Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

Цель реферата – понять смысл основных содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Для достижения данной цели необходимо решить комплекс поставленных задач:
Дать определение понятия мотивация и понять различие мотивации от понятия мотивирование;
Рассмотреть основные задачи мотивации;
Узнать, в чем суть содержательных теорий и рассмотрение их основных теорий;
Определить значение процессуальных теорий мотивации и рассмотреть основные теории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Содержательные теории 5
1.1 Понятие мотивации и мотивирования 5
1.2 Теория Маслоу 7
1.3 Теория Дэвида Мак-Клелланда 9
1.4 Теория мотивации Фредерика Герцберга . 10
Глава 2. Процессуальные теории 13
2.1 Теория ожиданий Врума 13
2.2 Теория справедливости 15
2.3 Теория постановки целей 17
2.4 Теория мотивации Л. Портера - Э.Лоулера 18
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21

Файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 105.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 

Кафедра Общего Менеджмента и Предпринимательства 
 

РЕФЕРАТ по дисциплине «Менеджмент» на тему № 13:

«СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ  ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ИХ ОТЛИЧИЕ  ОТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ» 
 

Исполнитель

Студент группы ДЭБ-302

----------------------

личная подпись

«4» ноября  2011г.

Дубовая Мария  Александровна
Научный руководитель

кандидат  экономических

наук, доцент

---------------------

личная подпись

«4» ноября  2011г.

Гусева

Елена Петровна

 
 
 

Москва, 2011

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Содержательные теории 5

1.1 Понятие мотивации и мотивирования 5

1.2 Теория Маслоу 7

1.3 Теория Дэвида Мак-Клелланда 9

1.4 Теория мотивации Фредерика Герцберга . 10

Глава 2. Процессуальные теории 13

2.1 Теория ожиданий Врума 13

2.2 Теория справедливости 15

2.3 Теория постановки целей 17

2.4 Теория мотивации Л. Портера - Э.Лоулера 18

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления  персоналом. Новые экономические отношения выдвигают   и   новые  требования   к персоналу. Это не только подбор,   обучение и   расстановка кадров, но   и  формирование   нового   сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.                

      На рынке   труда появляется все больше   работников, обладающих достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.   е. люди   с хорошей  нравственной основой   и пониманием   труда, для которых высокая заработная плата не является приоритетным мотивирующим фактором. Компании, для того, чтобы повышать эффективность производства, нацелены на стимулирование таких работников для достижения более высоких результатов. 

      В настоящее время данная тема актуальна, как никогда, так как материальная мотивация является недостаточным  условием для высоких достижений работников на предприятии. Социальные исследования в области менеджмента  показывают, что материальное стимулирование имеет очень важное значение для работников низшего и небольшой части работников среднего звена. Для остальной части работников наиболее важным является другие аспекты мотивации – не финансовые, такие как общественное признание, уважение, различные бонусы и др. Чтобы менеджер мог грамотно стимулировать работников, ему необходимы базовые знания многочисленных теорий мотивации, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями.

      Цель  реферата – понять смысл основных содержательных и процессуальных теорий мотивации.

      Для достижения данной цели необходимо решить комплекс поставленных задач:

    1. Дать определение понятия мотивация и понять различие мотивации от понятия мотивирование;
    2. Рассмотреть основные задачи мотивации;
    3. Узнать, в чем суть содержательных теорий и рассмотрение их основных теорий;
    4. Определить значение процессуальных теорий мотивации и рассмотреть основные теории.

      В качестве информационной базы были использованы учебники по менеджменту отечественных  и зарубежных ученых, а также  информация, содержащаяся на различных  сайтах сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Содержательные теории

    1. Понятие мотивации и мотивирования
 

      При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно  должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать  потенциальные возможности группы работников.

      К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная  структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться  навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять  ее.

      Менеджеров  часто называют исполнительными  руководителями, потому что главный  смысл их деятельности состоит в  том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации, применяя на практике основные принципы мотивации.

      При этом перед менеджерами предприятий  встает ряд вопросов:

      какой должна быть стратегия и тактика  современного предприятия;

      как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;

      как максимально повысить эффективность  управления трудовыми ресурсами  и др.

      Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и (или) личных целей.1

      Эти задачи не могут быть эффективно реализованы  без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в  сочетании с высокой организованностью  и дисциплиной.

      Основными задачами мотивации являются:

      формирование  у каждого сотрудника понимания  сущности и значения мотивации в  процессе труда;

      обучение  персонала и руководящего состава  психологическим основам внутрифирменного общения;

      формирование  у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

      Для решения указанных задач применяются  различные методы мотивации.

      Мотивирование – это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации в нем определенных мотивов.

      Мотивирование считают сердцевиной, основой менеджмента, эффективность которого во многом зависит  от верности пробуждения нужных мотивов.

      Выделяют  два основных типа мотивирования:

      1. Внешнего воздействия на человека  с целью побуждения его производить  определенные действия, приводящие  к желательному для мотивирующего результату.

      2. Формирование определенной мотивационной  структуры человека. Этот тип  мотивирования носит воспитательный  и образовательный характер. Его  осуществление требует гораздо больших знаний, усилий, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

      Первый  и второй типы мотивирования не следует  противопоставлять, так как в  современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся  сочетать оба эти типа мотивирования.

1.2 Теория Маслоу

      Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций  мотивации наибольшее значение имели  работы трех американских психологов: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

      Одним из первых психологов, из работ которого руководители узнали о сложности  человеческих потребностей и их влиянии  на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. (Рисунок 1).

      Рисунок 1(http://bibl.tikva.ru)

      Иерархия  потребностей по Маслоу

      

      Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности  в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные  потребности.

      Потребности в безопасности и уверенности  в будущем включают потребности  в защите от физических и психологических  опасностей со стороны окружающего  мира и уверенность в том, что  физиологические потребности будут  удовлетворены в будущем. Проявлением  потребностей уверенности в будущем  является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

      Социальные  потребности, иногда называемые потребностями  в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

      Потребности в уважении включают потребности  в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны  окружающих, признании.

      Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

      Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.2

      Смысл такого иерархического построения заключается  в том, что приоритетны для  человека потребности более низких уровней и это сказывается  на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

      Самая высокая потребность - потребность  самовыражения и роста человека как личности - никогда не может  быть удовлетворена полностью, поэтому  процесс мотивации человека через  потребности бесконечен.

      Долг  руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения  по их реализации с целью повышения  эффективности работы сотрудников.

Информация о работе Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных