Совершенствование государственной социальной политики в сфере занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
1 МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ………………………………8

1.1 Основные направления развития системы занятости на современном этапе 8
1.2 Особенности эволюции российского рынка труда………………………….. 14
1.3 Нормативное правовое обеспечение политики занятости и социальной защиты безработных…………………18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………….

21
2.1 Политика занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе на современном этапе……21
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа…………………38
2.3 Проблемы эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере занятости населения…46
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ..48
3.1 Международный опыт регулирования занятости……………………………. 48
3.2 Разработка мероприятий по эффективности государственной политики в сфере занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе………………51
3.3 Оптимизация нормативно-правового обеспечения политики занятости и социальной защиты безработных……62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………... 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..... 70

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………… 73

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

4

 

1

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ…………………………………………………………………...

 

8

     

1.1

Основные направления  развития системы занятости на современном  этапе

8

1.2

Особенности эволюции российского  рынка труда…………………………..

14

1.3

Нормативное правовое обеспечение  политики занятости и социальной защиты безработных……………………………………………………………

 

18

 

2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………….

 

 

 

21

 

2.1

Политика занятости  населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе на современном этапе……………………….

 

21

2.2

Анализ ситуации на рынке  труда Камчатского края и Петропавловск-Камчатского  городского округа……………………………………………….

 

38

2.3

Проблемы эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере занятости населения…………

 

46

 

3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ    В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ...................................

 

48

 

3.1

Международный опыт регулирования занятости…………………………….

48

3.2

Разработка  мероприятий по эффективности государственной  политики в сфере занятости населения  в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе…………………..……………………………..

 

 

51

3.3

Оптимизация нормативно-правового обеспечения политики занятости и социальной защиты безработных………………………………………………

 

62

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...

67

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….....

70

   

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………

73




 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений  в согласовании интересов работодателей  и наемной рабочей силы. Рынок  труда как экономическая категория  долгое время рассматривался как  явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка  труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.

В новых, более  эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловила возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации поставленных президентом России целей и задач.

Решение проблемы обеспечения занятости и снижения уровня безработицы в современных  условиях является актуальной задачей  государственного управления. Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Но рассматривать  безработицу только как экономическое  явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе, и с социальным статусом самого работника.

Безработица - не просто отсутствие работы, это также  и социальная катастрофа, оказывающая  мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида.

Для многих людей  чувство собственного достоинства  непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение, депрессию. Депрессия, в свою очередь, приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам. Такая постановка  вопроса подтверждает актуальность выбранной темы исследования дипломного проекта.

Объектом выпускной квалификационной работы является рынок труда Камчатского края.

Предмет исследования – управленческие отношения, возникающие  при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости  на региональном и муниципальном уровне.

Цель исследования – на основе анализа ситуации, сложившейся на рынке труда, разработать рекомендации по совершенствованию государственной социальной политики в сфере занятости населения.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных условиях в РФ;
    • проследить эволюцию  российского рынка труда;
    • рассмотреть безработицу, ее формы, причины и социально-экономические  последствия;
    • ознакомиться с государственной политикой занятости населения, проанализировать конкретные мероприятия в этой сфере;
    • проанализировать и дать оценку занятости населения и качеству трудовых ресурсов Камчатского Края и Петропавловск-Камчатского  городского округа;
    • ознакомиться с международным опытом регулирования занятости.

Нормативной базой  исследования являются Федеральный  законы,  иные нормативные правовые акты федерального уровня, законы Камчатского  края, нормативные акты Петропавловск-Камчатского  городского округа - Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 
«О занятости населения в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ №915 от 8 декабря 2008 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования являются научные разработки отечественных и зарубежных авторов по вопросам  теории и практики проведения политики занятости, таких как А. Дадашев, Н. Вишневская, В. Титова, И. Заславский, И. Рофе, Б. Збышко, В. Ишнин[15].

Методологическая основа исследования. Ведущим методом при анализе деятельности органов государственной   власти в сфере занятости населения является статистический. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности соответствующих органов по реализации государственной политики, в том числе в сравнительном аспекте. Также использовался метод научного анализа и теоретического обобщения.

Хронологические рамки исследования – 2006 – 2008 годы.

Практическая  значимость связана с  возможностью использования отдельных положений проекта при разработке нормативно-методологического обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа.

Структура дипломного проекта определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

ГЛАВА 1

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ

1.1

Основные направления  развития государственной политики  в сфере занятости на современном этапе


Состояние занятости  и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории.

Рынок труда - это «особая совокупность  экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной  трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу», которая по сути приобретает качество товара [12].

Товарный характер рабочей  силы  трактуется как один из важнейших  факторов установления рыночной экономики. Так, продукт (товар) не может стать действительным воплощением рынка, если вне последнего оказывается то, что является в конечном счете главным для его создания, - способность человека к труду».

Проблемы занятости носят  межрегиональный и межгосударственный характер. В России безработица характеризуется резкими диспропорциями. Если в крупных городах  и промышленных центрах она сравнительно невысокая, то в районах Северного Кавказа, Севера она составляет  30-40 % трудоспособных граждан [9].

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатывается  ряд законодательных и экономических  мер по снижению безработицы.

Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным  с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых мер для  сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости  направлена на создание новых рабочих  мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и  активную. При пассивной функция  государства сводится к регистрации  безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы [16].

Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить  активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в трудоустройстве. Кроме того, активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).

Активная политика занятости проявляется по следующим  основным направлениям:

    • помощь в трудоустройстве;
    • содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
    • содействие самозанятости и предпринимательству;
    • организация общественных работ;
    • помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др [16].

Информация о работе Совершенствование государственной социальной политики в сфере занятости населения