Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, реферат
Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне. Совершенствование технологий и повышение заработной платы обычно не имеет в этом случае существенного эффекта, поскольку эти процедуры исчерпали себя на предыдущем этапе. Вот тут-то речь и заходит о человеческом факторе, т.е. о мотивации.
Введение ..3
1. Понятие мотивации ..5
2. Содержательные теории мотивации 10
2.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу 10
2.2. Теория потребностей Д. Мак-Клелланда 16
2.3. Двухфакторная теория Герцберга 18
2.4. Теория К. Альдерфера 22
3. Применение некоторых теорий в управлении…………………... 24
Заключение 26
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
Группа факторов |
Факторы |
Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) |
Заработок |
Даже при полном удовлетворении не мотивирует к повышению эффективности труда |
Условия труда | ||
Отношение с другими работниками | ||
Информированность о делах на предприятии | ||
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) |
Признание и одобрение руководством результатов работы |
Мотивирует к повышению |
Возможность продвижения по службе | ||
Высокая степень самостоятельности и ответственности | ||
Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа |
2.4. Теория К. Альдерфера.
В 70-е годы ХХ ст. Альдерфер модифицировал теорию Маслоу. Он выделил 3 группы потребностей:
- потребности существования;
- потребности
связей, направленных на поддержку
контактов, признания,
- потребности
личного роста, которые
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но считает возможным переход их от одного уровня к другому в различных направлениях по принципу «фрустрация-регрессия»10. Процесс продвижения вверх по уровням потребностей называется процессом удовлетворения потребностей, а вниз – процессом фрустрации, т.е. неудачи в стремлении удовлетворить потребность. Таким образом, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня работник опять возвращается к низшему и активизирует свою деятельность тут.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей создает дополнительные возможности для мотивирования работников в организации. Эта теория открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, которые могут удовлетворить нижние уровни потребностей, если организация не дает возможности удовлетворить потребности высшего уровня. Альдерфер считал, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы:
1. Потребности существования включают в себя две первые группы пирамиды Маслоу;
2. Потребности связи наиболее тесно связаны с потребностями принадлежностей и причастностей, они отражают социальную природу человека его стремление быть членом семьи, иметь коллег и друзей. К этой группе также можно отнести часть потребностей и знания и самоутверждения пирамидам Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение, а также ту часть потребностей безопасности, которые связаны с групповой безопасностью;
3. Потребности
роста аналогичны потребностям
самовыражения, а также
Также как и у Маслоу все три группы потребностей расположены иерархически, однако теория Альдерфера имеет одно принципиальное отличие: согласно теории Маслоу движение от одной группы потребностей к другой происходит только снизу вверх. Альдерфер же считал, что движение происходит в обе стороны, по его мнению, в случае не удовлетворение потребности верхнего уровня человек переключает свое внимание на потребности более низкого уровня.
3. Применение некоторых теорий в управлении.
Теория Маслоу.
Теория Маслоу внеся исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремление людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивации людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, которые способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководитель могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:11
«В нашем
обществе физиологические потребности
и потребность в безопасности
играют относительно незначительную роль
для большинства людей. Только действительно
бесправные и беднейшие слои населения
руководствуются этими
В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Теория Герцберга.
Согласно
теории Герцберга, наличие гигиенических
факторов не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворенности
Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо сое вить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают,
Заключение.
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний.
Проблемы мотивации работников
предприятий любых форм собственности
всегда были и остаются по сей день
наиболее актуальными независимо от
общественно-политического
Модель мотивации представляет собой в целостном виде набор принципов и факторов, тесно взаимосвязанных между собой, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия (фирмы) к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом. В процессе эффективной трудовой деятельности, при правильно разработанной мотивационной модели, работник не только самореализует свои внутренние побуждения, но и удовлетворяет полностью или частично свои потребности.
Таким образом, содержательные теории мотивации, изучая потребности человека, выделяли те, которые мотивируют человека к определенному типу поведения. Менеджеры должны строить свою работу так, чтобы она удовлетворяла потребности работников, а значит, наиболее эффективно стимулировала его поведение.
Список литературы.
1 Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002
2 Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
3 Комаров А.Г., Кудряшов А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: ПИТЕР, 2004
4 Семенова И.И., «История менеджмента», М.: «ЮНИТИ» 1999г.
5 Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
6 «Управление персоналом организации», Учебник/Под. ред. А.Я. Кибанова, М.: «ИНФРА-М», 2000г
7 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – Мн.: Экономпресс, ФУА, 1998
8 Афонин А.С. Основы мотивации труда: организационно-экономический аспект. – К.,1994
9 Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002
10 Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: ЦЕНТР, 1998
11 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – Мн.: Экономпресс, ФУА, 1998