Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Работа для студентов, готовящихся стать специалистами в сфере культуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

а) классификация  и характеристика культурно-досуговых  центров.

Во многих населенных пунктах одни культурные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного  проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, пенсионеров  и т.д.), а другие центры, наоборот бывают рассчитаны на постоянно меняющейся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

Из этого следует  рассмотреть следующую классификацию  социально-культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:

1.  По основному  профилю деятельности - полу функциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий:

  • социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие);
  • художественно-эстетические;
  • спортивно-оздоровительные;
  • научно-технические.

2.  По социальной  ориентации:

  • дошкольные;
  • детские;
  • подростковые;
  • молодежные и т.д.

Дадим перечисление наиболее важных характеристик центров досуга:

Центр досуга представляет населению широкий выбор «технологий досуговых занятий» или же создает для них подходящие условия и в этом смысле не имеет место заданного, преопределенного, узкого профиля деятельности, его функциональная модель подвижна во времени содержит некоторый комплекс досуговых занятий

Деятельность центра досуга строится на хозрасчетных началах. Силами подразделений любительских объединений осуществляет самостоятельную  производственную деятельность на основе платности. Центр должен стать конкурентоспособным относительно других видов и форм организации досуга (прежде всего домашних его форм).

При создании современных  культурно - досуговых центров важно  учитывать, чтобы такой центр  представлял из себя полный комплекс услуг, необходимый для организации  и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.

В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:

  • удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;
  • предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;
  • обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;
  • активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Для достижения указанных  целей центры досуга выполняют следующие функции:

  • разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы;
  • переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ;
  • прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые  составляющие следующие виды занятий:

  • культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
  • подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
  • оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека,
  • его самочувствие; Т логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям; J> аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию; ^ досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными  функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

  • информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;
  • экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;
  • творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;
  • производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.

Каждому направлению работы центра досуга соответствует специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой  деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.

Важной отличительной  особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией.

Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-правовое, экономическое обеспечение деятельности -первые шаги в формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

На базе культурных центров  функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных  семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Постоянно действующий  комитет по организации выставок в клубе или Доме культуры. Для  этого необходимо иметь выставочное  оборудование, площади (стены, которые  ранее активно завешивались наглядной  агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две - как минимум! - выставки, независимо друг от друга.

Пути организации:

Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам  сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия  граждан города и иногородних  представителей с учетом взаимных интересов, экономической и политической ситуации.

Выставки как составная  часть клубного праздника, клубной  встречи, или другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров, самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

Салоны в Клубе (модель):

  • Музыкальный салон;
  • Литературный закон;
  • «Мой край родной»;
  • Театральный салон;
  • Юридический салон;
  • «Из недр земли»;
  • Программа салона:
  • встреча гостей;
  • знакомства и представления;
  • обозначение темы ведущим;
  • несколько взглядов на тему (выступление гостей);
  • о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);
  • короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;
  • выступают гости салона (песни, танцы, стихи...);
  • кофе, чай;
  • слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;
  • внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;
  • внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;
  • - уход гостей (прощание, проводы).

Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга необходимо для каждого социального работника, социального педагога, культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда  привлечет к себе молодых людей  и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный  культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного  проведения своего досуга.

б) характеристика культурно-досуговой среды.

В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут  быть решены по отдельности. Их решение  невозможно без наличия целостной  культурной среды. Таким образом, культурно-досуговая  среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях  культурно-досуговая среда полностью  определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный  спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком  различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

Создание культурно-досуговой  среды учреждение культуры - это  разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.

Гармоничность культурно-досуговой  среды, обусловливается соблюдением  основных критериев ее восприятия и  оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в  ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

Информация о работе Социально-культурная деятельность