Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Работа для студентов, готовящихся стать специалистами в сфере культуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

г) оценка практических удобств  и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые  программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:

  • Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.
  • Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.
  • Демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.

Основные функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннею структуру, связаны  со следующими направлениями деятельности:

  • организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;
  • разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
  • апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.
  • сальной средой, приближенной к жилью;
  • выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;
  • культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т.д.);  
  • приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;
  • использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;
  • создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.

В заключение следует  подчеркнуть, что:

  • модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений;
  • культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры.

Принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных  тенденций по созданию культурно-досуговой  среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

в) типы и формы  поведения в досуге молодежи.

При создании современных  досуговых программ в культурно-досуговых  центрах, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентации людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры.

Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:

 

Формы поведения в  досуге.

Типы ориентации поведения  с точки зрения самоценностипредмета занятия

Формы ориентации поведенияс точки зрения определенности предмета занятия

Культурно - ориентированное  Социально - ориентированное Рекреационно - ориентированное

Целевая Поисковая


 

Можно утверждать, что  в силу социальных и экономических  причин (социальная напряженность, психофизические  перегрузки, неполная занятость части  населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.

А игра как раз и  характеризуется развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением  и т.д. Каждая игра многофункциональна. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить  творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

Социально-ориентированное  поведение - досуговое поведение, основу которого составляет интерес к другому  человеку. Основная форма реализации этого интереса - неформальное общение, не зависящее от тех или иных "официальных" ролей в обществе ( в первую очередь от производственных ролей, обязанностей), именно эта ориентация является основным клубным "ферментом", обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

Кроме типов ориентации досугового поведения сточки зрения самоценности предмета занятий в  ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговои деятельности ясно осознает свой досуговыи интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговои активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки  зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговои деятельности порождает следующие сочетания:

  • Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
  • Рекреационно-ориентированное поисковое поведение - посещение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.
  • Социально-ориентированное целевое поведение - запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.
  • Социально-ориентированное поисковое поведение - стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты.
  • Культурно-ориентированное целевое поведение - посещение заранее выбранной культурной программы.
  • Культурно-о<span class="dash0411_0435

Информация о работе Социально-культурная деятельность