Совершенствование мотивации персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на ОАО «Доломит» определить основные направления и предложить конкретные пути совершенствования существующей на предприятии системы мотивации, доказав их целесообразность и эффективность.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
изучить теоретические основы мотивации персонала;
охарактеризовать объект исследования, рассмотреть его организационную структуру, проанализировать экономическое состояние;
проанализировать существующую на предприятии систему или методы мотивации персонала;
выделить основные недостатки и проблемы существующей системы мотивации и определить основные направления их решения или устранения;

Файлы: 1 файл

Доломит.doc

— 873.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.5 – Структура затрат на покупные материалы за 2007–2009 гг. в сопоставимых ценах

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Стоимость, млн. р.

Удельный вес, %

Стоимость, млн. р.

Удельный вес, %

Стоимость, млн. р.

Удельный вес, %

Материалы всего:

В том числе:

 

7677,0

 

100,0

 

6571,0

 

100,0

 

9373,0

 

100,0

Лента транспортерная

120,0

1,6

117,5

1,8

136,8

1,5

Огнеупоры

35,1

0,5

35,7

0,5

33,3

0,4

Било

1604,0

20,9

173,9

2,6

203,5

2,2

Билодержатели

426,8

5,6

49,4

0,8

54,1

0,6

Прокат черных металлов

293,7

3,8

202,0

3,1

481,1

5,1

Резиновые сита

51,28

0,7

16,1

0,2

19,6

0,2

Сетка металлическая

170,0

2,2

82,5

1,3

138,4

1,5

Зубья ковша

118,9

1,5

179,9

2,7

379,3

4,0

Шарошки

8,5

0,1

118,2

1,8

154,5

1,6

Изоляционные материалы

18,0

0,2

217,3

3,3

220,0

2,3

Взрывчатые материалы

1953,0

25,4

2195,9

33,4

3430,0

36,6

Марганцовистое литье

226,1

2,9

240,0

3,7

450,0

4,8

Бронзовое литье

35,2

0,5

40,0

0,6

70,0

0,7

Металлорежущий и измерительный инструмент

18,7

0,2

20,0

0,3

120,0

1,3

Слесарный инструмент

14,8

0,2

300,0

4,6

22,0

0,2

Подшипники

55,3

0,7

60,0

0,9

310,0

3,3

Электроды

41,4

0,5

80,0

1,2

90,0

1,0

Кислород

49,8

0,6

50,0

0,8

60,0

0,6

Запчасти к ЭКГ 5А

386,89

5,0

400,0

6,1

450,0

4,8

Запчасти к ДЭТ-250, Т-330

90,1

1,2

100,0

1,5

120,0

1,3

Канаты

188,0

2,4

190,0

2,9

200,0

2,1

Прочие

600,5

7,8

700,0

10,7

800,0

8,5

Затраты всего (без НДС)

6506,0

-

5569,0

-

7943,0

-

Сумма НДС (ставка 18%)

1171,0

-

1002,0

-

1430,0

-


 

Как упоминалось выше, значительное влияние на увеличение материальных затрат связано с увеличением платы за топливно-энергетические ресурсы. Динамика их изменения отражена в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Динамика изменения затрат на топливно-энергетические ресурсы за 2007–2009 гг. в сопоставимых ценах

Показатель

2007 г., млн. р.

2008 г., млн. р.

Темп роста 2008 г. к 2009 г

2009 г., млн. р.

Темп роста к 2008 г.

Затраты на ТЭР без НДС

14208

16722

118

25398

152

Сумма НДС (ставка 18%)

2558

3000

-

4572

-

Всего:

16766

19722

118

29970

152


 

Как видно из таблицы 2.6, значительное увеличение затрат на ТЭР произошло в 2009 г., именно тогда произошло и значительное увеличение материальных затрат (как следствие и их доли в общей структуре затрат), а так же полной суммы затрат на производство продукции.

Снижение доли заработной платы в общей структуре затрат можно объяснить уменьшением количества работников, а так же все чаще применяемым на предприятии принципом совмещения должностей.

В 2008 г. амортизация уменьшилась в связи с уменьшением остаточной стоимости основных фондов на начало года. Амортизация увеличилась в 2009 г. в связи с пересмотром комиссии способа ее начисления на отдельные виды основных фондов, которые быстро устаревают морально и должны быть быстрее самортизированы, индексацией первоначальной стоимости, так же покупкой новых основных средств (замена пневмотранспорта на механический и на двух технологических линиях в цехе №5).

Основными резервами снижения себестоимости является уменьшение материальных затрат. Так как в силу специфики основных закупаемых материалов (например, взрывчатого вещества, имеющего наибольший удельный вес в затратах на покупное сырье и материалы), новых, более выгодных поставщиков найти трудно, то нужно обратить особое внимание на разработку и внедрение энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости продукции для уменьшения расходов на топливно-энергетические ресурсы.

 

2.2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль – это часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты всех налогов и других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль предприятия (балансовая прибыль, Пб) характеризует конечный результат производственно-финансовой деятельности предприятия. Она состоит из прибыли (убытков) от реализации продукции, работ и услуг ( ), операционных (ОФР) и внереализационных финансовых результатов (ВФР) – доходов и расходов

 

= ОФР ВФР. (2.3)

 

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, сборов и платежей из балансовой прибыли.

Данные для анализа формирования и структуры балансовой и чистой прибыли предприятия представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Анализ формирования и структуры прибыли предприятия за 2007–2009 гг.

Факторы формирования прибыли

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Факт, млн. р.

Уд.вес в , %

Факт, млн. р.

Уд.вес в , %

Факт, млн. р.

Уд.вес в , %

Прибыль от реализации

3742

205,60

3903

285,10

6063

130,38

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, всего, в т.ч.:

Операционные расходы

Операционные доходы (за минусом НДС и др. аналогичных платежей)

 

 

-15

 

1615

 

1600

 

 

-0,83

 

88,74

 

87,91

 

 

+112

 

647

 

759

 

 

+8,18

 

47,26

 

55,44

 

 

+190

 

998

 

1188

 

 

+4,08

 

21,46

 

25,54

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, всего, в т.ч.:

Внереализационные расходы

Внереализационные доходы (за минусом НДС и др. аналогичных платежей)

 

 

-1907

 

 

2002

 

 

95

 

 

-104,78

 

 

110,00

 

 

5,22

 

 

-2646

 

 

2912

 

 

266

 

 

-193,28

 

 

212,71

 

 

19,43

 

 

-1603

 

 

1723

 

 

120

 

 

-34,47

 

 

37,05

 

 

2,58

Балансовая прибыль

1820

100,00

1369

100,00

4650

100,00

Чистая прибыль

834

45,82

794

57,99

3372

72,52


 

Как видно из таблицы 2.8, балансовая прибыль уменьшилась в 2008 г., несмотря на рост объемов производства, и значительно возросла в 2009 г. Так же следует отметить, что если в 2007 г. и 2008 г. доля прибыли от реализации была 205,6% и 285,1%, а сама прибыль от реализации была значительно уменьшена на сумму оперативных и внереализационных расходов, то в 2009 г. доля прибыли от реализации в балансовой прибыли составила 130,38%, что практически в два раза меньше, чем за предыдущие годы. И тем не менее балансовая прибыль в 2009 г. значительно возросла из-за небольшой, по сравнению с прошлыми годами, долей операционных и внереализационных расходов. Достаточно большая сумма внереализационных расходов связана с покрытием убытков прошлых лет.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом и доходность отдельных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

В процессе анализа будут рассматриваться следующие показатели рентабельности продукции:

  1. Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг):

 

, (2.4)

 

  1. Рентабельность продаж реализованной продукции ( ) и рентабельность продаж ( ):

 

; . (2.5)

 

Представим данные в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Динамика показателей рентабельности продукции за 2007–2009 гг.

Показатели рентабельности

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рентабельность реализованной продукции

9,10

8,10

9,96

Рентабельность продаж реализованной продукции

8,30

7,49

9,10

Рентабельность продаж

4,00

2,60

6,90


 

Рентабельность предприятия поддерживается примерно на одном и том же уровне, за исключением 2008 г., что связано с тем, что в 2008 г. была выплачена основная сумма задолженности предприятия за электроэнергию, что значительно сократило сумму балансовой прибыли. Рост рентабельности реализованной продукции связан со значительным увеличением объема реализации и не таким сильным, по сравнению с объемом реализации, увеличением себестоимости продукции. Увеличение рентабельности продаж связано с увеличением балансовой прибыли в 2009 г. за счет увеличения прибыли от реализации и снижению доли операционных и внереализационных доходов предприятия.

 

2.2.4 Анализ численности и профессионально-квалификационного состава работников ОАО «Доломит»

От того, насколько предприятие обеспечено необходимыми кадрами, зависит и своевременность производства продукции, и степень использования различных ресурсов предприятия. Так же данные о профессионально-квалификационном составе и уровне образования персонала важны для разработки системы мотивации.

Данные по численности и профессионально-квалификационному составу представлены в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 – Численность и уровень образования работников на конец отчетного года

Наименование показателя

Списочная численность работников на конец отчетного года, чел.

2007 г.

Доля в общей численности, %

2008 г.

Доля в общей численности, %

2009 г.

Доля в общей численности, %

Всего работников, в том числе имеют:

1237

100,0

1242

100,0

1225

100,0

Высшее образование

127

10,3

138

11,1

141

11,5

Среднее специальное

263

21,3

273

22,0

267

21,8

Профессионально-техническое

390

31,5

374

30,1

390

31,8

Общее среднее

392

31,6

417

33,6

401

32,7

Общее базовое

65

5,3

40

3,2

26

2,2

Из общей численности имеют возраст, лет:

           

18–24

119

9,6

124

10,0

130

10,6

25–29

132

10,7

132

10,6

141

11,5

30

23

1,8

30

2,4

30

2,4

31

23

1,8

20

1,6

30

2,4

32–39

162

13,1

171

13,8

173

14,1

40–49

400

32,3

336

27,0

312

25,5

50–54

226

18,3

264

21,3

238

19,4

55–59

134

10,8

136

11,0

137

11,2

60 лет и старше

18

1,6

29

2,3

34

2,8

Информация о работе Совершенствование мотивации персонала на предприятии