Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 12:17, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение нормативно-методического и правового обеспечение системы управления персоналом.
1. Рассмотреть теоретические аспекты нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом;
2. Исследовать существующее нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом в ОГБУ «Молодёжный центр»;
3. Разработать рекомендаций по развитию нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом ОГБУ «Молодёжный центр».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……...……....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………...……….4
1.1. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом………………………………………………………………………...…..…4
1.2. Правовое обеспечение системы управления персоналом……………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....31
Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.
Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др. Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. Содержание и структура этого документа одобрены и рекомендованы к применению Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ и Российским фондом федерального имущества. В текст Положения рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например. Правила делового поведения персонала (Кодекс деловой этики) [20, с. 19].
Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность. Типовая структура положения включает следующие разделы:
1) общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.п.);
2) задачи подразделения;
3) оргструктура подразделения (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности и взаимосвязей отдельных звеньев и работников подразделения);
4) функции подразделения;
5) взаимоотношения
подразделения с другими
6) права подразделения (в пределах возложенных на него функций);
7) ответственность подразделения (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).
Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению [15, с. 88].
Совокупность должностей служащих находит отражение в штатном расписании – документе, утверждаемом руководителем организации и содержащем сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, должностных окладах и надбавках к ним.
Для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, должна быть разработана должностная инструкция, которая составляется на основе Положения подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется Уставом, а руководителей подразделений – Положениями о них [19, с. 11].
Личностная спецификация представляет собой набор требований, которые работа на данном рабочем месте или должности предъявляет к работнику. Она вытекает непосредственно из описания работы (или рабочего места, должности) и отвечает на вопрос: «каковы черты характера, каким должен быть опыт человека, его образование для того, чтобы он успешно выполнял работу на данном рабочем месте (должности)?» Личностная спецификация дает информацию, необходимую для приема на работу или отбора нужных сотрудников, для проведения собеседования.
Наиболее полно основные требования к работнику были разработаны английским профессором А. Рождером в 1930 г. В каждом конкретном случае их состав может корректироваться. Личностная спецификация может быть составлена либо в текстовой форме, либо в табличной.
Таблица 1.1.
Личностная спецификация
Перечень требований к работнику |
Требуемые качества | ||
основные |
желаемые |
противопоказания | |
1. Физический облик 2. Достижения (образование, квалификация, опыт) 3. Интеллект (ум, смышленость) 4. Специальные способности 5. Интересы 6. Черты характера 7. Внешние условия (домашние условия, социально-бытовые условия) |
В таблице выделены три категории качеств:
1) основные требуемые качества, т.е. такие, без наличия которых работа не может осуществляться на удовлетворительном уровне;
2) желаемые качества: преимущество должно отдаваться кандидатам, обладающим ими, при условии наличия у них других главных качеств;
3) противопоказания: качества, автоматически исключающие кандидатов, хотя и подходящих по другим параметрам [16, с. 179].
Существуют и другие варианты составления личностной спецификации. Так, в США широко используется личностная спецификация М. Фрейзера, включающая пять пунктов: воздействие на других людей (физические данные, внешность, речь, манера поведения); накопленная квалификация (образование, профессиональное обучение, подготовка, опыт работы); природные способности (быстрота понимания и способность к обучению): движущая сила-мотивация (поставленные перед собой цели, решимость и последовательность в достижении целей, успех в их достижении); адаптация (эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам и вступать в контакт с людьми).
Составленная любым из этих двух способов личностная спецификация является важным инструментом при отборе кандидатов на вакантную должность, проведении отборочного собеседования, так как в их ходе качества отдельного человека, претендующего на должность, сравниваются с теми, которые содержатся в личностной спецификации и представляют собой как бы идеальный с точки зрения организации портрет будущего сотрудника [16, с. 182].
Подготовка личностной спецификации требует специальных знаний и осуществляется чаще всего профессиональным консультантом или специально обученным сотрудником службы управления персоналом. При отборе кандидатов на вакантную должность использование этого документа заключается в том, что личностные качества каждого претендента сравниваются с качествами «идеального» сотрудника
1.2. Правовое обеспечение системы управления персоналом
Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом:
1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками;
2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений [18, с. 67].
Правовое обеспечение системы управления персоналом включает:
Осуществление правового
обеспечения в организации возлагается
на ее руководителя и других должностных
лиц (в пределах предоставленных им прав
и полномочий при осуществлении
ими организационно-
Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и т.п. – все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений. Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера [16, с. 181].
В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования – Трудовой кодекс РФ, постановления правительства РФ, акты Минздравсоцразвития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.
В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнениям, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.
Основные задачи юридического отделав этой области таковы:
В систему нормативных актов о труде входят соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные), коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.
Внутренние распорядительные документы – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений [14, с. 126].
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются:
часть первая от 30.11.1994 г. № 51-Ф3;
часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-Ф3;
часть третья от 26.11.2001 № 146-Ф3 (в ред. от 21.07.2005 г.);
Каждый работодатель, вне зависимости от того, юридическое или физическое это лицо, в процессе осуществления хозяйственной деятельности всегда сталкивается с вопросами организации труда, управления трудовыми отношениями и регламентированием этих процессов.
Наглядным результатом регламентирования у конкретного работодателя внутренних трудовых и связанных с ними иных отношений является комплекс документов, именуемый кадровой документацией.
Кадровая документация - совокупность форм (документов), отражающих наличие и движение персонала.
Документированная информация составляет основу управления. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают во времени и пространстве. Документы и документированная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой.
Кадровое делопроизводство - это отрасль деятельности, документирующая трудовые отношения. Кадровая документация фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление. Для работодателей это всегда актуальный вопрос, который требует хороших знаний трудового законодательства, правил ведения и оформления документов, - недооценивать его нельзя [17, с. 118].
О важности кадровой
документации свидетельствует, прежде
всего, то, что любой кадровый документ
имеет юридическую и даже коммерческую
ценность.
С помощью некоторых кадровых документов,
используемых в качестве важных письменных
доказательств, работодатель может доказать
свою позицию в суде.
Важность кадровой документации подтверждается, прежде всего, тем, что любой кадровый документ фиксирует юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя. Например, должностная инструкция является документом, подтверждающим правомочия того или иного должностного лица на совершение юридически значимых действий, входящих в его должностные обязанности.