Социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Первый вопрос раскрывает ряд основополагающих условий, определяющих возможность оптимальной реализации трудового потенциала работника. То есть ряд факторов влияющих на работоспособность: вознаграждение за труд, безопасные и здоровые условия труда, возможность профессионального и карьерного роста, правовая защищенность, хорошие взаимоотношения в коллективе, общественная полезность и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Качество трудовой жизни
2. Потребности, ценности и интересы личности
3.Условия развития личности в организации
Заключение
Список использованнорй литературы

Файлы: 1 файл

социология труда 2012.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

      Что касаемо улсловий труда – это совокупность элементов производственного процесса, окружающей среды, внешнего оформления рабочего места и отношения работника к выполняемой работе, которые раздельно или в совокупности оказывают влияние на функциональное состояние организма человека в процессе труда, его здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом, продолжительность жизни, воспроизводство рабочей силы, всестороннее развитие физических, духовных и творческих сил и вследствие этого на эффективность труда и результаты трудовой деятельности.6

      Примерно  две трети активной части своей  жизни человек отдает работе, трудовой деятельности. Поэтому  можно считать, что трудовая  деятельность является решающим  фактором действий, решений, поступков  личности, формирования ее потребностей, жизненых планов и ценностей, т.е. всего того, из чег и складывается процесс развития личности.

       Развитие  личности – процесс формирования  гармоничного сочетания таких  свойств индивида, которые характеризуют  его как человека, принадлежащего  к определенному обществу с  его своеобразной культурой и  институтами. 

       Есть  два разных и вместе с тем  взаимосвязанных этапа развития  личности. Первый заключается в  овладении теми элементами культуры, которые были созданы предшествующим поколениями. Второй связан с совершенствованием того, что уже сделано другими, и созданием принципиально нового, не существующего ранее. В сфере трудовой деятельности, напрмер, - это новые приемы труда, новые способы кооперирования трудовых действий разных работников, схемы организационных структур, управленческие и производственные технологии, предметы потребления, обогащающие человеческое существование. С определенного момента индивидуальной жизни, по мере накопления навыков познания и творчества, обе составляющие развития эффективно дополняют и обогащают друг друга.

      Условия  развития личности, совокупность  факторв, оказывающих влияние на развитие, объективно делятся на две группы, оличаются механизмом воздействия на личность. Первую группу составляют природные факторы. К их числу относятся природно-физическая среда, а также общевидовые биопсихические черты, присущие любому индивиду. Это генетически наследуемые особенности индивида. Вторую группу образуют факторы социально-культурной среды:

  • Особенности искусственной материальной среды проживания (мегаполис, средний город, село и т.п.) на начальном этапе социализации;
  • Персональный состав членов контактных групп, в которых происходит социализация индивида (семья, группы сверстников, круг друзей);
  • Структура контактных групп, состав социальных позиций, связи между ними, роли, выполняемые индивидом в данных группах;
  • Доминирующие ценности, нормы поведения и деятельности в данных группах;
  • Особенности социальной среды, в которой протекают последующите этапы социализации (условия труда, быта, размеры дохода, доступность образования, качество жилья и т.п.).

      Непосредственной  предпосылкой и результатом развития  личности выступает ее потребности.  Однако это генетически разные  потребности. Потребности как  изначальная предпосылка развития  – это потребности биологического организма, проявляющееся в неосознаных побудительных импульсах двигательной и психической активности.7Потребности как результат развития личности – это осознаные побуждения, проявляющееся в санкционированных культурой интересах, целях и способах их достижения посредством деятельности. По мере удовлетворения относительно простых потребностей, воспитания, обучения, расширения круга знаний и умений, появляются новыек потребности, удовлетворения круга знаний и умений, появляются новые потребности, удовлетворение которых требует своих, особых усилий. В этом случае прямой причиной развития личности становиться противоречие между вновь возникшими потребностями и возможностями их удовлетворения. Коллективный характер деятельности порождает потребность личности к активному взаимодействию с членами группы и участии в ее делах. Разрешить данное противоречие можно только путем определенного компромисса, основанного на учете интересов сторон. Поэтому процесс развития личности можно представить как последовательную интеграцию индивида в новую для нее социальную общность. Если эта общность достаточно стабильна, то становление индивида как личности проходит три фазы: адаптации, индивидуализации и интеграции.

     Адаптация заключается в усвоении ценности, доминирующих в данной общности, и ее норм, вовладении соответствующими средствами и формами деятельности. На этой фазе индивид в известной мере уподобляется другим членам общности, чтобы на быть «белой вороной».

      Индивидуализация  является реакцией личностина давление групповых норм и определенным результатом попытки разрешить противоречие между требованием группы «быть как все» и собственной потребностью в самоутверждении, в самоактуализации.

     Интеграция  – это когда индивид стремиться к максимальному представлению и проявлению своих деятельных черт, а группа – принять и культивировать лишь те из них, которые, на ее взгляд, соотвествуют групповым интересам и способствуют групповым интересам и способствуют достижению групповых целей. В связи с тем что, как правило, индивид включен в деятельность не одной, а нескольких групп, реальные процессы развития личности протекают достаточно сложно и противоречиво. Рассмотренные субпроцессы адаптации, индивидуализации и интеграции в разных социальных общностях могут протекать по разному. Во-первых, с разным темпом, во-вторых, с разным социальным знаком («плюс» или «минус»): адаптация как дезадаптация, индивидуализация как утрата индивидуальности, а интеграция как дезинтеграция.

      Вступление  в трудовую общность означает  начало нового этапа в развитии личности, его успешность зависит от навыков социального взаимодействия, приобретенных в других общностях, и конкретных условий развития, которыми располагает данная трудовая общность. Условия развития личности в трудовой организации являются существенной частью ее социальной микросреды, наряду с семьей и другими группами, в которых она учавствует. Согласно социологической теории социальная микросреда личности – это та часть ее непосредственного окружения, которая оказывает большее или меньшее влияние на ее поведение.8

      Пытаясь  решить задачу развития личности  в трудовой организации, следует  видеть определенное различие  между внутренней социальной  средой предприятия и микросредой  конкретной личности.

     Современные  предприятия, уделяющие серьезное  внимание условиям развития личности как главному фактору роста эффективности труда, стремяться обеспечить своим работникам определенный комплекс социальных благ, именуемый социальным пакетом. Однако социальный пакет учитывает лишь часть многообразных аспектов социальной микросреды работника, влияющих и способных повлиять на развитие личности работников. Но далеко не все так гладко, существуют некоторые проблемы или даже пробелы в законах. Многие предприятия предоставляя «социальный пакет» делают возможным по минимуму обеспечить условия труда для работников, чтобы избежать уплаты штрафов или налогов. Это проблема возникает в основном на маленьких фирмах, или у частных предпринимателях. Поступая на работу, человек зачастую не знает всех подводных камней, и работая не один месяц начинает их ощущать(не надлежащие условия труда), а при увольнении и вовсе не может забрать свой расчет. И зачастую проблема не только в работодателях, работники сами пускаю эту ситуацию на самотек, не обращаясь вовремя в органы охраны труда. Решить эту проблему можно лишь путем строго контроля со стороны органов власти к работодателям, проводить каждый год проверки рабочих мест работников и вести контроль за отчеслениями в пенсионных фондах.

 

Заключение

 

1 Экономика и социология труда: Учебник/ Под. Ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 396 с.

2 Экономика и социология труда: Учебник/ Под. Ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 398 с.

3 Экономика и социология труда: Учебник/ Под. Ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 407 с.

4 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1999. С. 48-53.

5 Экономика и социология труда: Учебник/ Под. Ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 395 с.

6 Экономика и социология труда: учебник/ под общ.ред. д-ра экон.наук, проф. Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 33с.

7 Экономика и социология труда: Учебник/ Под. Ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 415 с.

8 Экономика и социология труда: учебник/ под общ.ред. д-ра экон.наук, проф. Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 114с.


Информация о работе Социология труда