Социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Первый вопрос раскрывает ряд основополагающих условий, определяющих возможность оптимальной реализации трудового потенциала работника. То есть ряд факторов влияющих на работоспособность: вознаграждение за труд, безопасные и здоровые условия труда, возможность профессионального и карьерного роста, правовая защищенность, хорошие взаимоотношения в коллективе, общественная полезность и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Качество трудовой жизни
2. Потребности, ценности и интересы личности
3.Условия развития личности в организации
Заключение
Список использованнорй литературы

Файлы: 1 файл

социология труда 2012.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

      На иной  основе оцениваются организационные  аспекты качества трудовой жизни.  Главное место здесь отводиться  экспертным оценкам специалистов  и опросам работников. Критерий  общей оценки заключается в  том, насколько организация производства  и труда позволяет объединить  интересы отдельных работников  с интересами всей организации.  Экспертами оценивается эффективность  системы в целом, планирования, организации подготовки кадров, заработной платы, социальных  выплат и льгот, а также системы  безопасности и охраны здоровья. Особой оценке подвергается система  мотивации и отношений в коллективе.

     Оценка личностных  аспектов качества трудовой жизни  предполагает проведение широкого  ряда опросов работников, во время  которых не только оцениваются  объективные факторы, такие, как уровень и структура потребления, обеспечение жильем, одеждой, различными видами услуг, но и выявляется субъективное отношение работников к своей работе, условиям труда, его оплате, коллективу, руководству. Степень соответствия возможностей, предоставляемых организацией, ожиданиям работника, его способностям и нуждам, во многом определяющая уровень удовлетворенности работника трудом, яваляется одним из главных результативных показателей качества трудовой жизни.

     Наряду с  технологическими, организационными  и личностными аспектами качества  трудовой жизни оценке подвергаются  и такие его характеристики, как  внешняя среда и общество. По  объективным критериям исследуется  экология, в которой трудится  работник, анализируются возможности  для общения вне работы и  участия в общественной жизни.  Выясняется, есть ли гарантия  занятости и не боится ли  человек потерять работу. Многие  из этих аспектов оцениваются  по результатам опросов.

     Что касается  рабочего места, то аспекты  оценивают, в какой мере выполняемая работа носит творческий характер, обьеспечивает ли она возможность ротации и иных форм чередования труда, особенно на тех работах, где возникают стрессовые ситуации или где работники не видят конечного результата совей деятельности. На основании опросов определяется, насколько поставленные при выполнении работы задачи служат основанием для уважительного отношения к работнику со стороны общества, а также воспринимается ли работа как ощутимый вклад в создание полезной продукции.

      Комплексный  анализ названных параметров, их  взаимосвязи, взаимодействие и  взаимовлияние различных показателей  качества трудовой жизни дают  возможность для определения  направленности и эффективности  мероприятий по повышению качества  трудовой жизни, состоят в следующем:

  • Работа должна быть творческой и осмысленной;
  • Работа дрлжна предусматривать непрерывное повышение квалификации и образования работника;
  • Работник должен участвовать в принятии производственных решений;
  • Работа должна предусматривать взаимопомощь и взаимовыручку членов коллектива;
  • Должна существовать гармоничная связь между работником и социальной средой;
  • Работник должен с уверенностью смотреть в будущее, не испытывать постоянной опасности увольнения, видеть перспективу в своей работе, в смысле продвижения по службе;
  • Условия, в которых ведется работа, должна быть здоровыми и безопасными.3

 

2. Потребности, ценности и интересы личности

 

     Важнейшими характеристиками личности являются присущие ей потребности, интересы и ценности. Потребность – это осознанная необходимость в тех ли иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворенности и оказывает влияние на формирование внутренних мотивоов его деятельности. Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать в определнных условиях жизни и развития, производить материальные и духовные блага.

     Классификация  потребностей посвящено значительное  количество научных исследований. Различают потребности:

  • Материальные, духовные и общественные;
  • Естественныеи социальные;
  • Врожденные и приобретенные;
  • Первичные (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичные (в условиях развития личности);
  • Материальные и нематериальные.

     В настоящее  время основной считается классификация  потребностей, предложенная американским  психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализация. Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.4

 К потребностям существования обычно относят следующие потребности: физиологические, безопасности, причастности. Можно выделить три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, обеспечивающий выживание; базовый (нормальный), поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становиться самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. После достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые можно разделить на следующие группы: материальные блага для индивидуума и семьи; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование.

       Иерархия  потребностей объективно обусловлена прежде всего тем, что условием возникновения интелектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако последовательность в удовлетворении потребностей нельзя считать одинаковой для всех людей. Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности как результат эволюции. Эти оптребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества. Иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существовования на некотором уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей.

     В зависимости  от индивидуальных склонностей,  спосчобностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максисмизации потребления материальных благ, у других – к власти и славе, у третьих – к знаниям и творчеству, у четвертых – духовному совершенствованию. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов жизни. При этом чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, сто после его достижения будут доминировать интелектуальные и духовные потребности.

      Основным  источником удовлетворения потребностей  является труд. Вместе с тем  в процессе труда могут удовлетворяться  потребности в общении, саморазвитии, познании. Связь между потребностями  и деятельностью человека носит  двусторонний характер: потребностями  и деятельностью человека носит  двусторонний характер: потребность  стимулирует деятельность, выступает  как ее превопричина, одновременно сама деятельность становиться предметом потребности, а также вызывает своими результатами формирование новых потребностей.

       При  осознании потребностей у человека  возникает желание их удовлетворить  и, следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Интересы – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на сонове потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес может перерасти в потребность. Интьерес – внутренняя побудительная сила по отношению к конткретной деятельности, но только в том случае, если человек уверен, сто достичь желаемого ему по силам. Конкретные причины того или иного типа поведения людей определяются в конкретном счете их интересами.

      И нтересы классифицируются следующим образом:

  • По содержанию – материальные, духовные, профессиональные и прочие;
  • По направлению – на деятельность и на результат;
  • По широте – концентрированные и рапределенные;
  • По устойчивости – длинные и кратковременные.

      Интересы могут быть обусловлены стремлением человека обладать каким-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или избавиться от него вследствии неудобств, которые приносит обладание им. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, и он готов трудиться буквально даром; в противном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать. Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить.

      Для реальной  жизни характерна противоречивость  интересов и необходимость в  связи с этим выбор социальных  приоритетов при разрешении этого  противоречия.

      Практически  все действия личности, в том  числе и ее профессиональное  поведение, опредедляет система ценностей. Ценности можно определить как набор стандартов критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей индивид принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности, будучи с потребнотями, обладают и изветсной самостоятельностью.

      Ценности  формируются в процессе воспитания, «культивирования» личности. Источниками  ценностей системы человека являютяс семья, преподаватели, друзья, религия, литература и искусство. Ценности составляют сордцевину личности человека, они достаточно устойчивы во времени и оказывают сильное влияние на поведение человека в коллективе, на принимаемые им решения. Ценностная система в основном формируется в детские годы, однако подвергается развитию и изменению даже в зрелом возрасте.

     Ценности бывают  нескольких типов. Одна группа  ценностей относится к целям  жизни и пониманию мира. Среди  них можно назвать установочные (добро и зло), экономические, эстетические, социальные, а так же политические  и религиозные ценности. Другая  группа ценностей относится к  средствам для достижения целей.  К ней относятся ценности, касающиеся  физиологии человека, независимости,  признания, общения и т.п.

      Ценности  личностиможно разделить на абсолютные и опрерациональные. Абсолютные ценности определяют устремления личности, в частности те цели, которые человек ставит в жизни и к которым в конечном счете стремиться. Опрерациональные ценности регулируют способность достижения целей.

     Среди ценностей личности устанавливается определнная иерархия в зависимости от приоритета, значимости для носителя ценностей. Система ценностей личности неизбежно несет на себе отпечаток ценностей, разделяемых большинством представителей той или иной национальной культуры. Приоритеты ценностей – это то, что во многом отличает одну национальную культуру от другой. В деловых культурах всего мира ценностями считаются: деловой успех, сопутствующие ему материальные блага, уважение окружающих, социальное признание, общественный вес, авторитет, благодарная память потомства и т.п. Однако непременным условием такого результата считается соблюдение «правил игры», норм достижения целей. Так же как и ценности, нормы возникают в социальном процессе, фиксируя правила поведения.5

     Человек далеко  не всегда задумывается о собственных ценностях. Зачастую это приводит к тому, что он не понимает самого себя или испытывает чувство фрустации, которому не находит объяснения. Осознание собственных ценностей помогает человеку избегать внутриличностных конфликтов, поскольку он осознанно обходит ситуации, в которых его ценности могут оказаться в противоречии друг с другом.

     Ценности могут  обладать не меньшей побудительной  силой, чем потребности и интересы. Ценности наряду с такими устойчивыми  характеристиками личности, как  расположение человека к другим  людям, событиям и процессам,  верования, которых придерживается  человек, принципы, которым человек  следует в своем поведении,  составляют критериальную основу поведения, в том числе и в трудовой деятельности.

 

3.Условия развития  личности в организации

 

     Условия развития  личности – это совокупность разнообразных факторов, оказывающих влияние на процесс позитивного качественного изменения ее свойств в тот или иной период жизни в определенной социальной среде.

Информация о работе Социология труда