Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:32, дипломная работа
Цель дипломной работы совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
анализ мотивации, используемой менеджментом ЗАО «Компания «АРНИВЕСТ»;
разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ».
Урок 1. Удовлетворение материальных потребностей как средство мотивации труда
Материал к уроку
Одним из универсальных методов управления мотивацией большинства работников может быть метод воздействия на мотивы вознаграждения как на цель деятельности. Одним из основных видов вознаграждения являются деньги, вступившие в качестве инструмента удовлетворения, в первую очередь, низших потребностей.
При этом деньги являются наиболее очевидным средством вознаграждения работников предприятия. Сторонники содержательных теорий мотивации относят деньги к второстепенным факторам труда. Тогда как процессуальные теории убеждают, что материальные стимулы ведут к усилению мотивации.
Необходимо отметить, что оплата труда является непосредственным мотивирующим фактором, но только при условии, что она непосредственно зависит от результатов труда. Кроме того, должны выполняться некоторые общие условия: работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между зарплатой и производительностью, заработной платы должно придаваться большое значение. Очевидно, что в российских условиях заработной плате уделяется, действительно, значительное внимание, так как ее норма зачастую низка. Для эффективного управления данным стимулом необходимо, прежде всего, добиться разбиения заработной платы на три составляющие части:
При этом не стоит упускать из виду некоторые побочные аспекты мотивации с помощью денег. При достижении определенного уровня благосостояния или в определенных ситуациях мотивирующий фактор уменьшает свое влияние на поведение работников.
Одной из главных проблем управления мотивацией является то, что структура потребностей каждого отдельного человека является в значительной мере индивидуальной и определяется не только его текущей работой, местом в социальной иерархии, ранее приобретенным опытом, но и значительным количеством индивидуальных особенностей.
Другой проблемой управления мотивацией будет являться необходимость комплексного наблюдения за работниками для определения их активных потребностей. Для этого необходимы регулярные исследования мотивации персонала.
В качестве некоторых
методов повышения
Таким образом, мотивация в своем проявлении имеет определенные закономерности, которые, при их учете, помогают менеджерам повысить эффективность влияния на поведение подчиненных, добиться более высоких показателей производительности труда, избежать трудовых конфликтов. При этом необходимо отметить, что ценность тех или иных закономерностей мотивации у различных исследователей выделена по-разному. Поэтому правильнее было бы вести речь об общих принципах реализации мотивации персонала.
План урока
Тема: «Удовлетворение материальных потребностей как средство мотивации».
Дидактическая цель: Усвоить, что мотивация труда является главной движущей силой стимулирования производственной динамики малого предприятия, а также усвоить, каким образом заработная плата, удовлетворяющая материальные потребности сотрудников, является также и стимулом мотивации труда.
Воспитательная цель: Воспитывать убежденность в необходимости получаемых знаний.
Развивающая цель:
Развивать экономическое
Тип урока: Монологическое изложение материала в стиле, выбранном учителем.
Оснащение: Учебная литература, конспекты, письменные принадлежности.
Структура урока:
Введение и организация урока 1-2 мин.
Организация урока, как правило, начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие учащихся на уроке. Затем необходимо сообщить тему урока и какие цели необходимо достичь.
В течении нескольких минут необходимо сообщить учащимся название, цели и задачи темы, которую предстоит изучить.
Закрепление материала – 5-8 мин. Необходимо задать несколько вопросов и определить усвоение материала учащимися.
Урок заканчивается
формулированием домашнего
Урок 2. Удовлетворение нематериальных потребностей как средство мотивации труда
Материал к уроку
Помимо материальных,
у сотрудников возникает
Влияние организации факторов на развитие потребностей работника представлено в таблице 8.
Таблица 8. Влияние организации факторов на развитие потребностей работника
Организационные факторы |
Внешние потребности работника | ||
Потребность в успехе |
Потребность во власти |
Потребность в признании | |
Структурные ограничения |
Снижает |
Увеличивает |
Снижает |
Ответственность |
Увеличивает |
Увеличивает |
Не отражается |
Теплота отношений |
Не отражается |
Не отражается |
Увеличивает |
Поддержка |
Увеличивает |
Не отражается |
Увеличивает |
Награда |
Увеличивает |
Не отражается |
Увеличивает |
Конфликт |
Увеличивает |
Увеличивает |
Снижает |
Стандарты работы |
Увеличивает |
Не отражается |
Не отражается |
Престиж |
Не отражает |
Снижает |
Увеличивает |
Риск |
Увеличивает |
Не отражается |
Не отражается |
В этой таблице
отражены определенные формы мотивации
организованного роста Литвина-
Следует, что в зависимости от того, какой психологический климат или организационные условия сложились в организации будет зависеть доминирование той или иной потребности или, если точнее выразиться, предрасположенность к реализации такой потребности. Так, например, при конфликте снижается потребность в признании, тогда как потребность во власти и в успехе повышается, соответственно при развитии структурных ограничений потребность в успехе, как и в признании снижается, тогда как потребность во власти увеличивается.
Соответственно, такая зависимость развития мотивации от условий, складывающихся в организации, создает предпосылки к тому, чтобы менеджеры, представители использовали то или иное организационное поле для формирования различных высших потребностей у персонала, управляя, тем самым, мотивацией.
План урока
Тема: «Удовлетворение нематериальных потребностей как средство мотивации».
Дидактическая цель: Усвоить состав и структуру нематериальных потребностей сотрудников малой фирмы, а также роль удовлетворения этих потребностей как инструмента мотивации труда.
Воспитательная цель: Указать на ценности, достигаемые в результате добросовестного труда.
Развивающая цель: Развивать экономическое мышление и творческие способности учащихся применительно к теме.
Тип урока: Монологическое изложение материала в стиле, выбранном учителем.
Оснащение: Учебная литература, таблицы, конспекты, письменные принадлежности.
Структура урока:
Введение и организация урока 1-2 мин.
Организация урока начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие учащихся на уроке. Затем необходимо сообщить тему урока и какие цели необходимо достичь.
В течении нескольких минут необходимо сообщить учащимся название, цели и задачи темы, которую предстоит изучить.
Закрепление материала – 10 мин. Необходимо задать несколько вопросов и определить усвоение материала учащимися.
Урок заканчивается
формулированием домашнего
Урок 3. Практическое занятие
Материал к уроку
Разработаем практическое
занятие для закрепления
Рассмотрим систему оплаты труда работников ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ». Система оплаты труда работников ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» включает в себя две подсистемы:
1. Оплата труда работников аппарата управления ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» получающих заработную плату – оклад;
2. Оплата труда
остальных работников ЗАО,
Таким образом, большая часть работников не имеет постоянной компоненты оплаты за труд, что противоречит рациональному подходу и социально-психологическому восприятию работником данной системы.
На основе изучения системы оплаты труда работников ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ», можно сделать вывод о том, что Положение «Об оплате труда работников предприятия ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» так и осталось формальным документом, утвержденным при создании предприятия, но так и не внедренным в жизнь, так как задачи стоящие перед системой оплаты труда не реализуются.
Было проведено исследование значения зарплаты для работника предприятия (посредством опроса работников предприятия). Данные приведены в таблице 9.
Таблица 9. Значение зарплаты для работника ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» (оценка по пятибалльной системе)
Показатели качества |
средний балл | |||
рабочие |
Специалисты | |||
Важность |
удовл. |
важность |
Удовл. | |
Потребность |
5 |
1,7 |
5 |
1,2 |
Статус, самооценка |
4,5 |
2,8 |
5 |
3,1 |
Степень значимости в сравнении Зарплата интересная работа уважение отношение в коллективе |
5 3,2 4,6 4,5 |
1,7 2,8 4,1 4,3 |
5 4,1 4,5 4,2 |
1,2 3,6 4,4 4,1 |
Справедливость при оценке труда и определении величины зарплаты |
4,6 |
2,6 |
4,9 |
2,1 |
Удовлетворенность системой оплаты |
3,5 |
1,2 |
3,2 |
1,4 |
Удовлетворенность получаемой зарплатой |
- |
0,2 |
- |
0,5 |
Сопоставление зарплаты с работниками своего отдела (участка) |
4,6 |
3,2 |
4,2 |
2,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой в регионе |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой менеджмента |
3,2 |
4 |
4,1 |
3,8 |
Показатели позволяют определить ряд выводов о значимости зарплаты для работника: