Совершенствование и организация рабочего места Комитета по социальной политике на примере бухгалтера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации рабочих мест персонала отдела общей работы и бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить современные требования к организации рабочих мест персонала;
• Выявить и проанализировать факторы, определяющие требования к организации рабочих мест персонала;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Анализ организации рабочих мест Комитета по социальной политике 5
1.1 Краткая характеристика Комитета по социальной политике 5
1. 2 Анализ структуры персонала Комитета по социальной политике 7
Глава 2. Анализ рабочего места бухгалтера 11
2. 1 Общая характеристика професии-бухгалтер 11
2. 2 Анализ организации рабочего места бухгалтера 12
2.3Оценка рабочего места бухгалтера……………………………………….15
Глава 3. Совершенствование организации рабочего места бухгалтера 17
3. 1 Предложения по улучшению организации рабочего места бухгалтерской службы 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложение 1. 23
Приложение 2. 25

Файлы: 1 файл

Ratsionalizatsia 1.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

Результаты анализа  показывают, что состав работающих по категориям персонала в МУ «Комитет по социальной политике г. Улан-Удэ» не изменился.

Далее проведем половозрастной анализ персонала МУ «Комитет по социальной политике г. Улан-Удэ», наглядно он представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. «Половозрастная  структура персонала за 2009-2010 года»

 

Из анализа половозрастной структуры можно отметить, что  в Комитете преобладают женщины.

Коллектив Комитета полностью  состоит из специалистов с высшим образованием.

Глава 2. Анализ рабочего места специалиста

2. 1 Общая характеристика профессии

 

В условиях высокоразвитой системы товарно-рыночных отношений  и процветания различных форм бизнеса потребность в квалифицированных  работниках, специализирующихся на выполнении бухгалтерского учёта, растёт с каждым днем. Важно отметить, что бухгалтер (нем. «Buch» — книга, «Halter» — держатель) — это не просто сотрудник финансового отдела предприятия, это важнейший элемент контролирования правильности и материальной устойчивости всего механизма вашего бизнеса.

Несмотря на развитие профессии за рубежом, в постсоветском  пространстве лишь с начала 90-х годов  прошлого века спрос на бухгалтеров  стал расти. Сегодня, согласно статистике, 95% бухгалтеров — женщины, только половина из которых имеет высшее образование. Карьерная лестница представлена такими должностями, как главный бухгалтер, его заместитель и рядовые бухгалтеры.

Работа бухгалтера многогранна  и требует большого спектра умений. В компетенцию такого работника  входит учёт и контроль основных, хозяйственных, товарно-материальных средств предприятия, затрат на производство и реализацию выпускаемых товаров, а также различные операции в отношениях с заказчиками. Таким образом, бухгалтер — это своеобразный контролёр всей финансовой деятельности предприятия, призванный создавать оптимальные комбинации материальных трат с целью получения наибольшей выгоды.

Вместе с умением оперировать  финансовыми потоками, бухгалтер  должен обладать знаниями в сфере  обработки бухгалтерской информации с помощью ЭВМ. Особой внимательности требует также платёжные перечисления в государственный бюджет, взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования, начисление заработной платы и др. 
С точки зрения уникальности профессия бухгалтера имеет несколько родственных специальностей. Основы бухгалтерского учёта также характерны для таких специалистов, как экономист, налоговый инспектор, финансист и даже преподаватель в учебном заведении.

Основной трудностью профессии бухгалтера становится состояние  постоянной концентрации, сосредоточенности, а также наличие достаточных фоновых знаний по таким дисциплинам, как математика, вычислительная техника, экономика, информатика, статистика и финансы. Более того, частые проверки отчётности перед налоговыми службами требует высокого уровня стрессоустойчивости, принципиальности и отменных счетно-аналитических способностей.

Научиться азам профессии  можно, избрав соответствующую специальность  в различных техникумах, а также  в высших учебных заведениях на родственных  бухгалтерскому учёту специальностях.

2. 2 Анализ организации рабочего  места бухгалтера

Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия  производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более  интенсивным, напряженным, требующим  значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех областях деятельности человека. При работе с компьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: электромагнитных полей, инфракрасного и ионизирующего излучений, шума и вибрации, статического электричества и др.

Работа с компьютером  характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной  нагрузкой бухгалтеров, высокой  напряженностью зрительной работы и  достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой  ЭВМ. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабочего места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека-бухгалтера.

В процессе работы с компьютером  необходимо соблюдать правильный режим  труда и отдыха. В противном  случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.

Рассмотрим рабочее  место бухгалтера в комитете. Такие факторы как освещение, вентиляцию, вредность используемой оргтехники. В результате анализа рабочего места было выявлено следующее: оборудование, необходимое для выполнения работы специалистами бухгалтерской службы и частота его использования:

- компьютер – часто  (ежедневно);

- принтер – часто  (ежедневно);

- ксерокс – часто  (ежедневно);

- телефон – часто  (ежедневно).

В настоящий момент бухгалтерия  обеспечена новой оргтехникой, соответствующей  требованиям выполняемой работы.

Бухгалтерская служба осуществляет свою работу в помещении, состоящем из кабинета на 3 рабочих места (главный бухгалтер и 2 консультанта отдела общей работы и бухгалтерского учета).

В приложении 1 расположена  схема кабинета (см. приложение 1).

Рабочее место бухгалтера состоит из письменного стола, стула, персонального компьютера, офисных принадлежностей и телефона.

В кабинете установлено 2 копировальные машины, 2 принтера, кондиционер, 4 стеллажа для хранения документации.

Кабинет бухгалтерии  расположен окнами на солнечную сторону, стены и потолок выкрашены в светло-голубой цвет. Поверхность пола покрыта линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.

В кабинете растут живые  цветы в горшках. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.

Помещение имеет естественное и искусственное освещение. Естественное – за счет больших широких окон, которые выходят на запад, а искусственное  – за счет люминесцентных ламп.

На окнах висят жалюзи, которые защищают от ярких солнечных лучей летом. Мебель (диван, стол, журнальный стол) в кабинете состоит из древесных материалов, покрытые качественной окраской, что является отличной поверхностью для работы в офисе. Некоторые стулья в офисе, сделаны из кожаных, тканевых  материалов, что способствует комфортабельности в рабочем положении. Прочная и мягкая обивка, теплоустойчивая, высокая спинка, подлокотники широкие, регулировка высоты над полом и уровня наклонности.   Данные стулья относятся к категории стулья –люкс.

Для соблюдения указанных  параметров микроклимата в помещение  оборудовано системой центрального отопления с регулируемой интенсивностью теплоотдачи.

Влажная уборка помещения  проводится 2 раза в неделю, хотя по нормам должна проводиться ежедневно. Это отрицательно сказывается на влажности воздуха и чистоте помещения, что напрямую связано с самочувствием персонала.

Уровни положительных  и отрицательных аэроионов в  воздухе помещения, где расположены  ПЭВМ, соответствуют действующим  санитарно-эпидемиологическим нормативам. Для этих целей в помещении установлен аэроионизатор воздуха.

      1. Оценка рабочего места бухгалтера

 

       По результатам  анализа рабочих мест бухгалтерской  службы Комитета по социальной  политике. Можно считать:

-    освещение – удовлетворительным; 

- вентиляцию – удобной в связи с установкой системы кондиционирования воздуха;

-    комфортабельность мебелировки — отличная.

Здоровье и безопасность. Нежелательные факторы, влияющие на состояние здоровья и безопасность специалистов бухгалтерии:

-    излучение – часто;

-    возможность электрошока – редко;

-    возможность возгорания – редко.

С помощью контрольного листа для эргономического рабочего места с ПК можно проверить  эргономию рабочего места и устранить  его слабые стороны.

Компьютерные столы: длина: 120-160 см; ширина: 80-90 см; высота: 72 см при нерегулируемой высоте, 68-76 см при регулируемой; пространство для ног - 58 см в ширину и 66-74 см в высоту; поверхность светлая.

Стулья: вращающийся на 5 роликах с переменной высотой; с опорой в области поясницы; высота спинки до середины лопаток; послушный движениям тела. с подлокотниками; с обивкой из ткани у главного бухгалтера и 2 офисных стула со спинкой (не регулируемой).

Освещение: свет уравновешенный, без теней; преобладание дневного, но не ослепляющего света.

Экраны: жидкокристаллические, на расстоянии не менее 50 см; со слабым излучением; с высокой контрастностью и разрешающей способностью; с поверхностью, не отражающей свет.

Клавиатуры: не выше 3 см; с наклоном не больше 15 градусов; с расстоянием 5-10 см от края стола для опоры кистей; с длинным кабелем для свободной передвижки.

Микроклимат помещения: температура около 20 градусов.

Основной проблемой  в организации рабочих мест отдела общей работы и бухгалтерского учета Комитета по социальной политике г. Улан-Удэ является неправильно подобранные стеллажи для документации, их высота составила 2,5 метра при высоте помещения 3 метра. Т. е. если сотруднику потребуются документы находящиеся на верхних полках, потребуется дополнительное время и усилия.

Следующей не мало важной проблемой является то, что не у  всех сотрудников в отделе имеется рабочий стул (кресло), удовлетворяющий всем требованиям.

Так же проблемой является частота проведения влажных уборок в кабинете, которые проводятся всего 2 раза в неделю.

Таким образом, можно сделать вывод, если устранить выявленные недостатки и выполнить необходимые требования к рабочему месту, значительно повысится трудоспособность и понизится утомляемость работников бухгалтерии.

 

Глава 3. Совершенствование  организации рабочего места специалиста

    1. 1 Предложения по улучшению организации рабочего места бухгалтера

 

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов  должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места бухгалтера должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.

Учитывая то, что кабинет  оснащен 2 единицами оборудования(2 ксерокса и 2 принтера) на троих сотрудников, можно сделать вывод о том, что одному из троих сотрудников  для выполнения трудовой функции требуется больше времени и затрат. Для наиболее скорейшего выполнения определенной трудовой функции требуется установление 1 ксерокса и принтера.

Так как основной проблемой  в организации рабочего места  бухгалтера является высота стеллажей, в кабинете желательно установить шкафы-картотеки, они считаются более вместительными и удобными в использовании.

Главными элементами рабочего места бухгалтера являются стол и кресло. Основным рабочим  положением является положение сидя.

Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление бухгалтера. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим  условиям:

  • высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
  • нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы бухгалтер мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
  • поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения;
  • конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).
  • высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760мм. Высота поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650 мм.

Информация о работе Совершенствование и организация рабочего места Комитета по социальной политике на примере бухгалтера