Социально-психологический климат на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – разработать модели по совершенствованию психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие психологического климата;
произвести анализ психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
предложить меры по улучшению психологического климата в коллективе на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВОМ……………………………………………..6
1.1 Понятие, сущность и структура психологического
климата………………………………………………………………….6
1.2 Факторы, влияющие на психологический климат в
коллективе………………………………………………………………8
1.3 Механизмы сплочения коллектива в организации……………...11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………...16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Барановичхлебопродукты»………………………………………….16
2.2 Анализ влияния психологического климата на движение
кадров в ОАО «Барановичхлебопродукты»………………………...20
2.3 Оценка социально-психологического климата в
коллективе ОАО «Барановичхлебопродукты»……… ……………..25
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ....30
3.1 Зарубежный опыт в оценке персонала…………………………...30
3.2 Мероприятия по улучшению психологического климата
коллектива в ОАО «Барановичхлебопродукты»…………………….32
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных
мероприятий……………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota 1.docx

— 97.30 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

                  КОЛЛЕКТИВОМ……………………………………………..6

   1.1 Понятие, сущность  и структура психологического

   климата………………………………………………………………….6

                    1.2 Факторы, влияющие на психологический  климат в

                    коллективе………………………………………………………………8

                   1.3 Механизмы сплочения коллектива в организации……………...11

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

                  ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………...16

                   2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО

                   «Барановичхлебопродукты»………………………………………….16

                   2.2 Анализ влияния психологического климата на движение

                   кадров  в ОАО «Барановичхлебопродукты»………………………...20

                   2.3 Оценка социально-психологического климата в

                  коллективе ОАО «Барановичхлебопродукты»……… ……………..25

ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

                 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ....30

                   3.1 Зарубежный опыт в оценке персонала…………………………...30

                   3.2 Мероприятия по улучшению психологического климата

                   коллектива в ОАО «Барановичхлебопродукты»…………………….32

                   3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных

                   мероприятий……………………………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...42

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………45

 

ВВЕДЕНИЕ

     Сегодняшняя жизнь, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.

     Рынок поставил организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом – занимает немаловажную роль.    Эту среду образует персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что определяет качество трудовой жизни работников. Одна из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностный и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом. Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе.

     В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание. Так как решение этой проблемы способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.

Цель написания курсовой работы – разработать модели по совершенствованию психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

 

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. рассмотреть сущность и понятие психологического климата;
    2. произвести анализ психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
    3. предложить меры по улучшению психологического климата в коллективе на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

     В качестве объекта исследования выбрано ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

     Предметом исследования является психологический климат коллектива на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

     Методы исследования: системный подход, наблюдение, анализ и синтез, группировка и сравнение.

     Для написания данной курсовой работы использовалась разнообразная литература: учебники и учебные пособия по финансово-экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия, монографии по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ

 

     1.1 Понятие, сущность и структура психологического климата

     Понятие «климат» имеет корни в социальной психологии. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата (СПК). Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.

     Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой СПК является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

     Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

     Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морального единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций [6,c.45-46].

     В американской социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование СПК отношений между работниками. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее [12,c.155].

     Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от СПК психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение работоспособность личности в течение рабочего дня [3,c. 95].

     К. Аргирис, основываясь на своих исследованиях климата в банке, дал ему следующее определение: «официальная политика организации, потребности сотрудников, ценности и индивидуальности, которые действуют в условиях самосохраняющейся сложной, живой и постоянно развивающейся системы». Теперь понятие «климат» понимают как организационное влияние на мотивацию и поведение сотрудников, т.е. оно включает в себя такие аспекты, как организационная структура, система вознаграждения, а также ощутимая поддержка и дружеское участие руководителей и коллег. Климат предполагает общий взгляд коллектива на организационную политику, деятельность и мероприятия, как официальные, так и неофициальные [29,c.299].

     СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В производственном коллективе между сотрудниками складываются различные отношения, в том числе и нравственности. Вследствие этого имидж коллектива попадает в зависимость от личных качеств: честности, порядочности, преданности делу. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д [13,c. 48].

     Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. В структуре СПК существует наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу [4,c.166].

     Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива.

     В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

 

     1.2 Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе

     На формирование определенного  социально-психологического климата  оказывают влияние следующие  факторы:

  1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Выделяют три уровня совместимости:
  1. Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности.
  1. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
  2. Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов [9,c.188].
  1. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
  1. Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив.
  2. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда.
  3. Удовлетворенность работой. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности.
  4. Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
  5. Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
  6. Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
  7. Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр [8,c.44-45].

Информация о работе Социально-психологический климат на предприятии