.
Причем проведение этой операции может
потребовать принятия множества других
решений, обеспечивающих выполнение «главного»
решения. Например, если принято инвестиционное
решение о строительстве нового предприятия,
то реализация этого решения, в свою очередь,
требует принятия решений о видах выпускаемой
продукции, выборе местоположения предприятия,
его организационной структуре, поставщиках
ресурсов, закупке оборудования, наборе
персонала и т.д. Первым шагом на пути реализации
любого управленческого решения является
его согласование и утверждение. Эффективность
процесса реализации решения повысится,
если оно будет признано теми людьми, которых
оно затрагивает. Однако признание решения
редко достигается автоматически. Поэтому
необходимым условием реализации является
согласование управленческих решений,
которое представляет собой процедуру
достижения признания другими людьми
предлагаемого решения проблемы. Любое
решение должно быть признано двумя группами
людей: а) руководителями других подразделений
и организаций, на деятельность которых
может повлиять данное решение, и б) исполнителями
(подчиненными), которые будут его выполнять.
Необходимость согласования решений с
другими руководителями обусловлена разделением
труда в любой организации. Обычно важные
решения, затрагивающие всю организацию,
осуществляются различными отделами,
службами и подразделениями. Поэтому появляется
возможность того, что решение, будучи
выгодным для организации в том или ином
смысле, может отрицательно повлиять на
некоторые подразделения и даже помешать
достижению поставленной цели. Более того,
цели и результаты деятельности различных
подразделений часто противоречивы, и
если какое-то из них заботится только
о собственной выгоде, не принимая во внимание
интересы других подразделений и организации
в целом, то общий результат может быть
нежелательным. По этим причинам согласование
важных решений с другими руководителями
проводится для достижения ситуации «равновесия»
между интересами подразделений, которые
всегда необходимо учитывать, и целями
всей организации, которые остаются основным
критерием выбора решений. Следовательно,
принятое решение может не быть окончательным.
В процессе согласования в него может
быть внесено много изменений.