Совершенствование мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
анализ мотивации, используемой менеджментом ЗАО «Компания «АРНИВЕСТ»;
разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ».

Файлы: 1 файл

44.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

 Метод монологического  изложения

При монологическом методе учитель сам объясняет  сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения – рассказ, лекция.

 Методы рассуждающего  изложения

Первый вариант  – создав проблемную ситуацию, учитель  анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант  – излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную  логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа лекция.

 Метод диалогического  изложения

Представляет  диалог учителя с коллективом  учащихся. Учитель в созданной  им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания – поисковая беседа, рассказ.

 Метод эвристических  заданий

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

 Метод исследовательских  заданий

Организуется  учителем путем постановки перед  учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий

Это метод при  котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения

 

Методы преподавания

Методы учения

а) сообщающий

а) исполнительный

б) объяснительный

б) репродуктивный

в) инструктивный

в) практический

г) объяснительно-побуждающий

г) частично-поисковый

д) побуждающий

д) поисковый


 

Сообщающий  метод преподавания представляет систему  приемов обеспечивающих сообщение  учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный  метод учения представляет собой  сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

 Объяснительный  метод состоит из системы приемов,  включающих сообщения и обобщения  учителем фактов данной науки,  их описание и объяснения.

Репродуктивный  метод учения – система таких  приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует  учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический  метод учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки  навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией  и изобретением.

Объяснительно-побуждающий  метод преподавания представляет собой  сочетание приемов объяснения и  побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый  метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом  преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод  учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

 

3.4. Структура проблемного урока

Структура урока  лежит в основе тематического  и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.

Структурными  элементами проблемного урока:

  • актуализация прежних знаний учащихся;
  • усвоение новых знаний и способов действия;
  • формирование умений и навыков.

Эта структура  отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.

Поскольку показателем  проблемности урока является наличие  в его структуре этапов поисковой  деятельности, то естественно, что они  и представляют внутреннюю часть  структуры проблемного урока:

  • возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
  • выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы.

Структура проблемного  урока представляющая собой сочетание  внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

 

3.5. Этапы внедрения проблемно-модульного  обучения

Выше было сказано, что «проблемность» и «модульность»  – взаимодополняющие методологические принципы. Теперь выскажем более мощный тезис – эти методологические принципы неразрывно связаны друг и другом настолько, что один не может существовать без другого. Обоснованием этого тезиса служат приведенные выше факты о том, что модульная организация работы коры головного мозга связана именно с решением каких-то проблем, постановка и решение конкретной практической проблемы предполагает привлечения соответствующего теоретического материала, т.е. «собирание» теории в «модуль» и т.д.

Для школьной программы  по экономике это означает следующее. Если вводить проблемное обучение как наиболее прогрессивную идею преподавания, неизбежно придется вводить и модульную организацию школьного курса экономики. Это не означает, что сразу придется переписывать все школьные программы по экономике – проблемно-модульную технологию обучения можно вводить поэтапно.

Необходимость указания этапов внедрения модульной  образовательной технологии в преподавании экономики в средней школе  продиктована необходимостью избежать недостатков, которые, к сожалению, у модульной образовательной технологии, как и у всякой другой, имеются.

Среди недостатков  модульной образовательной технологии исследователями часто называются следующие: 

1) фрагментарность  обучения; 

2) игнорирование  целостности и логики учебного  предмета; 

3) формирование частных, конкретных навыков в ущерб обобщенным; 

4) трудоемкость  изготовления проблемных модулей.  Но при этом исследователи  отмечают, что многие из этих недостатков наиболее явно проявляется в период становления модульной технологии, постепенно «сглаживаясь»: «Так или иначе приходится опираться на уже устоявшиеся дидактические структуры и традиционные методы обучения. Идея новой технологии появляется, как правило, в нескольких моментах, в то время как большинство характеристик учебного процесса может быть традиционным».

Тогда основной способ «сглаживания» должен заключаться  в поэтапном внедрении модульной  образовательной технологии. В преподавании математики для студентов экономических специальностей эти этапы, как представляется, суть следующие:

1. Этап усмотрения  прикладных экономико-хозяйственных  задач.

2. Этап выделения  укрупненных (узловых) проблем.

3. Этап группировки  материала школьного курса экономики  вокруг выделенных узловых проблем (разбивка материала на модули).

4. Этап подготовки  и проведения разных видов занятий по принципу проблемного изложения материала.

5. Этап обобщения  методов моделирования экономических  процессов.

После выделения  этапов нужно иметь в виду то, что переход от одного этапа к  другому должен совершаться диалектически – сначала накапливаются количественные изменения на каждом уровне (этапе), а переход на следующий уровень (этап) есть ничто иное, как качественное изменение (качественный скачок). Нарушение этого принципа неизбежно приводит к реализации вышеизложенных недостатков модульной технологии. Например, прежде чем выделять укрупненные проблемы, в эрудиции преподавателя экономики должно быть достаточно много прикладных экономико-хозяйственных задач, чтобы необходимость их изложения находилось в противоречии с традиционными формами организации учебного процесса, что неизбежно приводит к выделению укрупненных проблем.

 

3.6. Методы стимулирования производственной  динамики малого предприятия

В настоящее  время вышло в свет большое  количество учебников, учебных пособий и хрестоматий для школьного курса экономики. В начале данного пункта обсудим раскрываемость в этих учебниках вопросов стимулирования производственной динамики (мотивации труда) на малом предприятии.

Прежде всего  следует отметить, что в некоторых  учебниках вообще отсутствуют крупные разделы, полностью  посвященные микроэкономической тематике. Так, в учебнике В.С. Автономова материал, самый близкий к теме настоящей дипломной работы, излагает взаимосвязь спроса и предложения на рынке, что и определяет деятельность конкретной компании.

Практически во всех школьных учебниках экономики  хорошо раскрывается та мысль, что заработная плата является не только вознаграждением, но и средством принуждения к  труду; но вопрос этот раскрывается в  слишком общей форме, лишь на уровне идей, да еще и на макроэкономическом уровне (например, в двухтомнике Липсица И.В).

Если же в  учебнике обсуждается вопрос стимулирования производственной динамики, то это обсуждение не связывается с психологическими аспектами сотрудников – субъектов производственной деятельности. Так, в двухтомном учебнике для средней школы «Основы экономики» под редакцией профессора Иванова С.И. вопросы мотивации не увязываются с удовлетворением потребностей, что, по общему мнению психологов, является некорректным.

Таким образом, приходится сделать вывод о том, что вопросы стимулирования производственной динамики на уровне конкретного предприятия раскрыт не полностью, или вовсе не затрагивается. Но какое бы образование в будущем не получил нынешний школьник, он в конце концов придет на конкретное предприятие и будет испытывать на себе (на своих потребностях) действия менеджмента компании по мотивации труда и стимулировании производственной динамики.

Значит, возникает  необходимость в методической разработке факультативных занятий по экономике в средней школе, посвященных данной тематике.

Предлагаемая  в настоящем пункте методическая разработка факультативных занятий  на тему «Роль мотивации труда  в стимулировании производственной динамики малого предприятия» будет  включать в себя три урока – два теоретических и один практический, – а также материал к контрольному року (или, по усмотрению учителя, небольшой проверочной работе). Кроме того, разработка будет вестись с применением методов проблемного обучения.

Опишем, в чем  именно состоит применение методов проблемного обучения в данной методической разработке с привязкой к урокам. В предыдущих двух главах настоящей дипломной работы содержится много материала по теории и практике мотивации труда. Весь этот материал не может быть изложен в средней школе, да еще за три урока. Поэтому, согласно основным положениям теории проблемного обучения, необходимо выделить одну укрупненную проблему, которая в дальнейшем разбивается на две-три подпроблемы; после такого разбиения учащиеся должны будут научиться применять решения обозначенных подпроблем на примере конкретной практической ситуации. Отметим, наконец, что для рассматриваемой методической разработки неприменим термин «модуль учебного материала», поскольку, во-первых, этот термин объединяет большое количество материала, во-вторых, модуль посвящается материалу общей направленности.

Итак, проблема, обсуждаемая в методической разработке – каким образом стимулировать производительность труда на малом предприятии. Самое общее решение этой проблемы, которое должно быть сообщено учащимся на первом уроке со ссылкой на Маслоу, заключается в мотивации труда путем удовлетворения потребностей сотрудников. Отсюда вытекают две подпроблемы, рассматриваемые соответственно на первом и втором уроке: мотивация труда через удовлетворение материальных и нематериальных потребностей. И, наконец, вершиной изучения темы является самостоятельное разрешение конкретной практической ситуации на третьем уроке (семинаре-дискуссии). После чего учащиеся будут готовы к контрольному уроку (или, по усмотрению учителя, к небольшой контрольной работе).

Информация о работе Совершенствование мотивации персонала