Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:45, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – разработать модели по совершенствованию психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие психологического климата;
произвести анализ психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
предложить меры по улучшению психологического климата в коллективе на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВОМ……………………………………………..6
1.1 Понятие, сущность и структура психологического
климата………………………………………………………………….6
1.2 Факторы, влияющие на психологический климат в
коллективе………………………………………………………………8
1.3 Механизмы сплочения коллектива в организации……………...11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………...16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Барановичхлебопродукты»………………………………………….16
2.2 Анализ влияния психологического климата на движение
кадров в ОАО «Барановичхлебопродукты»………………………...20
2.3 Оценка социально-психологического климата в
коллективе ОАО «Барановичхлебопродукты»……… ……………..25
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ....30
3.1 Зарубежный опыт в оценке персонала…………………………...30
3.2 Мероприятия по улучшению психологического климата
коллектива в ОАО «Барановичхлебопродукты»…………………….32
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных
мероприятий……………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВОМ……………………………………………..
1.1 Понятие, сущность и структура психологического
климата……………………………………………………………
1.2 Факторы, влияющие на
коллективе……………………………………………………
1.3 Механизмы сплочения коллектива в организации……………...11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Барановичхлебопродукты»………………
2.2 Анализ влияния психологического климата на движение
кадров в ОАО «Барановичхлебопродукты»………………
2.3 Оценка социально-психологического климата в
коллективе ОАО «Барановичхлебопродукты»……… ……………..25
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В
3.1 Зарубежный опыт в оценке персонала…………………………...30
3.2 Мероприятия по улучшению психологического климата
коллектива в ОАО «Барановичхлебопродукты»………………
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных
мероприятий…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшняя жизнь, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.
Рынок поставил
организацию в принципиально новые отношения
с государственными организациями, с производственными
и иными партнерами, работниками. В связи
с этим меняются отношения между руководителями
организаций, между руководителями и подчиненными,
между всеми работниками внутри организации.
В связи с этим развитие социальной среды
организации, вопросы управления персоналом
– занимает немаловажную роль.
Эту среду образует персонал с его различиями
по демографическим и профессионально-
В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание. Так как решение этой проблемы способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.
Цель написания курсовой работы – разработать модели по совершенствованию психологического климата в коллективе на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В качестве объекта исследования выбрано ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».
Предметом исследования является психологический климат коллектива на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».
Методы исследования: системный подход, наблюдение, анализ и синтез, группировка и сравнение.
Для написания данной курсовой работы использовалась разнообразная литература: учебники и учебные пособия по финансово-экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия, монографии по данной теме.
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ
1.1 Понятие, сущность и структура психологического климата
Понятие «климат» имеет корни в социальной психологии. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата (СПК). Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой СПК является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морального единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций [6,c.45-46].
В американской социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование СПК отношений между работниками. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее [12,c.155].
Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от СПК психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение работоспособность личности в течение рабочего дня [3,c. 95].
К. Аргирис, основываясь на своих исследованиях климата в банке, дал ему следующее определение: «официальная политика организации, потребности сотрудников, ценности и индивидуальности, которые действуют в условиях самосохраняющейся сложной, живой и постоянно развивающейся системы». Теперь понятие «климат» понимают как организационное влияние на мотивацию и поведение сотрудников, т.е. оно включает в себя такие аспекты, как организационная структура, система вознаграждения, а также ощутимая поддержка и дружеское участие руководителей и коллег. Климат предполагает общий взгляд коллектива на организационную политику, деятельность и мероприятия, как официальные, так и неофициальные [29,c.299].
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В производственном коллективе между сотрудниками складываются различные отношения, в том числе и нравственности. Вследствие этого имидж коллектива попадает в зависимость от личных качеств: честности, порядочности, преданности делу. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д [13,c. 48].
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. В структуре СПК существует наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу [4,c.166].
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.
1.2 Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе
На формирование определенного
социально-психологического
Информация о работе Социально-психологический климат на предприятии