Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:09, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
1 МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ………………………………8
1.1 Основные направления развития системы занятости на современном этапе 8
1.2 Особенности эволюции российского рынка труда………………………….. 14
1.3 Нормативное правовое обеспечение политики занятости и социальной защиты безработных…………………18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………….
21
2.1 Политика занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе на современном этапе……21
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа…………………38
2.3 Проблемы эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере занятости населения…46
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ..48
3.1 Международный опыт регулирования занятости……………………………. 48
3.2 Разработка мероприятий по эффективности государственной политики в сфере занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе………………51
3.3 Оптимизация нормативно-правового обеспечения политики занятости и социальной защиты безработных……62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………... 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..... 70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………… 73
СОДЕРЖАНИЕ | ||
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… |
4 | |
1 |
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ |
8 |
1.1 |
Основные направления развития системы занятости на современном этапе |
8 |
1.2 |
Особенности эволюции российского рынка труда………………………….. |
14 |
1.3 |
Нормативное правовое обеспечение
политики занятости и социальной
защиты безработных………………………………………………… |
18 |
2 |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……… |
21 |
2.1 |
Политика занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе на современном этапе………………………. |
21 |
2.2 |
Анализ ситуации на рынке труда Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа………………………………………………. |
38 |
2.3 |
Проблемы эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере занятости населения………… |
46 |
3 |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ... |
48 |
3.1 |
Международный опыт регулирования занятости……………………………. |
48 |
3.2 |
Разработка
мероприятий по эффективности государственной
политики в сфере занятости населения
в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском
городском округе…………………..…………… |
51 |
3.3 |
Оптимизация нормативно-правового обеспечения политики занятости и социальной защиты безработных……………………………………………… |
62 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
67 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..... |
70 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
73 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Рынок труда представляет
собой систему общественных отношений
в согласовании интересов работодателей
и наемной рабочей силы. Рынок
труда как экономическая
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.
В новых, более
эффективных организационных
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловила возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации поставленных президентом России целей и задач.
Решение проблемы
обеспечения занятости и
Но рассматривать безработицу только как экономическое явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе, и с социальным статусом самого работника.
Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида.
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение, депрессию. Депрессия, в свою очередь, приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам. Такая постановка вопроса подтверждает актуальность выбранной темы исследования дипломного проекта.
Объектом выпускной квалификационной работы является рынок труда Камчатского края.
Предмет исследования
– управленческие отношения, возникающие
при совершенствовании и
Цель исследования – на основе анализа ситуации, сложившейся на рынке труда, разработать рекомендации по совершенствованию государственной социальной политики в сфере занятости населения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Нормативной базой
исследования являются Федеральный
законы, иные нормативные правовые
акты федерального уровня, законы Камчатского
края, нормативные акты Петропавловск-Камчатского
городского округа - Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», Закон РФ от 19
апреля 1991 г. № 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»,
Постановление Правительства РФ №915 от
8 декабря 2008 г. «О размерах минимальной
и максимальной величин пособия по безработице
на 2009 год»
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования являются научные разработки отечественных и зарубежных авторов по вопросам теории и практики проведения политики занятости, таких как А. Дадашев, Н. Вишневская, В. Титова, И. Заславский, И. Рофе, Б. Збышко, В. Ишнин[15].
Методологическая основа исследования. Ведущим методом при анализе деятельности органов государственной власти в сфере занятости населения является статистический. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности соответствующих органов по реализации государственной политики, в том числе в сравнительном аспекте. Также использовался метод научного анализа и теоретического обобщения.
Хронологические рамки исследования – 2006 – 2008 годы.
Практическая значимость связана с возможностью использования отдельных положений проекта при разработке нормативно-методологического обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа.
Структура дипломного проекта определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1 |
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ |
1.1 |
Основные направления развития государственной политики в сфере занятости на современном этапе |
Состояние занятости и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории.
Рынок труда - это «особая совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу», которая по сути приобретает качество товара [12].
Товарный характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов установления рыночной экономики. Так, продукт (товар) не может стать действительным воплощением рынка, если вне последнего оказывается то, что является в конечном счете главным для его создания, - способность человека к труду».
Проблемы занятости носят межрегиональный и межгосударственный характер. В России безработица характеризуется резкими диспропорциями. Если в крупных городах и промышленных центрах она сравнительно невысокая, то в районах Северного Кавказа, Севера она составляет 30-40 % трудоспособных граждан [9].
Последствия безработицы
негативны для развития экономики
любой страны и непосредственно
для самого человека. Поэтому разрабатывается
ряд законодательных и
Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика
предполагает использование денежно-
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы [16].
Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в трудоустройстве. Кроме того, активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).
Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям: