Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:46, курсовая работа
Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на ОАО «Доломит» определить основные направления и предложить конкретные пути совершенствования существующей на предприятии системы мотивации, доказав их целесообразность и эффективность.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
изучить теоретические основы мотивации персонала;
охарактеризовать объект исследования, рассмотреть его организационную структуру, проанализировать экономическое состояние;
проанализировать существующую на предприятии систему или методы мотивации персонала;
выделить основные недостатки и проблемы существующей системы мотивации и определить основные направления их решения или устранения;
Таблица 2.5 – Структура затрат на покупные материалы за 2007–2009 гг. в сопоставимых ценах
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||
Стоимость, млн. р. |
Удельный вес, % |
Стоимость, млн. р. |
Удельный вес, % |
Стоимость, млн. р. |
Удельный вес, % | |
Материалы всего: В том числе: |
7677,0 |
100,0 |
6571,0 |
100,0 |
9373,0 |
100,0 |
Лента транспортерная |
120,0 |
1,6 |
117,5 |
1,8 |
136,8 |
1,5 |
Огнеупоры |
35,1 |
0,5 |
35,7 |
0,5 |
33,3 |
0,4 |
Било |
1604,0 |
20,9 |
173,9 |
2,6 |
203,5 |
2,2 |
Билодержатели |
426,8 |
5,6 |
49,4 |
0,8 |
54,1 |
0,6 |
Прокат черных металлов |
293,7 |
3,8 |
202,0 |
3,1 |
481,1 |
5,1 |
Резиновые сита |
51,28 |
0,7 |
16,1 |
0,2 |
19,6 |
0,2 |
Сетка металлическая |
170,0 |
2,2 |
82,5 |
1,3 |
138,4 |
1,5 |
Зубья ковша |
118,9 |
1,5 |
179,9 |
2,7 |
379,3 |
4,0 |
Шарошки |
8,5 |
0,1 |
118,2 |
1,8 |
154,5 |
1,6 |
Изоляционные материалы |
18,0 |
0,2 |
217,3 |
3,3 |
220,0 |
2,3 |
Взрывчатые материалы |
1953,0 |
25,4 |
2195,9 |
33,4 |
3430,0 |
36,6 |
Марганцовистое литье |
226,1 |
2,9 |
240,0 |
3,7 |
450,0 |
4,8 |
Бронзовое литье |
35,2 |
0,5 |
40,0 |
0,6 |
70,0 |
0,7 |
Металлорежущий и измерительный инструмент |
18,7 |
0,2 |
20,0 |
0,3 |
120,0 |
1,3 |
Слесарный инструмент |
14,8 |
0,2 |
300,0 |
4,6 |
22,0 |
0,2 |
Подшипники |
55,3 |
0,7 |
60,0 |
0,9 |
310,0 |
3,3 |
Электроды |
41,4 |
0,5 |
80,0 |
1,2 |
90,0 |
1,0 |
Кислород |
49,8 |
0,6 |
50,0 |
0,8 |
60,0 |
0,6 |
Запчасти к ЭКГ 5А |
386,89 |
5,0 |
400,0 |
6,1 |
450,0 |
4,8 |
Запчасти к ДЭТ-250, Т-330 |
90,1 |
1,2 |
100,0 |
1,5 |
120,0 |
1,3 |
Канаты |
188,0 |
2,4 |
190,0 |
2,9 |
200,0 |
2,1 |
Прочие |
600,5 |
7,8 |
700,0 |
10,7 |
800,0 |
8,5 |
Затраты всего (без НДС) |
6506,0 |
- |
5569,0 |
- |
7943,0 |
- |
Сумма НДС (ставка 18%) |
1171,0 |
- |
1002,0 |
- |
1430,0 |
- |
Как упоминалось выше, значительное влияние на увеличение материальных затрат связано с увеличением платы за топливно-энергетические ресурсы. Динамика их изменения отражена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Динамика изменения затрат на топливно-энергетические ресурсы за 2007–2009 гг. в сопоставимых ценах
Показатель |
2007 г., млн. р. |
2008 г., млн. р. |
Темп роста 2008 г. к 2009 г |
2009 г., млн. р. |
Темп роста к 2008 г. |
Затраты на ТЭР без НДС |
14208 |
16722 |
118 |
25398 |
152 |
Сумма НДС (ставка 18%) |
2558 |
3000 |
- |
4572 |
- |
Всего: |
16766 |
19722 |
118 |
29970 |
152 |
Как видно из таблицы 2.6, значительное увеличение затрат на ТЭР произошло в 2009 г., именно тогда произошло и значительное увеличение материальных затрат (как следствие и их доли в общей структуре затрат), а так же полной суммы затрат на производство продукции.
Снижение доли заработной платы в общей структуре затрат можно объяснить уменьшением количества работников, а так же все чаще применяемым на предприятии принципом совмещения должностей.
В 2008 г. амортизация уменьшилась в связи с уменьшением остаточной стоимости основных фондов на начало года. Амортизация увеличилась в 2009 г. в связи с пересмотром комиссии способа ее начисления на отдельные виды основных фондов, которые быстро устаревают морально и должны быть быстрее самортизированы, индексацией первоначальной стоимости, так же покупкой новых основных средств (замена пневмотранспорта на механический и на двух технологических линиях в цехе №5).
Основными резервами снижения себестоимости является уменьшение материальных затрат. Так как в силу специфики основных закупаемых материалов (например, взрывчатого вещества, имеющего наибольший удельный вес в затратах на покупное сырье и материалы), новых, более выгодных поставщиков найти трудно, то нужно обратить особое внимание на разработку и внедрение энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости продукции для уменьшения расходов на топливно-энергетические ресурсы.
2.2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль – это часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты всех налогов и других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль предприятия (балансовая прибыль, Пб) характеризует конечный результат производственно-финансовой деятельности предприятия. Она состоит из прибыли (убытков) от реализации продукции, работ и услуг ( ), операционных (ОФР) и внереализационных финансовых результатов (ВФР) – доходов и расходов
= ОФР ВФР. (2.3)
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, сборов и платежей из балансовой прибыли.
Данные для анализа формирования и структуры балансовой и чистой прибыли предприятия представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Анализ формирования и структуры прибыли предприятия за 2007–2009 гг.
Факторы формирования прибыли |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||
Факт, млн. р. |
Уд.вес в , % |
Факт, млн. р. |
Уд.вес в , % |
Факт, млн. р. |
Уд.вес в , % | |
Прибыль от реализации |
3742 |
205,60 |
3903 |
285,10 |
6063 |
130,38 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, всего, в т.ч.: Операционные расходы Операционные доходы (за минусом НДС и др. аналогичных платежей) |
-15
1615
1600 |
-0,83
88,74
87,91 |
+112
647
759 |
+8,18
47,26
55,44 |
+190
998
1188 |
+4,08
21,46
25,54 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, всего, в т.ч.: Внереализационные расходы Внереализационные доходы (за минусом НДС и др. аналогичных платежей) |
-1907
2002
95 |
-104,78
110,00
5,22 |
-2646
2912
266 |
-193,28
212,71
19,43 |
-1603
1723
120 |
-34,47
37,05
2,58 |
Балансовая прибыль |
1820 |
100,00 |
1369 |
100,00 |
4650 |
100,00 |
Чистая прибыль |
834 |
45,82 |
794 |
57,99 |
3372 |
72,52 |
Как видно из таблицы 2.8, балансовая прибыль уменьшилась в 2008 г., несмотря на рост объемов производства, и значительно возросла в 2009 г. Так же следует отметить, что если в 2007 г. и 2008 г. доля прибыли от реализации была 205,6% и 285,1%, а сама прибыль от реализации была значительно уменьшена на сумму оперативных и внереализационных расходов, то в 2009 г. доля прибыли от реализации в балансовой прибыли составила 130,38%, что практически в два раза меньше, чем за предыдущие годы. И тем не менее балансовая прибыль в 2009 г. значительно возросла из-за небольшой, по сравнению с прошлыми годами, долей операционных и внереализационных расходов. Достаточно большая сумма внереализационных расходов связана с покрытием убытков прошлых лет.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом и доходность отдельных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
В процессе анализа будут рассматриваться следующие показатели рентабельности продукции:
, (2.4)
; . (2.5)
Представим данные в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Динамика показателей рентабельности продукции за 2007–2009 гг.
Показатели рентабельности |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Рентабельность реализованной продукции |
9,10 |
8,10 |
9,96 |
Рентабельность продаж реализованной продукции |
8,30 |
7,49 |
9,10 |
Рентабельность продаж |
4,00 |
2,60 |
6,90 |
Рентабельность предприятия поддерживается примерно на одном и том же уровне, за исключением 2008 г., что связано с тем, что в 2008 г. была выплачена основная сумма задолженности предприятия за электроэнергию, что значительно сократило сумму балансовой прибыли. Рост рентабельности реализованной продукции связан со значительным увеличением объема реализации и не таким сильным, по сравнению с объемом реализации, увеличением себестоимости продукции. Увеличение рентабельности продаж связано с увеличением балансовой прибыли в 2009 г. за счет увеличения прибыли от реализации и снижению доли операционных и внереализационных доходов предприятия.
2.2.4 Анализ численности и профессионально-
От того, насколько предприятие обеспечено
необходимыми кадрами, зависит и своевременность
производства продукции, и степень использования
различных ресурсов предприятия. Так же
данные о профессионально-
Данные по численности и профессионально-
Таблица 2.9 – Численность и уровень образования работников на конец отчетного года
Наименование показателя |
Списочная численность работников на конец отчетного года, чел. | |||||
2007 г. |
Доля в общей численности, % |
2008 г. |
Доля в общей численности, % |
2009 г. |
Доля в общей численности, % | |
Всего работников, в том числе имеют: |
1237 |
100,0 |
1242 |
100,0 |
1225 |
100,0 |
Высшее образование |
127 |
10,3 |
138 |
11,1 |
141 |
11,5 |
Среднее специальное |
263 |
21,3 |
273 |
22,0 |
267 |
21,8 |
Профессионально-техническое |
390 |
31,5 |
374 |
30,1 |
390 |
31,8 |
Общее среднее |
392 |
31,6 |
417 |
33,6 |
401 |
32,7 |
Общее базовое |
65 |
5,3 |
40 |
3,2 |
26 |
2,2 |
Из общей численности имеют возраст, лет: |
||||||
18–24 |
119 |
9,6 |
124 |
10,0 |
130 |
10,6 |
25–29 |
132 |
10,7 |
132 |
10,6 |
141 |
11,5 |
30 |
23 |
1,8 |
30 |
2,4 |
30 |
2,4 |
31 |
23 |
1,8 |
20 |
1,6 |
30 |
2,4 |
32–39 |
162 |
13,1 |
171 |
13,8 |
173 |
14,1 |
40–49 |
400 |
32,3 |
336 |
27,0 |
312 |
25,5 |
50–54 |
226 |
18,3 |
264 |
21,3 |
238 |
19,4 |
55–59 |
134 |
10,8 |
136 |
11,0 |
137 |
11,2 |
60 лет и старше |
18 |
1,6 |
29 |
2,3 |
34 |
2,8 |
Информация о работе Совершенствование мотивации персонала на предприятии