Соціоніка в менеджменті

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:09, реферат

Описание работы

Долгое время у нас бытовало мнение, что человек универсален по своей природе и любое дело ему по плечу. Многие руководители и сейчас пребывают в уверенности, что если человеку создать необходимые условия, поставить цель, обучить, он сможет выполнять любую работу на любом месте и с требуемой эффективностью. При этом армейский принцип "не знаешь — научим, не хочешь — заставим" часто используется и в нашей гражданской повседневности. Руководители разных рангов отдают ему предпочтение, искренне удивляясь, если он не срабатывает. Причина же, по которой человек эффективно работает в одной сфере и совершенно беспомощен в другой, лежит гораздо глубже и коренится в структуре его личности. Целью данной курсовой работы как раз является изучение различий в эффективности деятельности разных типов людей, причин их возникновения как среди менеджеров, так и среди других профессий, выявление этих различий, изучение методов формирования эффективных рабочих подразделений, коллектива.

Содержание работы

Введение
1.История, теория соционики и персонологии
1.1 История создания науки соционики
1.2 Основные положения соционики
1.3 Технократизм как предпосылка создания персонологии и соционики
1.4 Оценка человека по базовым критериям
1.5 Коллектив как система контактных групп
2. Использование соционики в менеджменте
2.1 Области применения соционики
2.2 Виды деловой активности
2.3 Принципы формирования рабочих подразделений.
3. Использование методов социоанализа в классификации типов менеджеров и стилей управления
3.1Обобщенный прогноз карьеры менеджера в зависимости от соционических характеристик
3.2 Типы менеджеров
3.3 Стили управления
3.4 «Решетка менеджмента»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 74.13 Кб (Скачать файл)

Свобода от этических обязательств не воспринимается ими как что-то аномальное. Однако порча нравов приводит ко всеобщей атмосфере праздности под девизом "хлеба и зрелищ". Неизбежно расцветает коррупция. Поучительный пример в этом отношении - падение Римской империи, подточенной не столько набегами варваров, сколько постепенной утерей внутренних рациональных ценностей.

Подобное импровизационно-пульсирующее подразделение, конечно, редкость в рационально-техническом бизнесе. Зато вполне может оправдать себя в рекламе или оптовой торговле, а также в шоу-бизнесе. Импровизаторы незаменимы в тех подразделениях, где надо вести "мягкие" переговоры, обрабатывать клиентов разнообразными способами вплоть до устройства неофициальных вечеринок и других увеселений.

Иррационально-логическое подразделение. Познакомимся с группой иррациональных логиков: Хозяином (FL), Мастером (SP), Искателем (IL), Критиком (TP). Присвоим им общегрупповое имя Реструкторы, учитывая их склонность быстро менять схемы действий в зависимости от изменения конъюнктуры. Логика для них, таким образом, - всего лишь рабочий инструмент. А вот этика - вытесненная ценность. В этом смысле они нигилисты: отношения их волнуют лишь постольку, поскольку надо находить все новые человеческие ресурсы для своих сделок. Максимально меркантильны и не любят морализаторских интонаций. Поразительна реструктивная гибкость, доходящая порой до беспринципности. В этом, собственно, и заключается консолидирующая тенденция этого стиля. Она сплачивает иррациональных логиков в ярко выраженную коммерческую группу, способную быстро перестраиваться в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. Сократ против софистов Древнегреческие учителя риторики - софисты исходили из принципа предельной относительности. Что для одних морально и справедливо, то для других нет, - считали они. Истинного знания о мире, поэтому не существует. Не удивительно, что в демократических Афинах, где судебные тяжбы были привычным делом, их диалектические уловки пользовались реальным спросом. Сократ же был беден, но упорно настаивал на неизменных общечеловеческих ценностях. Превыше всего он ценил добродетель как абсолютный, а не относительный моральный императив. Искусством доказательства он владел не хуже софистов. Однако направлял свое красноречие в противоположную сторону. Субъективность восприятия может ввести в заблуждение, доказывал он, но голос совести обманывать не может. Кто же из них прав? Обе точки зрения правы по-своему. Проникнутая скептицизмом точка зрения софистов - реструктивная. Сократ же стоял на позициях рационально-этических. Они исключают друг друга при тесном схождении. Но на достаточном расстоянии вполне могут сосуществовать, поддерживая общий гомеостаз (динамическое равновесие) в коллективе. Внутри группы реструкторов есть тенденция к поляризации по темпераментам. Гибко-разворотливые Хозяин и Искатель часто выступают как зачинщики сделок. За ними не угнаться Мастеру и Критику, которые не склонны полагаться на прорывы и лобовые столкновения. Эти противоположности подлежат уже известному нам разведению между деятельностью на переднем крае и в тылу. Мастер и Критик не очень обидятся, если меньше энергии будут тратить не внешние контакты. Лишь бы при этом не пострадали их материальные интересы и к ним не стали бы хуже относиться. Различие установок - еще один барьер, который предстоит преодолевать реструкторам. Генерация идей на перспективу лучше получится у Искателя и Критика. Маршал и Мастер сосредотачиваются на решении неотложных задач сегодняшнего дня. Распределив роли по этому принципу, реструкторы получают шанс добиться стабильности всей группы. Очень эффективно проявит себя такое подразделение в коммерческой деятельности - приобретении и перепродаже с выгодой различных товаров. В условиях свободы конкуренции реструктивные типы уверенно вырываются вперед, обходя все другие деловые стили. Не следует только забывать, что широкомасштабная либерализация в обществе не может продолжаться долго. Базирующаяся на иррационализме аномия должна рано или поздно сменится порядком или же произойдет социальный взрыв. Мощный фактор рационализации индустриального общества, о котором так много писал Макс Вебер, ведет и к стабилизации политической. Экономика цивилизованных стран организована скорее конструктивно, чем реструктивно.

Рационально-этическое подразделение. Четвертый вид деловой активности исходит от группы рациональных этиков, в которой объединены Энтузиаст (ES), Хранитель (RF), Наставник (ET), Гуманист (RI). Представляет собой естественный противовес коммерсантам-реструкторам. Рациональные этики настроены на долговременные связи, стабильные межличностные отношения. Сильная сторона Блюстителей, как я буду называть представителей этой группы, - работа с консервативными клиентами, ценящими определенное мировоззрение и ведущими регламентированный какими-либо нормами образ жизни. Таким образом, их объединяет чувствительность и требовательность к нормам морали (кстати, необязательно положительной). Чувства и межличностные отношения для них являются первостепенной ценностью, а логика - всего лишь инструмент держать бурный человеческий нрав в каких-то рамках. На них держится корпоративная мораль любой организации. Они - добровольные Блюстители норм человеческого сообщества на любом этапе его развития. Ломка привычной системы ценностей для них - очень болезненный и нежелательный процесс. Этика аскетического протестантизма. Есть основания полагать, что хранительская (этико-сенсорная интровертная) система ценностей послужила моральной причиной развития западного капитализма. Немецкий социолог Макс Вебер в своем классическом произведении "Протестантская этика и дух капитализма" проанализировал влияние протестантизма на становление рыночных отношений в экономике Западной Европы и Соединенных Штатов Америки. На основе социологических данных он показал, что рациональная этика в своих наиболее аскетических формах (кальвинизм, пиетизм, методизм, анабаптизм) прививает людям бережливость, трудолюбие и честность в зарабатывании денег.

 

 

Цивилизованный капитализм, сформированный людьми именно с этой моралью, не имеет ничего общего с жаждой наживы во что бы то ни стало. В нашей стране формирование частно-предпринимательской деятельности, к сожалению, лишено морального фундамента. Вернее, ментальность нашего населения (российского намного больше, чем украинского) иррационально-этическая: надежда на авось, эклектический базар, нежелание работать систематически и т.д. Плачевные последствия такого неподготовленного капитализма налицо. Где же роль религии? Она есть, но совершенно иная. Русское и украинское православие воспитывает скорее в гуманитарно-страдальческом, чем социально-практическом духе. Поджидает ли Блюстителей темпераментный барьер? Да, по своей энергетики они так же поляризованы, как и другие виды групп делового стиля. Энергичные Наставник и Энтузиаст рискуют войти в противоречие с менее эспансивными Хранителем и Гуманистом.

Им ничего не остаются, как поделить места в первом и втором эшелоне. В противном случае подразделение будет подвержено сбоям. Барьер установок - следующее препятствие, стоящее на пути с сплочению Блюстителей в слаженную команду. Слаженности действий мешает разнонаправленность индивидуальных целей. Энтузиаст и Хранитель - типы, ориентирующиеся на простые житейские, часто семейные ценности. Наставник и Гуманист отличаются возвышенностью, приверженностью тем или иным систематическим идеологиям.

Не остается ничего иного, как правильно сочетать ролевые ожидания в группе. Повседневно-практическая работа пусть лежит на сенсорных Энтузиасте и Хранителе. Проповедь словом и делом ценностей группы, тяжелые душевные состояния с радостью взвалят себе на плечи интуитивные Наставник и Гуманист. Рациональные этики создают стационарную (не базарную) торговлю. Они нормально работают лишь тогда, когда есть общепризнанные четкие правила, однозначно отделяющие злые поступки от добрых, определенный интерьер коммуникации, традиционное место встречи. Хорошо воспринимаются в этой группе различные ритуалы. Мотив прибыли как чистогана ни в коей мере не может стоять у Блюстителей на переднем плане. Материальное вознаграждение должно быть закономерным следствием действий по той или иной системе этических правил жизнедеятельности. Ступив на тропинку этического нигилизма, блюстители подрывают основу психологии всего общества. Имиджмейкерство является органичным видом деятельности для данных социотипов. Жизненный стиль - это то, что они создают собственными усилиями и блюдут, передавая свои ученикам и последователям. Человеческая культура существует и обогащается благодаря тому, что совокупное человечество ведет себя как рационально-этическая система. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры. Когда вы определяете, по какому типологическому принципу интегрирована группа, помните, что речь идет не о количественном преобладании, а о качественном влиянии (значимости, своеобразном коммуникативном "весе") тех или иных типов. Поэтому обращать внимание надо не на отдельных людей, а на связки типов – коммуникативно спаянные диады, триады, четверки. Именно в таких по численности контактных группах и протекает большая часть жизни любого человека как дома или в компании друзей, так и на работе. Кроме того, надо помнить, что на разных уровнях организационной иерархии обычно действуют разные принципы. Например, высшее руководство компании построено по принципу функциональной широты и базируется на квадре или кольце, а какое-то из нижестоящих подразделений - по принципу специализированных функций. Скажем, отдел маркетинга персонологически работает как узко ориентированная рационально-этическая группа блюстителей. Вот почему нельзя не то, что по одному лидеру, но и по одному подразделению судить об организации в целом. Для этого надо знать весь набор принципов ее персонологической архитектуры. А также ту степень, в которой отдельные подразделения интегрированы в целостную систему. Если это всего лишь конгломерат обособленных групп, то говорить о едином интегральном типе - внешнем имидже организации не имеет смысла. Американцы О.Крегер и Дж.Тьюсон утверждают, что рационально-логические типы ( в их терминологии - мыслительные-решающие) составляют 90% всех сотрудников на высших постах крупных организаций и учреждений [1, с.294]. В частности, по их расчетам, среди старших менеджеров социотип Администратор составляет 22,8%, Инспектор 20,7%, Предприниматель 17,7% и Аналитик - 11,2%. Эти данные вызывают у меня некоторое сомнение. Прежде всего из-за сильной недооценки реструкторов. Не будем забывать, что типодиагностика пока далека от идеала точности и надежности. Хотя преобладающую тенденцию в рационально-организованном обществе их статистика, конечно же, отражает верно.

3. Использование  методов социоанализа в классификации типов менеджеров и стилей управления

3.1Обобщенный прогноз  карьеры менеджера в зависимости от соционических характеристик

Осуществив соционический анализ, можно приблизиться к определению потенциальных возможностей и сделать обобщенный прогноз карьеры менеджера. Дадим краткие характеристики четырех групп типов, имеющих сходные юнговские психологические признаки.

а)Группа с установкой на логику и сенсорику.

Практичный и целеустремленный, потенциально обладает всем необходимым для того, чтобы стать хорошим менеджером даже в нынешних трудных условиях переходного периода. В делах делает ставку исключительно на рассудок и волю.

б)Группа с установкой на логику и интуицию.

В своей деятельности предпочитает делать ставку на инновации и перспективы, не рассчитываете на мгновенную отдачу в любом деле. Лучше работается в условиях нормально работающего рынка с развитой инфраструктурой.

в)Группа с установкой на этику и сенсорику.

Преимущественно делает ставку на людей и отношения между ними и пользуется этим в своей работе. Но в этом же и главная проблема —может пойти на поводу у своих чувств. Имеет потенциал в посреднической деятельности, где умение управлять отношениями занимает ведущее место.

г)Группа с установкой на этику и интуицию.

Менее остальных типов приспособлен к деятельности менеджера. Довольно тонкая и мечтательная натура, которой нелегко привыкнуть к суровому прагматизму бизнеса. Внутренние переживания придется подавлять, на что затрачивает много нервной энергии. Лучше ориентироваться на сферу интеллектуального труда, гуманитарную деятельность.

3.2 Типы менеджеров

Существует американское определение менеджмента: "Управлять — это делать что-либо руками других". Тот, кто управляет, должен видеть и ставить четкие цели, а также создавать необходимые условия и побудительные мотивы для творческого и высокоэффективного труда своих сотрудников. Хороший управленец должен распознавать часто невидимые внешне качества работника и использовать их с максимальной пользой для обеих сторон — сотрудника и фирмы. В зависимости от стиля поведения, можно выделить следующие социальные роли руководителя и соотнести их с определенными соционическими типами.

Антрепренер — видит преимущества изменений в организации и берется за их реализацию. Такая роль предполагает наличие хорошего стратегического мышления, способности осуществлять долгосрочное прогнозирование и умение моделировать любые ситуации и проблемы, возникающие в ходе деятельности организации.

Типы менеджеров: IL (ENTP, ИЛЭ), TP (INTP, ИЛИ), LI (INTJ, ЛИИ), PT (ENTJ, ЛИЭ).

Распределитель ресурсов и работ — расставляет приоритеты при определении сроков выполнения заданий, их последовательности, качества исполнения. Эта роль предполагает наличие волевых качеств, деловой сметки в сочетании с гибкой тактикой при реализации преимущественно задач административно-хозяйственного направления.

Типы менеджеров: FL (ESTP, СЛЭ), LF (ISTJ, ЛСИ), PS (ESTJ, ЛСЭ), SP (ISTP, СЛИ).

Монитор — связующее звено между менеджерами своей организации и представителями других фирм. Для выполнения указанных функций необходимы такие качества, как дипломатичность, умение вести переговоры, располагать людей к доверительности, внутреннее личное обаяние, хорошее понимание конъюнктуры рынка, способность рекламировать свою продукцию

Типы менеджеров: FR (ESFP, СЭЭ), ES (ESFJ, ЭСЭ), SE (ISFP, СЭИ) и RF (ISFJ, ЭСИ).

Организатор связей с общественностью, воспитатель, организатор культурных мероприятий — менеджер, ответственный за решение проблем социально-культурного и воспитательно-обpазовательного направления. Предполагается наличие творческих качеств, умения сохранять и поддерживать морально-этические ценности и культурное наследие своего народа, стимулировать и развивать гуманитарно-художественные наклонности сотрудников своей организации.

Типы менеджеров: ET (ENFJ, ЭИЭ), TE (INFP, ИЭИ), IR (ENFP, ИЭЭ) и RI (INFJ, ЭИИ).

3.3 Стили управления

Управление в различных сферах производства, будь то выпуск продукции машиностроения, обуви или книг, требует в современных условиях новых, гибких и нетрадиционных форм организации труда. Каждой эпохе в ее экономическом развитии соответствует свой доминирующий стиль управления. Руководство, которое является эффективным в период первоначального накопления капитала, абсолютно неприемлемо в постиндустриальном обществе.

Общества со свободным рынком товаров и услуг, частным предпринимательством более всего тяготеют к демократическому стилю управления. В свою очередь, структуры с жестким государственным регулированием, фиксированными ценами, без свободного передвижения рабочей силы, капитала и товаров как внутри страны, так и вне ее, руководствуются исключительно волюнтаристскими, авторитарными методами в своей деятельности.

Информация о работе Соціоніка в менеджменті