Совершенствование функционирования структурных подразделений в ООО «ПермАлитПром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать предложения по совершенствованию функционирования структурных подразделений в ООО «ПермАлитПром»
Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
рассмотреть основные понятия организационной структуры управления;
дать классификацию организационных структур управления и выявить тенденции в их формировании;
рассмотреть показатели эффективности организационных структур
рассмотреть фирму ООО «ПермАлитПром», дать ей краткую характеристику, проанализировать организационную структуру;
предложить рекомендации по совершенствованию структуры управления
Объектом курсовой работы является ООО «ПермАлитПром».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Организационные структуры управления: сущность и развитие 5
1.1. Сущность организационной структуры 5
1.2. Классификация структур управления и тенденции их развития 6
1.3. Эффективность организационной структуры 15
2. Анализ организационной структуры управления ООО «ПермАлитПром» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ организационной структуры управления организации 22
3. Совершенствование структуры управления ООО «ПермАлитПром» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

орагнизационные Структуры упр 840.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Новые условия хозяйствования, безусловно, вызвали необходимость перестройки  системы управления экономикой. Предприятие, становясь субъектом экономических отношений, получает экономическую самостоятельность и вынуждено полностью отвечать за результаты своей хозяйственной деятельности. В этой связи предприятие должно сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечит ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Любая организация представляет собой  сложную экономическую и социальную систему. В зависимости от того, как  спроектирована система, зависит характер ее адаптации к внешней среде и к изменениям при влиянии на нее внутренних факторов. Система управления предприятием, фирмой представляет собой целый комплекс мероприятий в различных направлениях и на разных уровнях по формированию целей и задач фирмы их реализации, а также контролю за их реализацией и результатами.

Естественно, для достижения поставленных целей, а также устранения неблагоприятных факторов, возникающих в процессе достижения определенных целей, необходимо организовать процесс управления предприятием, адекватный сложившейся ситуации, как во внутренней, так и во внешней его среде. На наш взгляд, такое суждение является важнейшим принципом построения управленческой организации.

Актуальность темы заключается  в том, что посредством исследования управления предприятием, структуры управления, путем предложения мероприятий по его совершенствованию, возможен переход к устойчивому развитию, которое предполагает, что деятельность предприятия является экономически выгодной, учитывает интересы местного населения и соответствует всем экологическим требованиям. Это повысит эффективность производства, приведет к повышению конкурентоспособности предприятия на рынке.

Цель работы – разработать предложения по совершенствованию функционирования структурных подразделений в ООО «ПермАлитПром»

Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

  • рассмотреть основные понятия организационной структуры управления;
  • дать классификацию организационных структур управления и выявить тенденции в их формировании;
  • рассмотреть показатели эффективности организационных структур
  • рассмотреть фирму ООО «ПермАлитПром», дать  ей  краткую характеристику, проанализировать организационную структуру;
  • предложить рекомендации по совершенствованию структуры управления

Объектом курсовой работы является ООО «ПермАлитПром».

Предметом работы является организационная структура управления предприятием.

В курсовой работе использованы материалы  из учебников по управлению предприятием (организацией), профессиональных журналов, а также материалы «ПермАлитПром»

 

Глава 1. Организационные структуры управления: сущность и развитие

1.1. Сущность организационной структуры

 

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая  служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность  подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

По мнению Дж.К.Лафта: «Наилучшая»  структура – это та, которая  позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью» [1, 85].

Требования к формированию организационной  структуры управления[13, 179]:

1) четко формулируется цель предприятия; 

2) достигается максимальная простота  структуры. Чем проще построена структура, тем легче персоналу приспособиться к данной формы управления, активно участвовать в реализации целей предприятия;

3) обеспечивается четкая передача информации и обратная связь;

4) устанавливается единая подчиненность.  Получение приказа или распоряжения только от одного начальника;

5) ограничивается количество подчиненных.  Норма управления определяется  диапазоном контроля, который зависит от типа производства, его сложности;

6) ограничивается количество звеньев  управления: чем их больше, тем  дольше идет информация снизу вверх и распоряжения сверху вниз, чем больше возможностей искажения их в процессе передачи;

7) четко различаются и координируются функции линейного руководства и функциональных служб;

8) высшим руководством  координируется ответственность служб

Таким образом, организационная структура управления: обусловлена целями организации, характером ее деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними.

1.2. Классификация структур управления и тенденции их развития

 

Организационная структура – это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления [12, 148].

Функциональная структура  отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.

Штатная структура управления  определяет  состав подразделений и перечень должностей,  размеры должностных окладов. Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений [12, 149].

Аппарат (орган) управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции [12, 149].

Структурное подразделение – самостоятельная часть звена управления (отдел, служба, участок), выполняющая определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении [5, 203]. Различают функциональные и производственные подразделения.

Функциональное структурное  подразделение является самостоятельной частью аппарата управления, реализующей задачи определенной функции управления (например, подготовка производства, бухгалтерский учет, экономическое планирование). Конечный результат – управленческие [5, 203].

Производственное структурное  подразделение – это самостоятельная часть звена управления, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая  выпуск  продукции в материальной форме (жилые дома, готовые конструкции, перевезенные груз, изделия) [5, 204].

В теории управления различают  несколько видов организационных  структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная [6, 211].

Линейная структура реализует принципы единоначалия и централизма (Рисунок 1.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.


Рисунок 1.1. Фрагмент линейной структуры [6, 211]

 

Этот вид структуры  характерен для нижних уровней управления: начальник участка – старший мастер-мастер.

Функциональная структура основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (Рисунок 1.2).



Рисунок 1.2. Фрагмент функциональной структуры[6, 212]

 

Она предусматривает подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим свои функции. Внутренняя структура подразделений строится, как правило, по линейному принципу. Например, начальник участка одновременно подчиняется заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее время характерна для высших  уровней управления народным хозяйством.

Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично (Рисунок 1.3).



Рисунок 1.3. Фрагмент  линейно-функциональной структуры[6, 214]

 

 

Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить  достижение стоящих перед организацией задач, проектирование  структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей структуры   организации – это   решение, относящееся к стратегическому планированию. Поскольку оно определяет то, как организация будет  направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что структура организации    должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию  ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются,  то могут понадобиться  соответствующие изменения    и  в организационных структурах.

Рассмотрим  варианты организационных  структур,  успешно зарекомендовавших  себя к настоящему моменту. Каждый    из них годится  только для определенных ситуаций и достижения  соответствующих целей. Поэтому  рассмотрим  бюрократическую структуру  управления, остающуюся  еще  пока основной и доминирующей формой.

Концепция  бюрократии,  первоначально  сформированная  в   начале 1900- годов немецким социологом  Вебером в идеале  - одна из наиболее  полезных   идей  в истории человечества.

Теория Вебера не  содержала  описаний конкретных  организаций. Вебер предлагал  бюрократию скорее как некую  нормативную  модель, идеал,  к достижению  которого организации должны стремиться. Это ясно из характеристики системы, называемой Вебером рациональной  бюрократией [3, 175]:

1. Четкое  разделение   труда,  что приводит к появлению высококвалифицированных  специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  уровень  контролируется   вышестоящим  и подчиняется  ему.

3. Наличие  взаимосвязей системы  обобщенных формальных правил  и  стандартов, обеспечивающей  однородность выполнения   сотрудниками  своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные  лица   выполняют  свои  должностные  обязанности.

5. Осуществление найма  на  работу в строгом   соответствии  с техническими  квалификационными   требованиями. Защищенность  служащих от произвольных увольнений.

Таким образом,  бюрократическая   организационная структура характеризуется  высокой степенью  разделения труда, развитой иерархией  управления, цепью  команд,   наличием многочисленных  правил  и норм  поведения персонала, и подбором  кадров  по их  деловым  и профессиональным качествам. Вебер называл такую структуру  «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют   объективный характер. Вебер полагал, что прихоти  собственников  организации и ее сотрудников не должны  входить в противоречие с целями организации.

Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень хорошо совпадает с системами  ценностей как демократических, так и коммунистических стран. Как отметил видный специалист в теории управления Джон Чайлд: «Анализ бюрократических    структур, проведенный Вебером, продолжает  оставаться уникальным

 

 

и наиболее значительным описанием  сущности  современных организаций» [25, 192].

Бюрократическая модель управления имеет свои положительные  свойства, но ее нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации и имеют  много общего, во многих важных характеристиках они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти отличия.

Для того чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, – руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации  на отдельные  блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Ниже мы приведем наиболее широко используемые системы департаментализации.

Информация о работе Совершенствование функционирования структурных подразделений в ООО «ПермАлитПром»