Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Работа для студентов, готовящихся стать специалистами в сфере культуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Пермский Краевой  Колледж Искусств и Культуры

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по теме:

«Досуг молодежи»

 

Выполнил:

Студент 3 курса  НИТ

Борисов А.А.

Проверила:

Преподаватель СКД

Сабирова Э.Р.

 

 

 

Пермь 2009

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного  обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления  и, поиска новых досуговых технологий.    v

Основная задача клуба, как социального института, заключается  в развитии социальной активности и  творческого потенциала личности. Организации  разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного  досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивь.й характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Объект исследования - молодежный досуг.

Предмет исследования -деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга.

Я поставил перед собой задачи исследования:

  1. Определить сущность и функции досуга молодежи.
  2. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
  3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.
  4. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.

Практическая значимость: изученные материалы по молодежному  досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

Методы исследования:

  • теоретический анализ специальной литературы;
  • изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

Структура работы - обусловлена  целями и задачами исследования и  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ.

 

    1. Понятие о молодости и молодежном возрасте.

 

Переход рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда  человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница  молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость - это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Молодежный возраст  представляет собой как бы «третий  мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Таблица № 2

Периодизация развития личности

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

Юность (18-23 года)

Порог взрослой жизни; поиск  своего мета в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение.

Молодость (24-30 лет)

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии.

Расцвет

(31-40 лет)

Время высокой работоспособности  и отдачи.

Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином.


Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие  изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек  проживает важный этап семейной и  внесемейной социализации.

Социализация - это процесс  становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые  характеризует ее как самостоятельную  социально-демографическую группу.

Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность. Для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.

Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности - процесс длительный, сложный и  противоречивый.

То есть человек усваивает  определенное мировоззрение, взгляды  на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Специфика и содержание молодежного досуга.

 

Досуг - деятельность в  свободное время вне сферы  общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало  ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

  • в эмоциональном контакте, сопереживании;
  • в информации;
  • в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании  удовлетворяется, как правило, в  малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

Информация о работе Социально-культурная деятельность