Совершенствование государственной социальной политики в сфере занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
1 МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТЕРРИТОРИИ………………………………8

1.1 Основные направления развития системы занятости на современном этапе 8
1.2 Особенности эволюции российского рынка труда………………………….. 14
1.3 Нормативное правовое обеспечение политики занятости и социальной защиты безработных…………………18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………….

21
2.1 Политика занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе на современном этапе……21
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа…………………38
2.3 Проблемы эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере занятости населения…46
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ..48
3.1 Международный опыт регулирования занятости……………………………. 48
3.2 Разработка мероприятий по эффективности государственной политики в сфере занятости населения в Камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе………………51
3.3 Оптимизация нормативно-правового обеспечения политики занятости и социальной защиты безработных……62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………... 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..... 70

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………… 73

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что российский рынок труда характеризовался относительно небольшими потерями в занятости, гибкостью рабочего времени и сверхгибкостыо заработной платы. В результате он оказался хорошо приспособленным к тому, чтобы амортизировать многочисленные негативные люки, сопровождавшие процесс системной трансформации. Однако вряд ли можно считать подобную специфическую модель рынка труда адекватной новым условиям.

1.3

Нормативное правовое обеспечение политики занятости  и социальной защиты безработных


Управление  занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения.

Непосредственное  управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% от общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости [19].

Одним из главных направлений государственной  политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из  п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:

    • обеспечивать   реализацию   федеральных,   региональных   и   других   целевых   программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих 
      трудности в поиске работы;
    • оказывать содействие  гражданам  в  поиске  подходящей  работы,  а  работодателям  в подборе необходимых работников;
    • организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
    • осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
    • давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Данный  перечень обязанностей  органов службы занятости  не является  исчерпывающим.

Помимо  Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости». Данный нормативный акт предусматривает обширный круг полномочий данной службы. Так, Федеральная служба осуществляет контроль и надзор за:

    • работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме;
    • нормативно-правовым регулированием,  осуществляемым  органами  государственной  власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
    • осуществляет реализацию   мер   активной   политики   занятости населения. 

    Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими в обязанности граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие в обязанности работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими в дополнительные обязанности работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих в обязанности граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.

 

2

Взаимодействие  органов государственной  власти и   Органов местного  самоуправления Камчатского края по реализации государственной  политики в сфере занятости населения

2.1

Политика занятости  населения в Камчатском крае и  Петропавловск-Камчатском городском округе на современном этапе


Краевое государственное  учреждение Центр занятости населения  города Петропавловска-Камчатского  в соответствии с Федеральным  законом «О занятости населения в РФ» ведет большую работу по активной политике содействия занятости населения.

Статья 5 Федерального закона «О занятости населения в РФ» декларирует основные направления политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость [3].

Активная политика содействия занятости населения ведется Центром занятости населения по следующим двенадцати направлениям:

1. Квотирование  рабочих мест.

           Квотирование рабочих мест предусматривает  установление органами местного  самоуправления на предприятиях  различных форм собственности  минимального количества рабочих мест для гарантийного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке. Для трудоустройства отдельных категорий безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы в банке данных вакансий резервируются рабочие места.

2. Профессиональная  реабилитация инвалидов. 

Профессиональная  реабилитация инвалидов предусматривает  их трудоустройство на условиях выделения  органами службы занятости финансовых средств работодателям на поддержку  доходов безработных граждан  не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации, и применяется в случаях, когда обычные стандартные методы работы не приносят желаемых результатов. Данное направление создает дополнительные возможности трудоустройства гражданам с частичной утратой трудоспособности, независимо от группы инвалидности, и распространяется на инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу и имеющих соответствующие рекомендации об условиях и характере труда.

3. Предпринимательство.

Предпринимательство — это альтернативная реальная возможность  решения проблемы занятости в  современных рыночных условиях. Служба занятости содействует развитию предпринимательской инициативы незанятых  граждан, активно использует такие формы работы:

    • интенсивная профориентация;
    • обучение основам предпринимательства;
    • бесплатное консультирование;
    • предоставление возможности оформления свидетельства без оплаты государственной пошлины.

Виды услуг, оказываемых службой занятости населения в организации самозанятости безработных граждан:

    • консультирование по вопросам организационно-правовых форм предпринимательства, порядка создания малого предприятия, организации индивидуальной предпринимательской деятельности;
    • информирование о видах деятельности, наиболее эффективных, перспективных и конкурентоспособных в данном регионе;
    • предоставление сведений о возможностях и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела;
    • обеспечение безработных граждан, организующих свое дело (предприятие), нормативными документами;
    • разъяснение требований к предпринимателю (наличие общих знаний рыночной экономики, профессии или специальных знаний по виду деятельности).

4. Клуб ищущих  работу.

Клуб ищущих работу создан в целях оказания безработным гражданам дополнительных услуг в содействии трудоустройству, в приобретении уверенности и активности в поисках работы. Клуб функционирует с 1997 года. Участие в деятельности «Клуба ищущих работу» помогает безработным гражданам преодолеть чувство пессимизма, неуверенности, скованности, поверить в свои силы, проявить настойчивость в поиске работы, приобрести психологическую уравновешенность.

Клуб ищущих работу создан в целях оказания безработным  гражданам дополнительных услуг в содействии трудоустройству, в приобретении уверенности и активности в поисках работы. Клуб функционирует в КГУ Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского с 1994 года. Участие в деятельности «Клуба ищущих работу» помогает безработным гражданам преодолеть чувство пессимизма, неуверенности, скованности, поверить в свои силы, проявить настойчивость в поиске работы, приобрести психологическую уравновешенность. Также помогает сформулировать требования потенциального работника к будущей работе; ознакомиться с простым и одним из самых эффективных способов получить приглашение на собеседование к работодателю — «поисковыми» телефонными звонками; использовать преимущество  биографии, как подать информацию о себе, чтобы она произвела благоприятное впечатление на работодателя при письменном обращении в процессе собеседования.

5. Профессиональная  ориентация.

Профессиональная  ориентация — комплекс специальных  мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, интересов и возможностей, в соответствии с социально-экономической ситуацией на рынке труда.

Профессиональная  ориентация способствует обоснованному  выбору гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными наклонностями и потребностями рынка труда, самоопределению при выборе и планированию карьеры.

6. Профессиональное  обучение.

Профессиональное  обучение позволяет приобрести профессиональные знания или повысить квалификацию, что обеспечивает повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда и расширяет возможности их трудоустройства.

7. Общественные  работы.

Общественные  работы — это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в  качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Участие граждан в общественных работах является эффективным и существенным звеном в системе обеспечения занятости населения в период временного затруднения с трудоустройством. Также это позволит более рационально использовать квалифицированный персонал за счет привлечения временных работников на выполнение необходимых объемов неквалифицированных, низкооплачиваемых и не престижных работ; подбирать при необходимости работников на постоянную работу из числа ищущих работу граждан, хорошо зарекомендовавших себя в период участия в общественных работах. Общественные работы осуществляются в соответствии  Постановлением Правительства  №875 от 14 июля  1999г. «Об утверждении положения об организации общественных работ» [7].

8. Сезонные работы.

Сезонные работы — вид трудовой деятельности, пользующийся спросом, как у безработных, так  и у граждан занятых в общественном производстве. Участие в сезонных работах позволяет поддержать жизненный  уровень граждан и сохраняет  мотивацию к труду у безработных в период поиска постоянной работы.

9. Организованный  набор рабочей силы.

Организованный  набор рабочей силы — гибкая и  нестандартная форма занятости, дающая возможность гражданам, ищущим работу, и членам их семей трудоустроиться в районах области, а также в других регионах России. Переселение семей в сельскую местность позволяет гражданам решить не только проблему трудоустройства, но и жилищный вопрос. Новое место жительства стимулирует к наиболее полному использованию профессионального опыта и раскрытию творческого потенциала.

10. Временная  занятость подростков.

Временная занятость  подростков, как наиболее эффективная  форма работы с несовершеннолетними  гражданами в каникулярное и свободное  от учебы время, позволяет привлечь учащихся школ, учебных заведений начального, среднего, высшего профессионального образования и незанятой молодежи к выполнению социально-значимых работ:

Информация о работе Совершенствование государственной социальной политики в сфере занятости населения